Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке
Update 09.11.15
Ю. Н. Холопов
ГАРМОНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
ЛАНЬ
Санкт-Петербург • Москва • Краснодар 2003
ББК 85.31 Х73
Холопов Ю. Н.
X 73 Гармония: Теоретический курс: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 544 с., ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
ISBN 5-8114-0516-2
Настоящая книга, являясь теоретическим курсом, одновременно представляет собой научное исследование фундаментальных проблем гармонии. Автор рассматривает многие коренные вопросы гармонии в виде целостной структуры, в контексте музыкальной формы.
Главная задача данного исследования - дать на современном научном уровне по возможности исчерпывающее изложение основополагающих теоретических проблем гармонии, вводящее музыку XX века в общий музыкально-гармонический контекст так же естественно, как и само искусство прошлого перешло к нашему времени.
Учебник снабжен большим количеством нотных примеров, что делает более наглядным строгое научное изложение.
Книга рекомендуется теоретикам — исследователям гармонии, а также преподавателям музыкальных вузов и студентам, изучающим курс гармонии.
ББК 85.31
Оформление обложки С. ШАПИРО, А. ЛАПШИН
Охраняется законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
© Издательство «Лань», 2003 © Ю. Н. Холопов, 2003 © Издательство «Лань», художественное оформление, 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 21
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.. 24
ГЛАВА 1. ГАРМОНИЯ.. 24
1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА В МУЗЫКЕ. 24
2. ЭТИМОЛОГИЯ.. 24
3. ГАРМОНИЯ. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.. 25
4. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ. ГАРМОНИЯ МИРА.. 26
5. ГАРМОНИЯ И КРАСОТА.. 26
6. ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ. 27
1. 28
7. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПОНЯТИЯ ГАРМОНИИ.. 30
ГЛАВА 2. КОНСОНАНС И ДИССОНАНС.. 31
1. ЭТИМОЛОГИЯ.. 31
2. СУЩНОСТЬ КОНСОНИРОВАНИЯ И ДИССОНИРОВАНИЯ.. 31
3. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ... 32
Τаблица 1. 32
Та6лица 2. 33
2. 35
4. МУЗЫКАЛЬНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ... 37
Таблица 3. 37
5. СООТНОШЕНИЕ АСПЕКТОВ КОНСОНИРОВАНИЯ И ДИССОНИРОВАНИЯ.. 39
6. ПРОБЛЕМА ОКТАВЫ... 40
3 И. С. Бах. Прелюдия и фуга для органа a-moll (с дублировкой в дуодециму) 42
7. ДВА ОСНОВНЫХ МЕТОДА ОЦЕНКИ КОНСОНАНСОВ И ДИССОНАНСОВ.. 44
7 (а) вертикальный комплекс интервалов. 48
8 Л. Бетховен. Соната ор. 2 № 1, ч. I. 52
9. КОНСОНАНСЫ, ДИССОНАНСЫ И ЛАДООБРАЗОВАНИЕ. 54
27. 54
10. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СВОЙСТВ КОНСОНАНСА И ДИССОНАНСА.. 55
9 М. Мусоргский. «Борис Годунов». 56
10 СОНАНСЫ... 57
11. ВАЖНЕЙШИЕ ТЕОРИИ КОНСОНАНСА-ДИССОНАНСА.. 59
Литература. 59
ГЛАВА 3. ЛАД.. 60
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.. 60
2. ЭТИМОЛОГИЯ.. 61
3. СУЩНОСТЬ ЛАДА.. 61
4. ИНТОНАЦИОННАЯ ПРИРОДА ЗВУКОВОГО МАТЕРИАЛА ЛАДА.. 62
5. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ТИПЫ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ. ИХ ГЕНЕЗИС.. 63
6. ОРГАНИКА И ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ЭВОЛЮЦИИ ЛАДА.. 64
7. МЕХАНИЗМ ЛАДООБРАЗОВАНИЯ.. 66
8. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАДОВ.. 67
Литература. 70
ГЛАВА 4. АККОРД.. 71
1. ЭТИМОЛОГИЯ.. 71
2. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ. 71
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ВИДЫ АККОРДОВ.. 73
11. 74
12 Мусоргский «Старый замок». 77
4. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АККОРДА.. 80
13. 83
5. ТРИ СТОРОНЫ АККОРДА.. 85
14 А - И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга 22. 85
14 Б - В. А. Моцарт. Симфония «Юпитер», ч. I. 87
14 В - А. Бородин. «Князь Игорь». 88
6. ОСНОВНОЙ ТОН АККОРДА.. 90
15. 91
16. 94
17. 97
7. ТЕРЦОВЫЙ ПРИНЦИП АККОРДОВОЙ СТРУКТУРЫ... 99
8. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ КАТЕГОРИИ АККОРДА.. 99
Литература. 100
ГЛАВА 5. ПЕРВИЧНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ НЕУСТОИ: НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ.. 100
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 100
2. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 102
ТИПЫ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ. 102
4. ЗАДЕРЖАНИЯ. АППОДЖИАТУРА.. 105
18 Дж. Перголези. Stabat Mater 106
19 А - П. Чайковский. 6-я симфония, ч. IV.. 106
19 Б - И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 108
20 И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 109
21 А - Ж. Бизе. «Кармен». 110
21 Б - И. Брамс. Интермеццо. 112
22 - П. Чайковский. 4-я симфония, ч. II. 113
