Структура слова (язык - речь)

Структура слова (язык - речь) - student2.ru

­ Конец страницы 40 ­

¯ Начало страницы 41 ¯

Важнейшим признаком речевой деятельности считается ее индивидуальный характер, который определяется коммуникативными целями говорящего или пишущего. Речевая деятельность как психофизиологический процесс характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью или нейтральностью и т.д.

Речевая деятельность вводит язык-речь (код) в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в отличие от абстрактности языка-речи. Речевая деятельность материальна, она состоит из воспринимаемых органами чувств звуков и букв, система "язык-речь" включает в себя абстрактные аналоги единиц речевой деятельности. Речевая деятельность субъективна, она является видом свободной творческой деятельности человека. Система языка-речи выступает достоянием общества, объективным по отношению к говорящим.

Итак, язык как явление может быть представлен тремя аспектами - языком, речью и речевой деятельностью, с соответствующими каждому аспекту лингвистическими единицами:

язык речь речевая деятельность
фонема аллофон звук, или фон
морфема алломорф морф
лексема аллолекс лекc
семема значение сема
слово словоформа словоупотребление
предложение высказывание фраза

Часто в языкознании пользуются только двумя терминами "язык" и "речь", включая в последнее понятие речевую деятельность.

Таким образом, язык и речь образуют единый структурный феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного языка в отдельности. Речевая деятельность представляет собой каждый раз новое психофизиологическое, материальное воплощение этого структурного феномена. В речевых произведениях материальные структурные элементы и отношения между ними представляются, как правило, в разных комбинациях. Некоторые из них применяются часто, на каждом шагу, повторяются в тыся-

­ Конец страницы 41 ­

¯ Начало страницы 42 ¯

чах и миллионах высказываний, другие используются реже, третьи совсем редкою. Исследуя материал речевой деятельности -тексты, ученые постигают стоящую за этим материалом систему языка.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение вопроса о функциях языка привело к выделению общественных функций языка, вытекающих из его роли в человеческом обществе, и внутриструктурных функций, представляющих собой проявление сущности и природы языка.

В самом общем плане под внутриструктурными функциями языка понимают выражение языковой формой определенного содержания, смысла. Отсюда вытекает одна из важнейших функций языка - мыслеформирующая, в которой язык служит средством формирования и выражения мысли. В. фон Гумбольдт называл язык "образующим органом мысли". Мысль тогда становится оформленном и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Язык материализует и выражает мысль прежде всего словом, с помощью которого именуются предметы, явления, действия.

Способностью слова служить средством наименования предметов и явлений с определяет еще одну из важнейших внутри-структурных функций языка- номинативную. Приобретенное словом свойство именовать вещи делает возможным использование имени как орудия мысли. Имя вещи становится ее знаком, что позволяет оперировать мыслью о вещи: выводить понятия о предметах, отражать существенные их свойства, строить суждения и умозаключения.

От внутриструктурных функций языка - мыслеформирую-щей и номинативной, связанных с мышлением человека и его отношением к действительности, следует отличать функции языковых единиц, связанных с устройством самой языковой системы. В этом случае говорят о функции фонемы, морфемы и других структурных единиц языка, о функции подлежащего, сказуемого,

­ Конец страницы 42 ­

¯ Начало страницы 43 ¯

дополнения и т.д. Эту функцию называют метаязыковой (от греч. meta- после, за, через), которая служит для описания самого языка.

Важнейшая общественная функцияязыка - коммуникативная,в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка люди передают друг • другу свои мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания, тем самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание. Язык дает возможность людям понять друг друг/га, организовать совместную деятельность во всех сферах жизни, оставаясь одной из сил, которые обеспечивают существование: и развитие человеческого общества.

Второй основной социальной функцией языка является аккумулятивная(от лат. accumulatio - накопление) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры. В языке, письменных текстах накапливается и передается информация от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Эта информация несет в себе знание о законах природы и общества, содержит эстетическую и культурную ценность. Каждое поколение людей развивает доставшееся ему в наследство знание и тем самым удовлетворяет потребностироста культуры, науки, производства, изменяет общественное сознание.

Помимо основных внутриструктурных и общественных функций языка выделяют второстепенные, которые обусловливаются основными и взаимодействуют с ними. К частным функциямязыка относят: экспрессивную- функцию выраже-ния настроений и эмоций говорящего; контактоустанавливающую,или фатическую- функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда необходимость передачи сколько-нибудь существенной информации отсутствует (обмен репликами о погоде, о здоровье и т.д.); эстетическую- функцию эстетического воздействия на личность с помощью языка (литература, театр, кино и т.д.); апеллятивную- функцию призыва, побуждения к тем или иным действиям и некоторые другие. Иногда выделяют свыше 25 функций языка и функций его единиц.

­ Конец страницы 43 ­

¯ Начало страницы 44 ¯

Глава IV.

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонетика(от греч. phōnē - голос, шум, звук, речь) изучает звуковой строй языка, то есть инвентарь звуков, их систему, звуковые законы, а также правила сочетания звуков в слове и потоке речи. Кроме звуков речи, фонетика изучает такие звуковые явления, как слог, ударение и интонацию. Звуки речи — явление сложное, так как каждыми звук речи оказывается одновременно фактом физическим, физиологическим и психическим. Сочетание всех трех факторов делает звук речи фактом языка, то есть фонемой. Отсюда возникают три фонетические дисциплины - акустика речи, физиология речи и фонология.

АКУСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ

Общей теорией звуказанимается раздел физики - акустика, которая рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. Физическое тело может быть любого вида: твердым - любой предмет, жидким -любая жидкость, газообразным - любой газ. Каждое из тел способно выступать источником и проводником звука. Среда служит проводником звукаа до органа его восприятия. Колебательные движения могут быть ритмичными, упорядоченными или аритмичными, неупорядоченными. Ритмичные движения производят звуки определенной, устойчивой частоты - тоны, аритмичные -неопределенной, неустойчивой частоты - шумы. Часто тон и шум объединяются в один смешанный тоно-шумовой звук.

Акустика различает в звуке следующие основные признаки: высоту, силу, длительность и тембр.

Высотазвука зависит от частоты колебаний, то есть от числа полных коле5баний в единицу времени. Полное колебание происходит при отклонении физического тела в одну сторону, за-

­ Конец страницы 44 ­

¯ Начало страницы 45 ¯

тем в противоположную и возврате в исходное положение. Чем выше частота колебаний, то есть чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук. И наоборот, чем меньше колебаний приходится на единицу времени, тем ниже звук.

Человеческое ухо различает высоту звуков в пределах от 16 до 20 000 герц, где 1 гц равен одному полному колебанию в секунду. Звуки ниже указанных пределов - инфразвуки и выше указанных пределов - ультразвуки человеческое ухо не воспринимает. Голосовые связки могут производить колебания в пределах от 40 до 1700 гц. Фактически же диапазон человеческого голоса (основной тон) находится в пределах от 80 (самый низкий тон баса) до 1300 гц (самый высокий тон сопрано). В речи средний диапазон мужского голоса по разным данным равен 85-200 гц или 100-250 гц, женского - 160-340 гц или 200-400 гц.

Важную роль в акустической характеристике звука играет силазвука, которая зависит от амплитуды, или размаха, колебаний. Амплитуда колебаний представляет собой величину отклонения звуковой волны от исходного положения, то есть расстояние от нулевого значения до высшей точки подъема звуковой волны. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук. Сила звука измеряется в децибелах (дБ). Звуки человеческого голоса находятся в пределах от 20 дБ (шепот) до 80 дБ (крик). Человеческое ухо способно воспринимать силу звука приблизительно до 130 дБ. От более сильных звуков человек глохнет. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью. Громкость зависит не только от силы звука, но и от его высоты: звуки одинаковой силы, но разной высоты воспринимаются как звуки различной громкости.

Еще одним акустическим свойством звука является его длительность,илидолгота.Длительность представляет собой продолжительность звука во времени. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Например, в русском и белорусском языках ударные гласные длительные безударных, хотя в ряде языков (немецком, французском, английском и др.) под ударе-

­ Конец страницы 45 ­

¯ Начало страницы 46 ¯

нием бывают и долгие, и краткие гласные. Длительность звуков речи невелика - приблизительно от 20 до 220 миллисекунд.

Наиболее важной для языка акустической характеристикой звука является его тембр.Колебания физического тела, создающего звуки, обычно происходят и в целом, и в отдельных его частях. Тон, создаваемый колебанием всего тела, называется основным. Основной тон, как правило, и самый сильный в звуке. Тоны, порождаемые колебаниями частей тела, называются частичными, или обертóнами(от нем. ober- верхний). Обертоны имеют большую частоту, чем основной тон, и придают звукам ту качественную характеристику, которую называют тембром. Тембр отличает один звук от другого, произношение одного и того же звука одним лицом от произношения других.

Специфический тембр каждого звука создается обертонами, их резонансными характеристиками. Резонанс(от лат. resonans - дающий отзвук) - это возрастание амплитуды колебаний под воздействием других колебаний той же частоты. Например, собственные звуковые колебания голосовых связок могут усиливаться различными резонаторами полости рта, носа или глотки. При этом необходимо, чтобы колебания резонатора совпадали по частоте с колебаниями голосовых связок. Благодаря движениям органов речи - языка, губ, мягкого нёба, язычка и т.д. - форма и объем резонатора меняются, что ведет к появлению различных резонаторных тонов.

Разные резонаторы усиливают различные составные тоны одного и того же звука. Те тоны звука, которые получают наибольшее усиление под влиянием резонаторов, называются формантамизвука. У гласных звуков может быть до семи формант, но исключительное значение имеют первая и вторая, которые и позволяют определять конкретный гласный на слух. Формантная характеристика согласных звуков, как правило, более сложная. В экспериментальной фонетике с помощью приборов получены точные данные о тоновом и формантном составе различных звуков разных языков. Ниже приводятся данные о частотах первых двух формант для некоторых гласных русского и английского языков (данные Б.Н. Головина):

­ Конец страницы 46 ­

¯ Начало страницы 47 ¯

русский английский
звуки частоты формант звуки частоты формант
[а] 620 и 1070 [а] 700 и 1100
[и] 230 и 2220 [i] 400 и 2100
[у] 240 и 615 [и] 450 и 1000
[о] 510 и 850 [о] 550 и 900
[э] 420 и 1950 [е] 500 и 1800

В живой речи начало звука по его формантным характеристикам может заметно отличаться от его середины или конца, что затрудняет создание анализаторов и синтезаторов человеческой речи.

Существуют некоторые расхождения формантных характеристик одних и тех же звуков в работах разных исследователей-фонетистов. Так, по данным Г. Фанта, усредненные частоты двух первых формант русского гласного [а] составляют 600-1000 герц, а по данным Л. Златоустовой - 800 и 1600 герц (ср. с данными Б.Н. Головина). Причина этих расхождений в том, что форманты соотносительны с основным, самым низким тоном, а он у разных людей различен.

Наши рекомендации