23 И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 114
Л. Бетховен. Соната ор. 31 № 1, ч. II. 115
24 Л. Бетховен. 9-я симфония. 116
25 Л. Бетховен. Соната ор. 111. 116
26 М. Глинка. «Сомнение». 117
Ф. Лист. Соната h-moll 118
И. Брамс. Интермеццо ор. 119 № 1 (схема) 120
5. ПРОХОДЯЩИЕ. 121
27 А - А. Бородин. «Князь Игорь». 122
27 Б - Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». 123
28 А - А. Бородин. «Князь Игорь». 123
28 Б - П. Чайковский. «Пиковая дама». 124
29 С. Прокофьев. Токката (схема) 125
30 А - С. Прокофьев. «Война и мир». 126
П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра. 127
И. С. Бах. Бранденбургский концерт №3. 128
6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. КАМБИАТЫ... 128
31 А - Н. Римский-Корсаков. «Китеж». 130
31 Б - И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 1. 130
32 А - И. С. Бах. Месса h-moll 131
32 Б - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром.. 132
33 С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром.. 133
34 А - Жоскен Депре. Месса «Pange lingua». 135
34 Б - Й. Гайдн. Соната для фортепиано. 136
34 Г - А. Скрябин. «Поэма экстаза». 137
7. ПРЕДЪЕМ... 138
35 А - И. С. Бах. ХТК. Т. 1, фуга c-moll 139
35 Б - И. С. Бах. Страсти по Матфею.. 140
35 – В - А. Моцарт. Маленькая ночная музыка (редукция) 141
36 А - И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 1 (схема) 142
36 Б - С. Прокофьев. 1-й квартет. 143
36 В - С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». 144
8. ВЫДЕРЖАННЫЕ ТОНЫ (ПЕДАЛИ) 145
37 Н. Римский-Корсаков. «Царская невеста» (схема) 145
38 К. В. Глюк. «Орфей и Эвридика». 146
9. СВОБОДНЫЕ ТОНЫ... 148
39 С. Прокофьев. 7-я симфония. 148
40 П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. I. 149
10. КОМБИНИРОВАННЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НЕАККОРДОВЫЕ. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 149
41 А и Б - И. Брамс. Интермеццо, ор. 116 № 5. 151
42 A Л. Скрябин. Этюд ор. 8 № 12 (схема) 154
42 Б - И. С. Бах. Итальянский концерт, ч. II. 155
42 В - Ф. Шопен. Этюд ор. 25 № 2 (схема) 156
42 Г - Ф. Шопен. Скерцо Des-dur 157
43 А И. С. Бах. Итальянский концерт. 159
43 Б П. Чайковский. 6-я симфония. 160
44 Л. Бетховен. 3-я симфония, ч. I. 162
11. НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ И МОТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ФОРМЫ... 164
45 А - Ф. Шопен. Вальс h-moll 165
45 Б - П. Чайковский. 4-я симфония. 167
12. ВЛИЯНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ТОНОВ НА ГАРМОНИЧЕСКУЮ ВЕРТИКАЛЬ. 169
46 А - 15-я глава «О квартсептаккорде». 170
46 Б - 16-я глава «Об аккорде кварты и большой септимы». 170
46 В - 19-я глава «О квартнонаккорде». 171
46 Г - 25-я глава «О форшлагах». 171
47 А - Задержание к тонике. 172
47 Б - Проходящие от тоники [и вспомогательные] 174
48 А - П. Чайковский. «Евгений Онегин». 177
48 Б - С. Рахманинов. 2-я симфония. 178
48 В - Э. Григ. «Люблю тебя». 179
48 Г - Ф. Шопен. 2-я баллада. 180
48 Д - С. Рахманинов. «О нет, молю» (схема) 181
49 Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», действие II. 182
13. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ.. 186
50 Аноним Беллермана. 186
51 Аноним Беллермана «Агоге кварты», букв. «ведение через четыре». 187
52. 188
14. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРВАЛИКИ В КЛАССИКО-РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ.. 191
Литература. 193
ГЛАВА 6. ПЕРВИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ УСТОЙ: ОРГАННЫЙ ПУНКТ.. 193
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ ОРГАННОГО ПУНКТА.. 193
2. ЭТИМОЛОГИЯ.. 193
3. ВИДЫ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ.. 194
4. РОЛЬ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ. 194
5. ОРГАННЫЙ ПУНКТ НА ТОНИКЕ. 196
53 А. Бородин. «Князь Игорь», действие II (схема) 197
89. 199
6. ОРГАННЫЙ ПУНКТ НА ДОМИНАНТЕ. 199
54 А - П. Чайковский. 6-я симфония, часть I (редукция) 201
54 Б.. 204
7. ДВОЙНОЙ (И ТРОЙНОЙ) ОРГАННЫЙ ПУНКТ. 205
55 Л. Бетховен. 5-я симфония, переход к финалу. 206
56 А. Бородин. «Князь Игорь». 211
8. ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ (ПЕДАЛИ) В ВЕРХНИХ ГОЛОСАХ.. 213
57 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (редукция) 214
9. ПОЛИГАРМОНИЯ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ. ВИДЫ ПОЛИСТРУКТУР. 215
58 Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». 216
59 П. Чайковский. «Евгений Онегин» (схема) 219
10. ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 221
11. ФИГУРАЦИЯ ОРГАННОГО ПУНКТА. ОСТИНАТО.. 223
60 А. Бородин. «Князь Игорь». 224
12. ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ.. 226
61 С. Прокофьев. 8-я соната, ч. I. 228
62 Д. Шостакович. 10-я симфония, ч. I. 230
13. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАННОГО ПУНКТА.. 231
63 Органум. «Sexta hora» из «Микролога» Гвидо Аретинского. 232
64 Дж. Палестрина. Месса «L'homme armé», Agnus Dei 233
65 Жоскен Депре. Шансон «La belle se siet». 234
66 Дж. Фрескобальди. Токката «Sopra i Pedali del Organo e senza». 236
67 Дж. Фрескобальди. Три фуги, № 3. 239
Литература. 241
ГЛАВА 7. ГОЛОСОВЕДЕНИЕ.. 241
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. СУЩНОСТЬ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 241
2. ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ГОЛОСОВ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ ФАКТОРЫ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 243
3. ФАКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ГОЛОСОВ*. 244
68 П. Чайковский. «Пиковая дама», действие III, картина 5, ц. 3, такты 3—5. 247
4. КОНТУРНОЕ ДВУХГОЛОСИЕ. КОНТРАПУНКТИЧЕСКИЙ ОСТОВ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ТКАНИ.. 249
69 А - И. С. Бах. Магнификат, ария тенора «Deposuit» (оригинал) 250
69 Б - И. С. Бах. Магнификат, ария тенора «Deposuit» (расшифровка) (Л., 1972) 251
70 Φ. Шуберт. «Серенада» («контурное двухголосие») 252
71 В. А. Моцарт. Симфония g-moll, часть III. 255
5. ГЛУБИННЫЕ СЛОИ МНОГОГОЛОСНОЙ ТКАНИ. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НОРМ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.. 257
72 Л. Бетховен. 9-я симфония, часть III. 260
73. 262
74. 265
75. 266
76. 267
77. 268
78 Русская народная песня «Не орел ли с лебедем купалися». 270
80. 274
81 С. Прокофьев. «Война и мир», ария Кутузова. 277
Литература. 279
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.. 279
ГЛАВА 8. РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫХ СИСТЕМ... 279
1. ПОНЯТИЕ РОДА.. 279
Τаблица4. 281
2. ЭКМЕЛИКА.. 281
82 P. Щедрин. «Звоны». 283
3. ПЕНТАТОНИКА. КВИНТОВАЯ ПЯТИСТУПЕННОСТЬ.. 285
83. 286
84. 289
85. 292
4. ДИАТОНИКА.. 292
Таблица5. 294
5. КВИНТОВАЯ СТРУКТУРА ДИАТОНИКИ.. 295
Таблица 6. 299
86. 302
87. 307
6. КВИНТО-ТЕРЦОВАЯ СТРУКТУРА ДИАТОНИКИ.. 309
88. 310
7. МИКСОДИАТОНИКА.. 316
8. ГЕМИОЛИКА.. 319
90. 319
91. 322
92. 325
9. ХРОМАТИКА.. 326
93. 327
94. 329
95. 332
96. 337
97. 340
98 АККОРДЫ... 345
10. ФОРМЫ ХРОМАТИКИ.. 347
Таблица 7. 348
Таблица 8. 350
99. 352
11. ЭНГАРМОНИЗМЕ. РАВНОМЕРНАЯ ТЕМПЕРАЦИЯ. ПОНЯТИЯ «СТУПЕНИ» И «ЗНАЧЕНИЯ». 353
100. 354
159. 357
Таблица 9. 361
101 Д. Шостакович. 8-я симфония, ч. IV.. 365
102 С. Прокофьев. «Петя и волк». 370
103 Д. Шостакович. «Катерина Измайлова». 372
12. ПРОБЛЕМА ПОЛУТОНА. ВВОДНОТОННОСТЬ. 374
104. 378
105. 381
106. 383
13. В ЗАМКНУТОМ КРУГЕ. 385
107. 391
14. МИКРОХРОМАТИКА.. 392
108. 393
109. 395
Литература. 396
ГЛАВА 9. ЛАДЫ МОДАЛЬНОГО ТИПА.. 396
1. МОДАЛЬНОЕ ОДНОГОЛОСИЕ. 396
Миксодиатонические лады. Обиходные. 403
111 А - Грегорианская месса XII Gloria 4-го тона. 410
112 А Азербайджанский мугам «Шур». Запись К. Караева. 412
113 A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое) 417
2. ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ. 419
114 А - Русская народная песня «Ходила младешенька». 421
114 Б - Русская народная песня «Про татарский полон». 424
114 В - Русская народная песня. 426
Г Федор Крестьянин. Стихира 3-я, первая строка (длительности уменьшены) 429
Блаженна VI гласа знаменного роспева (начало и конец произведения) (длительности уменьшены) 431
115 Былина «О птицах». 432
3. ПРОБЛЕМА ОБИХОДНЫХ ЛАДОВ.. 434
Таблица 10. 434
116 Обиходный звукоряд. 437
117 Схемы обиходных ладов. 439
118 ПОЛИХОРДЫ ОБИХОДНОГО ЗВУКОРЯДА.. 441
119 Стихира «На гору учеником идущым», глас I. 452
120. 455
121. 458
122. 461
4. О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СТАРИННЫХ МОДАЛЬНЫХ ЛАДОВ.. 463
Та6лица 11. 463
Таблица 12. 463
5. МОДАЛЬНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ. МОДАЛИЗМЫ... 467
123 Гимн «Nato nobis» (XVI в.) 469
124 Трезвучия и «секстаккорды». 471
125 Дж. Палестрина. Мадригал, 1-9. 474
126. 476
127 Модальные аккорды различных ладов. 481
128 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (протяжные удары монастырского колокола [Cis1] не выписаны) 483
6. СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МОДАЛЬНАЯ ХРОМАТИКА.. 486
129 М. Мусоргский. «Детская», «В углу», т. 5-8 (модальная схема) 488
130 А. Бородин. 2-я симфония, ч. I (фрагменты) 489
7. СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ... 490
Арифметический ряд: 491
131 Симметричные лады.. 491
132 Н. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина. 493
133 Звукоступени уменьшенного лада. 495
134. 500
Литература. 501
ГЛАВА 10. ТОНАЛЬНОСТЬ.. 503
1. ПОНЯТИЕ ТОНАЛЬНОСТИ.. 503
2. МАЖОР И МИНОР. 505
135. 508
Таблица 13. 511
136. 518
137. 521
3. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. СТУПЕНИ И ФУНКЦИИ. ФУНДАМЕНТНЫЕ СТУПЕНИ И ПРОБЛЕМА ОСНОВНОГО ТОНА.. 523
Гармонический анализ мелодии. 525
138 А - А. Бородин. «В Средней Азии». 525
138 Б - М. Балакирев. «Исламей». 528
139 А – Б - П. Чайковский. «Евгений Онегин» (схема) 531
4. СОСТАВ ТОНАЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА ТОНАЛЬНОГО РОДСТВА.. 536
Τа6лица14. 536
140 А - Тональности I степени родства по Н. А. Римскому-Корсакову. 541
141 Система тонального родства И. В. Способина (1-й вариант) 543
142. 544
ГЛАВА 11. ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ.. 547
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ.. 547
2. ТИПОЛОГИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.. 548
3. МОДАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. 549
143 Воскресная стихира (см. пример 113) (модальные функции) 552
4. ТОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ... 555
145 Мелодические модели лада на основе большого и малого трезвучий. 559
146. 562
147. 565
148. 568
149. 569
5. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ТОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (ГЭ) 570
150 В МАЖОРЕ.. 571
151. 574
152 А, Б - «Двойное применение» (по Ж.-Ф. Рамо) 577
153 В МИНОРЕ.. 580
154. 582
155. 583
156. 585
157 В миноре: 589
6. МОДИФИКАЦИЯ КОРЕННЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГАРМОНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПУТНИКИ, «МНИМЫЕ КОНСОНАНСЫ» (СКРЫТЫЕ ДИССОНАНСЫ). ТИПЫ ОСНОВНОГО ТОНА. ПРОБЛЕМА МЕДИАНТ. 591
158 Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада», ч. I. 592
159. 595
160. 598
161. 601
162. 602
163 А Й. Гайдн. «Сотворение мира». 604
163 Б - Ф. Шопен. Вальс. 605
163 В - P. Вагнер. «Лоэнгрин». 607
163 Г - К. Дебюсси. Прелюдия. 609
163 Д - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром.. 611
163 E - П. Чайковский. 2-я симфония. 612
163 Ж - М. Мусоргский. «Картинки с выставки». 613
163 З - М. Мусоргский. «Картинки с выставки». 614
163 И - А. Скрябин. 3-я соната. 617
163 К - С. Рахманинов. «Есть много звуков». 619
164 А.. 620
164 Б - Л. Бетховен. Соната ор. 81а, финал. 623
165 Ф. Шопен. 625
166 A - С. Рахманинов. «Весенние воды» (схема) 627
Б - М. Глинка. «Руслан и Людмила» (схема) 628
167 С. Рахманинов. 2-я симфония, ч. III. 630
168 И. С. Бах. Кантата № 159. 632
169. 635
170 А - К. Дебюсси. «Вальс более чем медленный». 636
Б - С. Рахманинов. «Ау!». 638
В - Э. Григ. «Траурный марш на смерть Р. Нурдрока» (схема) 639
Г - П. Чайковский. «Щелкунчик» (схема) 640
7. ЛОГИКА ТОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. ФОРМУЛА TSDT КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ.. 642
8. ТОНАЛЬНОСТЬ СТРОГАЯ И РАСШИРЕННАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ.. 645
171. 647
173 А) J.-Ph. Rameau. Generation harmonique. Paris, 1737 нотный пример VI. к стр. 65. 653
Б) Гармонические звуки в диатоническом восхождении на октаву. 656
В - нотный пример XVI, к стр. 132 Гармонич. звуки в диатонич. нисхождении на октаву. 659
174 Г. Ф. Гендель. Чакона из сюиты G-dur 662
175 И. С. Бах. Итальянский концерт. 665
9. К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ.. 668
176 Р. Шуман. «Warum?». 670
10. К ПРОБЛЕМЕ «ПРЕРВАННЫХ ОБОРОТОВ». ТИПЫ АККОРДОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ.. 673
177. 675
179 А) В. А. Моцарт. 678
Б) М. Мусоргский. 680
В) 681
Г) Э. Григ. 682
Д) Р. Вагнер. 683
180 - Типы аккордовых соединений. 684
11. КВИНТОВЫЕ РЯДЫ ДИАТОНИКИ. К ПРОБЛЕМЕ УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ... 686
181 A.. 687
181 Б.. 689
182. 691
183 (А. Бородин) 694
184 А.. 695
184 Б.. 696
185 A - И. С. Бах. Соната для скрипки solo g-moll 698
185 Б - Л. Бетховен. 9-я симфония. 700
В - П. Чайковский. Хор «Соловушко». 701
12. ДИАТОНИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ.. 702
186 И. С. Бах. Прелюдия для органа. 703
187 А.. 705
188. 709
189. 711
Э. Григ. Норвежский крестьянский марш.. 711
190 Л. Бетховен. 715
13. СУБСИСТЕМЫ И МЕСТНЫЕ (ПЕРЕМЕННЫЕ) ФУНКЦИИ.. 717
191 СУБСИСТЕМЫ В МАЖОРЕ.. 718
В МИНОРЕ.. 719
192 Ф. Шуберт. Симфония C-dur, ч. IV (редукция) 721
14. ДВОЙНАЯ ДОМИНАНТА. ФРИГИЙСКАЯ (НЕАПОЛИТАНСКАЯ) СУБДОМИНАНТА.. 725
193. 726
194 Двойное применение фригийской гармонии Л. Бетховен. 730
195 H. Римский-Корсаков. «Шехеразада». 733
15. ПОБОЧНЫЕ ФУНКЦИИ. ОТКЛОНЕНИЯ (ХРОМАТИЧЕСКИЕ СУБСИСТЕМЫ). РАСШИРЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТИ.. 734
196. 735
197. 737
198. 739
199. 742
200 С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II. 745
201 М. Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора. 749
16. ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ КВИНТОВЫЕ РЯДЫ. ХРОМАТИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ. ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ... 751
202 A - С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» (редукция) 754
Б) Э. Григ. Ноктюрн (схема) 756
203 В. А. Моцарт. Симфония g-moll, ч. IV.. 758
204 M. Глинка. «Я помню чудное мгновенье...». 761
205. 764
206. 765
207 М. Мусоргский. «Борис Годунов». Пролог. 770
208 Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог (схема) 771
209 К. Дебюсси. Прелюдия, I, 1. 774
17. ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ. ПРОХОДЯЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ... 777
210 Л. Бетховен. Соната ор. 2 № 3, ч. IV.. 778
211 А С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. XVII. 781
В - Там же, вар. X; редукция. 782
212 С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. ХХII-ХХIII (схема) 785
18. АППОДЖИАТУРНЫЕ СОЗВУЧИЯ. КАДАНСОВЫЙ КВАРТСЕКСТАККОРД. ПРОЧИЕ ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ.. 789
213 А. Скрябин. Этюд ор. 42 № 5 (редукция) 790
214 Э. Григ. «Весной». 793
19. РАЗРАБОТКА АККОРДА. ВТОРИЧНЫЕ АККОРДЫ... 795
215 A) С. Рахманинов. Прелюдия As-dur (редукция) 796
Б) С. Рахманинов. 3-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. I (редукция) 798
216 А - Ф. Лист. «Забытый вальс» № 3. 800
216 Б - С. Рахманинов. Прелюдия G-dur (редукция) 803
217 А - С. Рахманинов. «Крысолов». 805
218 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (инстр. Н. Римского-Корсакова) 808
219 С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини». 809
220 А - П. Чайковский. Ноктюрн cis-moll (редукция) 812
221 П. Чайковский. 4-я симфония, ч. III. 814
20. ГАРМОНИЧЕСКАЯ КОЛОРИСТИКА. КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.. 816
222 Φ. Шопен. Этюд op. 25 № l 818
21. ЛИНЕАРНЫЕ ХОДЫ. ЛИНЕАРНОСТЬ В ТОНАЛЬНЫХ ПОСЛЕДОВАНИЯХ.. 822
223 A - Φ. Шопен. Ноктюрн op. 27 № 2 Des-dur 823
224 П. Чайковский. «Евгений Онегин», 2-я картина (схема) 825
225 C. Рахманинов. «Арион» (редукция) 827
22. АЛЬТЕРАЦИЯ. К ПРОБЛЕМЕ УВЕЛИЧЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. УВЕЛИЧЕННАЯ СЕКСТА. «СЕКСТА ЧАЙКОВСКОГО». 830
226 В МАЖОРЕ.. 832
367 В МИНОРЕ.. 833
227 А) В. А. Моцарт. Симфония C-dur 836
Б) Л. Бетховен. Соната op. 111. 838
В) Р. Шуман. «Карнавал». 839
Г) П. Чайковский. Ноктюрн Д) П. Чайковский. «Евгений Онегин». 841
Е) H. Римский-Корсаков. «Майская ночь» (редукция) 844
Ж С. Франк. Симфония. 846
(3) М. Мусоргский. «На Южном берегу Крыма», главная тема. 849
228 А) Ф. Лист. Соната h-moll 851
Б) С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром.. 854
229 А) П. Чайковский. «Ромео и Джульетта». 856
Б) Н. Римский-Корсаков. «Ночь перед Рождеством». 858
230 А, Б) 860
В) 862
Г) Φ. Лист. «Фауст». 864
Д) H. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», д. I (схема) 866
231 А) В МАЖОРЕ.. 867
Б) Побочные формы и прочие альтерации: 869
232 А) В МИНОРЕ.. 871
233 М. Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен. 875
234 А) П. Чайковский. 1-я симфония, ч. I. 877
Б) П. Чайковский. «Евгений Онегин», 5-я карт, (схема) 879
23. СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МАЖОРО-МИНОРНЫЕ СИСТЕМЫ... 881
235. 882
236 А. Бородин. «Князь Игорь». 884
Б С. Прокофьев. Здравица. 887
237 Трезвучия мажоро-минора (одноименного) 889
238 Трезвучия миноро-мажора (одноименного) 890
239 Параллельный мажоро-мииор. 891
240 Параллельный миноро-мажор. 892
241 A) Дж. Верди. «Риголетто». 893
Б) С. Рахманинов. Юмореска. 895
242 С. Рахманинов. «В душе у каждого из нас» (гармония в партии сопровождения) 897
243 А) В МАЖОРЕ.. 902
Б) В МИНОРЕ.. 904
244 A) H. Римский-Корсаков. «Кащей Бессмертный». 906
Б) С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». 908
24. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСШИРЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТИ. МОНОСТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ И ДОБАВОЧНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ДКЭ). АККОРДОВЫЕ РЯДЫ... 910
245 А. Бородин. «Князь Игорь» (схема) 912
246 Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», д. I (схемы) 916
247 Φ. Шопен. Прелюдия Es-dur (редукция) 918
25. ТРИТОНОВЫЕ ЗАМЕНЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДУБЛИ.. 920
248. 921
249. 924
250 Э. Григ, Ноктюрн (редукция) 926
Таблица 15. 930
251 С. Рахманинов. «Алеко» (редукция) 932
252. 935
253 П. Чайковский. 4-я симфония, ч. IV.. 937
254 А. Скрябин. Прелюдия ор. 48 № 1. 944
255 A) А. Скрябин. 5-я соната. 947
Б) А. Скрябин. Поэма ор. 52 № 1 (редукция) 948
Таблuцa 16. 949
256 А. Скрябин. «Танец томления» ор. 51 № 4 (схема) 952
26. ПОСТАЛЬТЕРАЦИЯ.. 954
257 А) А. Скрябин. 2-я симфония. 955
Б) А. Скрябин. 3-я симфония. 956
В) А. Скрябин. «Поэма экстаза» (схема) 958
258 А) Прелюдия ор. 49 № 2. 961
Б) «Окрыленная поэма» ор. 51 № 3. 962
В) «Загадка» ор. 52 № 2. 964
Г) «Поэма экстаза» (схема) 965
259 А. Лядов. «Гримасы». 968
27. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ.. 970
Тоблица 17. 970
260 А) Р. Вагнер. «Закат богов». 971
Б) Ф. Шуберт. «Привет тебе». 972
В) М. Глинка. «Руслан и Людмила». 973
Г.. 974
Ф. Лист. «Мефисто-вальс» (редукция) 974
Д) А. Глазунов. 5-я симфония, ч. III. 976
Е) Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка» (редукция) 977
Ж) Н. Римский-Корсаков. «Майская ночь». 979
261 А) Ρ. Вагнер. «Тристан и Изольда». 980
Б) А. Бородин. «Князь Игорь». 981
262 Р. Вагнер. «Тристан и Изольда» (схема) 982
263 Ф. Лист. «Забытый вальс» № 1, побочная тема (редукция) 984
28. СОСТОЯНИЯ ТОНАЛЬНОСТИ. ТОНАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ... 985
I. Функциональная тональность: Ц+Т+С+Ф+ 987
II. Рыхлая тональность: Ц+Т+С+Ф_. 987
264 H. Римский-Корсаков.«Сказание о невидимом граде Китеже», ария князя Юрия. 988
III. Диссонантная тональность: Ц+Т+С_Ф+ 989
265 А. Лядов. «Гримасы» ор. 64 № 1. 991
IV. Парящая тональность (атоникальность): Ц+Т_ С+Ф+ 992
266 Р. Шуман. Крейслериана, № 4 (главная тема) 994
V. Инверсионная тональность: Ц12Т+С+Ф+ 998
267 Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже». 999
VI. Переменная тональность: Ц 1-2 Т+ С+ Ф+ 1001
VII. Колеблющаяся тональность: Ц1-2-3 Т+ С+ Ф_. 1001
268 Φ. Шопен. 3-я баллада. 1002
VIII. Многозначная тональность: Ц1=2 Т+ С+ Ф_. 1006
269 С. Рахманинов. Прелюдия b-moll 1007
270 С. Рахманинов. «Из Евангелия от Иоанна» (редукция) 1009
IX. Снятая тональность: Цнеопред.Т_С_Ф_. 1015
271 Ф. Лист. Прелюды.. 1016
X. Политональность: 1018
Ц+1 1018
Т+ 1018
С+ 1018
Ф+ 1018
Ц+2 1018
Т+ 1018
С+ 1018
Ф+ 1018
272 И. Стравинский. «Петрушка». 1020
Таблица 18. 1024
29. ЭМАНСИПАЦИЯ ТЕРЦОВЫХ, СЕКУНДОВЫХ И ТРИТОНОВЫХ СВЯЗЕЙ.. 1027
Таблица 19. 1029
273 A) Ж. Бизе. «Кармен». 1029
Б) М. Мусоргский. Песня о блохе. 1031
В) М. Мусоргский. По грибы.. 1033
Г) М. Мусоргский. «Борис Годунов». 1035
Д) H. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». 1036
E) H. Мясковский. 9-й квартет. 1038
Ж) Ф. Лист. Этюд Des-dur (редукция) 1039
З) А. Дворжак. Симфония «Из Нового света». 1041
274 Риман. «Все фортепианные сонаты Л. ван Бетховена», т. I (5-е изд.), с. 303. 1049
Таблица 20. 1052
30. ОДНОТЕРЦОВЫЕ СВЯЗИ.. 1054
275 A, Б, В.. 1055
276 А.. 1058
Б) Ф. Шуберт. Симфония h-moll 1060
В) С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. XIV.. 1061
277 Л. Бетховен. Соната ор. 106. 1064
278 Д. Шостакович. «Три фантастических танца» функционально точная орфография - авторская орфография. 1067
279 А) С. Прокофьев. «Золушка», «Большой вальс». 1071
Б) С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. VI. 1073
31. МОДАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В СИММЕТРИЧНЫХ ЛАДАХ.. 1077
32. НОВАЯ СОНАНТНОСТЬ. 1078
33. СЛОЖЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ОМНИТОНАЛЬНОСТЬ (ПАНТОНАЛЬНОСТЬ) 1080
280 С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром, часть I (схема) 1083
281) С. Рахманинов. «Весенние воды» (схема) 1085
282 А) Ф. Лист. Соната h-moll (схема) 1087
Б) А. Веберн. Пассакалия ор. 1 (схема) 1089
283 С. Прокофьев. 6-я соната, ч. III. 1095
34. НОВЫЕ ТЕХНИКИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ.. 1097
Литература. 1099
ГЛАВА 12. ГАРМОНИЯ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ.. 1100
1. ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ.. 1101
2. ГАРМОНИЯ И МЕТР. 1102
284 М. Глинка. «Жизнь за царя». 1105
285 П. Чайковский. «Спящая красавица». 1108
286 И. Брамс. «Вариации на тему Гайдна». 1110
287 Л. Бетховен. Соната ор. 2 № 1, ч. II. 1113
288 В. А. Моцарт. Симфония g-moll, финал. 1115
Та6лица 21. 1118
Таблица 22. 1120
289 И. С. Бах. Инвенция C-dur 1122
3. КАДЕНЦИИ.. 1128
4. ТИПЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.. 1132
5. ГАРМОНИЯ И ТЕМАТИЗМ... 1134
6. МОДУЛЯЦИЯ.. 1135
290 Л. Бетховен. 2-я симфония, ч. II (редукция) 1137
Таблица 23. 1149
7. ГАРМОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КЛАССИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ... 1151
I 1151
II 1153
III 1155
8. ЭВОЛЮЦИЯ ГАРМОНИИ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ. 1156
291 Ф. Лист. Соната h-moll (редукция) 1158
292 А. Скрябин. Сатаническая поэма, главная тема и связующая партия (редукция) 1167
Литература. 1175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 1176
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 1179
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1179
АНАЛИЗЫ... 1179
НОТНЫЕ ОБРАЗЦЫ.. 1179
293 1.1.1. И. С. БАХ Хорошо темперированный клавир Т. I, фуга IX.. 1179
294 1.2.1. Л. БЕТХОВЕН Соната ор. 31 № 2 (часть I) 1185
295 1.3.1. Р. ВАГНЕР «Тристан и Изольда» Вступление. 1203
296 1.4.1. M. МУСОРГСКИЙ «Борис Годунов» Сцена под Кромами (фрагмент до хора «Не сокол летит по поднебесью») 1215
297. 1227
1.5.1 А. ЛЯДОВ «Волшебное озеро» Сказочная картинка. 1227
СХЕМЫ ФОРМ... 1237
1.1.2. И. С. БАХ. ХТК. Т. I, фуга IX, E-dur 1237
1.2.2. Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I. 1239
1.3.2. Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление. 1241
1.4.2. М. МУСОРГСКИЙ. «Борис Годунов». Сцена под Кромами (фрагмент) 1242
1.5.2. А. ЛЯДОВ. «Волшебное озеро». 1244
МЕТРИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ... 1247
1.2.3. Л. БЕТХОВЕН. Соната ор. 31 № 2, ч. I Метрическая структура экспозиции. 1247
1.3.3. Р. ВАГНЕР. «Тристан и Изольда». Вступление. Метрическая структура фрагмента. 1250
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 1253
ПРИНЯТЫЕ В КНИГЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.. 1253
2.1. Основные знаки тональной функциональности. 1253
2.2. Функциональные знаки расширенной тональности. 1255
2.3. Прочие обозначения гармонии. 1258
2.4. Функции частей музыкальной формы.. 1260
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 1262
ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ.. 1262
Продолжение табл. 1267
Условные обозначения: 1269
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 1271
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 1275
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга представляет собой учебник, предназначенный для специальных курсов гармонии музыкальных вузов. Процесс познания гармонии идет двумя путями. Важнейшую часть обучения составляет практическое изучение гармонии (согласно принципу «подобное познается подобным») посредством художественного приобщения к ее творению в письменных работах и игре на фортепиано. Не менее важно научно-теоретическое освоение гармонии — в лекционной части курса, при чтении научной литературы, а также в практических анализах художественных образцов. Это и является задачей данного теоретического курса. Совокупность проблем, разрабатываемых в книге, в целом соответствует ныне действующей программе вузовского курса гармонии (в теоретической части) для историко-теоретической специальности. Кроме того, в учебник включен большой материал по истории гармонии (правда, не оформленный в самостоятельные разделы). Музыкально-стилевые закономерности, рассматриваемые в книге в качестве основных, базируются преимущественно на музыке XVIII-XIX вв. («золотой век» гармонии). Однако затрагиваются и более старые эпохи, а систематика позднеромантической гармонии предвосхищает многое и в музыке XX в.
Являясь теоретическим курсом, учебник одновременно представляет собой научное исследование фундаментальных проблем гармонии, теоретическое и историческое осмысление этого явления с современных позиций. В ряде работ предшествующих лет автору доводилось заниматься многими коренными вопросами гармонии XX в., прежде всего — отечественной музыки. Продолжение этой линии, расширяющее концепцию гармонии как единого целого, требует основательного освещения наиболее существенных законов гармонии, проявившихся уже в предшествующий период. Главная задача данного исследования — дать на современном научном уровне по возможности исчерпывающее изложение основополагающих теоретических проблем гармонии, в конечном счете вводящее в музыку XX в. так же естественно, как и само искусство прошлого перешло к нашему времени.
С концепционной стороны система взглядов автора, хотя и связана генетически с учением о гармонии И. В. Способина (также в какой-то мере Ю. Н. Тюлина и Б. Л. Яворского), в действительности же исходит из философско-исторического анализа современной ситуации искусства.
Теоретическое изучение того, что лежит в основе гармонии, обнаруживает глубоко скрытые корни и движущие силы музыки, ее «логос», а также ценности столь значительные, что они остаются непоколебимыми даже при самых жестоких музыкально-интонационных катаклизмах.* Историческое прошлое мы анализируем как логически глубинные слои нашего настоящего. В этом единстве логического и исторического заключена действенная сила, позволяющая трактовать старые проблемы гармонии — консонанс и диссонанс, лад, аккорд, неаккордовые звуки, органный пункт, голосоведение — как исторически детерминированные и тем самым по сей день теоретически актуальные.
После основательной критической проверки применения на практике функциональной европейской гармонии наиболее ценной оказалась, естественно, функциональная теория (вобравшая лучшие достижения европейской теории музыки — Ж.-Ф. Рамо, М. Хауптмана, С. Зехтера). Правда, в своем оригинальном виде, у X. Римана, функциональная теория содержит и неприемлемые стороны (прежде всего это дуалистическая трактовка мажора и минора); к тому же она ориентирована только на стиль венских классиков; для нас же особый интерес представляет функциональная гармония того периода, который непосредственно вводит Новую музыку нашего столетия, — исторического перелома конца XIX — начала XX в. Поэтому для развертывания функциональной теории гармонии в наше время необходима критика и радикальная реорганизация римановской концепции.
Неприемлемы в научном отношении ни ограничение собственно функциональной трактовки (Т, S, D) только тремя аккордами (остальные трактуются как обозначаемые римскими цифрами «ступени», более или менее «сходные» с главными — I, IV и V), ни идея «смешанных» функций (например, III ступень = DT), ни подмена функций ступенями (хотя бы это и вуалировалось функциональными символами).
Какой бы «трудной» ни выглядела функциональная теория гармонии, она единственная является объяснением замечательного феномена европейской тональности (XVIII—XIX вв.). Этот феномен в науке о музыке занимает по значимости такое же место, как в самой музыке — творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского. Соответственно и верная теория функций есть сердцевина, логический центр науки о
гармонии.
С точки зрения научного метода, особенно важно провести принципиальное различие между работой собственно теоретической и практической, эмпирической. В науке истина теории должна быть показана «во весь рост», в свою полную величину, простирающуюся от эстетики художественного явления (соответственно также техники композиции), от каллистики, философии, социологии, мировоззренческих категорий через представления психологии восприятия, через физиологию музыкального ощущения, физику реального звучания (акустику, «природу») вплоть до бесстрастной красоты числовых отношений. Автор не считает, что «во всяком учении столько науки, сколько в нем математики», однако ясно, что в ряде аспектов науки о гармонии (в особенности на низшем, элемен-
Более подробно об этом см.: Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.
тарном уровне) оперирование числовыми структурами закономерно и необходимо привходит в естественный язык научной теории музыки.
К научному методу относится и способ изложения теоретического материала. Для подлинной науки о гармонии неприемлема подмена теоретического объяснения бытовыми и прочими внемузыкальными аналогиями и уподоблениями; само изложение должно быть специализированным, хотя, разумеется, материал целесообразно подавать в максимально простом и доступном виде, где многое дообъясняется в непосредственном контакте с музыкой, нотными примерами (ибо слуховое усвоение теории — важнейшая часть ее метода как способа познания музыки). Стремление к полноте изложения целого потребовало оптимального ограничения в учебнике объема текста, приходящегося на ту или иную проблему. Ввиду большого количества проблем классико-романтической гармонии (и некоторых общих) пришлось отказываться от широты охвата их содержания и тем более от отвлечений в какие-либо смежные области. По той же причине автор вынужден был сильно сократить изложение точек зрения различных теоретиков (чтобы курс «гармонии» не превратился в курс «музыкально-теоретических систем», среди которых, кстати, преобладающее значение принадлежит теориям лада и гармонии).
Для теории гармонии необходима также полная ясность в конкретном определении гармонии в произведении — функций каждого аккорда и каждого звука, притом сплошь на всем протяжении пьесы, а не в отдельных оборотах. Наука наша требует даже конкретного обозначения гармонии под нотами приводимых примеров. Такая фиксация с полной ясностью показывает теорию гармонии в практическом действии. Только при этом условии можно говорить об анализе гармонии. Вполне конкретным было определение гармонии музыкального произведения в трудах теоретиков, заложивших основы гармонической науки, таких как Рамо, Риман. Образцом может служить метод изложения в книге последнего «Все фортепианные сонаты Л. ван Бетховена. Эстетический и формально-технический анализ с историческими заметками» (1918-1919). Анализ гармонии и формы составляет там естественное музыкальное целое. Для того чтобы «сплошное» поаккордовое обозначение гармонии было возможно, анализирующему нужно не только ясное знание ее системы, но также и выработанный аппарат ее фиксации — специальный и своеобразный язык анализа. Не следует думать, что обязательность умения точно определять функции тонов и аккордов есть нечто «школьное», «для учеников». Любое серьезное научное исследование гармонии немыслимо без такого слышания. Особенно важно это по отношению к гармонии XX в., с ее плюрализмом систем. Но фундаментом современного знания является система классической гармонии и более всего — позднеромантической, достаточно подробно освещаемой в настоящем труде.
Если во времена Баха зависимость типа гармонии от местоположения части в форме выражалась сравнительно слабо, то начиная с венских классиков она проявляется чрезвычайно активно и многообразно (например, гармония развернутого вступления подчас подчиняется иным законам, чем в сонатной главной партии). Отсюда исключительная важность рассмотрения гармонии, прежде всего, в виде сплоченной целостной структуры, в контексте музыкальной формы.
Отдельные гармонии-аккорды в таком контексте значат нечто иное, чем сами по себе, и, только встроенные в формы-структуры, они проявляют свою сущность.
Все вышесказанное определяет структуру учебника.
Первая часть посвящается ряду важнейших категорий гармонии: самому понятию гармонии, ее реализации в звучании (градация консонансов и диссонансов), основным структурным понятиям гармонии во временном развертывании (по горизонтали — лад) и в одновременности (по вертикали — аккорд), факторам движения во временном развертывании (линейные неустои; в гармонии — неаккордовые звуки), возникновению феномена многоголосной гармонии (первичный гармонический устой — органный пункт), действию линейных неустоев в многоголосной ткани (голосоведению).
Вторая часть книги излагает теорию гармонических структур, начиная от элементарных