Министерство спорта и туризма республики беларусь национальное агентство по туризму
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
ЗАСЛАВЛЬ - ГОРОД ДРЕВНИЙ
Настоящая документация не
может быть полностью или
частичновоспроизведена,
Тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»
Минск 2007
«Согласовано»
Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь
Ч.К.Шульга
«_____ »_________________________ 2007 г.
«Утверждаю»
Директор УП «Национальное агентство по туризму»
Ю.А.Зеленская
«_____ »______________________ 2007 г.
технологическая карта экскурсии
«Заславль — город древний»
Тип экскурсии: загородная, историко-архитектурная Вид экскурсии: автобусно-пешеходная Протяженность маршрута: 50 км.
Продолжительность экскурсии: 4 часа экскурсионных (или 3 часа астрономических)
плюс 2 часа сопровождения
Для массовой аудитории Автор-составитель: Т.В. Биндель
Минск 2007
Цель экскурсии:
• способствовать воспитанию уважения к многовековой истории и культуре Беларуси, национального самосознания и гордость за свое историческое прошлое;
• содействовать расширению кругозора и формированию определенных гражданских позиций;
• привлечь внимание к истории, вызвать интерес к ее изучению, формировать позитивное отношение к сохранению наследия и бережного использования памятников материальной культуры.
Задачи экскурсии:
• на примере архитектурных и исторических памятников Заславля познакомить с историей и развитием города и дать представление о некоторых этапах истории Беларуси;
• с помощью конкретных объектов показать Заславль как историко-культурный заповедник, как один из культурных центров Беларуси;
• при проведении экскурсии с учащимися, опираясь на исторические объекты и факты, расширить и закрепить их знания по курсу истории Беларуси, вызвать интерес к ее изучению.
Общие методические указания:
• экскурсовод должен иметь большой запас знаний об истории города и страны;
• общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или личностей;
• объем материала давать с учетом состава группы, ее подготовленности и уровня знаний;
• с группой малоподготовленной и детьми продолжительные теоретические объяснения нежелательны;
• следить за чередованием длинного и короткого рассказов.
Общие организационные указания:
• при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) о проведении экскурсии в его отсутствие;
• четко указывать время и место сбора (отъезда), давать время на покупку буклетов, сувениров;
• при приезде на место приема группы проследить, чтобы не забыли в автобусе вещи.
Маршрут экскурсии:
• от места встречи с группой в Минске, на шоссе в Молодечно - по шоссе до Заславля - (налево) по объездной дороге и улице Дзержинской до Замэчка - Замэчек (остановка и выход) - обратно по улице Дзержинской и объездной дороге - въезд в Заславль по улице Великой - площадь (остановка и выход) - улица Замковая - городище "Вал" - обратная дорога в Минск.
Вступление к экскурсии:
• давать после посадки группы в автобус до начала движения - 2 - 3 мин.
• в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя; оговорить необходимые организационные вопросы; ненавязчиво, без менторства, напомнить о правилах поведения в автобусе;
• в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2 - 3 наиболее интересные объекта, не давая их подробную характеристику; назвать место начала экскурсии.
Примечание к графической части:
• в графической схеме время, указанное в графе "4", включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса (или перехода группы) к следующему объекту;
• подробная расшифровка содержания информации в графе "5" и методических приемов в графе "7" вызвана самостоятельной работой экскурсовода по подготовке экскурсии по этой теме в данное время.
Маршрут экскурсии | Места остановок | Объекты показа | Время (мин) | Основное содержание | Организацио | |
экскурсии. Перечень | нные | Методические указания | ||||
подтем и вопросов | указания | |||||
От места | Введение к теме | Обязательно | После информационного | |||
приема | экскурсии. | окончить при | вступления и начала движения | |||
группы на | "Древние города - | подъезде к | к первому объекту дать | |||
шоссе | бесценный документ | первому | введение к теме экскурсии. | |||
Минск - | нашей истории". | объекту | Образным вводным словом | |||
Молодечно | установить эмоционально-психологический контакт с группой. Вводное слово должно быть динамичным и кратким, не утомлять экскурсантов. | |||||
По шоссе | Проездом. | Виленское | Виленский тракт - | После обращения к дороге дать | ||
Минск - | шоссе | свидетель общей | справку об общности | |||
Молодечно | многовековой истории и жизни соседних стран. Общность исторической судьбы Литвы и Беларуси. Название "Литва" и "Беларусь", Вильня в духовной жизни белорусов до сентября 1939 г. | исторической судьбы Литвы и Беларуси. Объявить термины "Литва" и "Беларусь". Вариант логического перехода: "Дорога живое воплощение нерасторжимой цепи столетий. И совсем рядом один из примеров -курганный могильник". | ||||
Проездом. | Курганный могильник. | Курганный могильник конца X - начала | С помощью жеста указать местонахождение курганного | |||
XII вв. - один из крупнейших в Беларуси этого периода. | могильника, объяснить его происхождение. Вариант логического перехода: "Могильник мог принадлежать жителям только многолюдного города, каким и был в то время Засласль". | |||||
Заславль, объездная дорога -ул. Дзержинская. | Проездом. | Панорама Заславля. | Заславль - город с 1000-летней историей. Начальная история города - яркий пример междоусобной борьбы князей за власть. Летописи и легенды о Заславле. | Автобус поворачивает после указателя "Заславль" налево по объездной дороге и далее по ул. Дзержинской до Замэчка. | Обратить внимание на открывающуюся панораму Заславля. Дать справку о дате основания города и первых упоминаниях о нем. Использовать как подтверждение археологов, так и летописи и легенды. | |
У Замэчка. | Перед крестом, затем на городище. | Мемориальн ый знак-крест, холм, склоны городища, окружающая местность, городище, вал, ров. | Городище Замэчек -древнейшее укрепление Заславля. Мемориальный знак-крест. Оборонительные сооружения городища. Предположения ученых о происхождении и назначении городища. | Группа выходит из автобуса и подходит к мемориальном у знаку. Затем переходит к городищу. После | После предварительного осмотра мемориального знака, объяснить его сооружение. После показа месторасположения городища объяснить его оборонные свойства: естественные препятствия, земляные укрепления. С помощью | |
Летописи и легенды о жизни Рогнеды-Гориславы-Анастасии. Рогнеда и Изяслав в истории христианства в Полоцкой земле. | окончания рассказа группа садится в автобус, возвращается на объездную дорогу и въезжает в Заславль по ул. Великой. | данных археологии и включением собственного воображения дать реконструкцию древних деревянных укреплений крепости. Объяснить значение слова "город" в ту эпоху. С помощью образного рассказа дать описание драматических событий жизни здесь Рогнеды и Изяслава. Вариант логического перехода: "Облик Изяславля со временем изменился. А неподалеку разрастался поселок на берегах рек Свислочи и Черницы -нынешний Заславль". | ||||
Ул. Дзержинская -объездная дорога -ул. Велика я. | Проездом. | Панорама Заславля. | Заславль - город с 1000-летней историей (продолжение подтемы). "Погост" - административный пункт управления округой, торгово-ремесленный посад. Создание нового укрепленного центра. Изменение названия города. Создание | Автобус проезжает по ул. Великой и останавливает ся на площади. Группа выходит из автобуса. | На показе панорамы города объяснить существование в Изяславле XI в. двух изолированных центров и создание на территории посада нового укрепленного центра. Дать справку о создании историко-культурного заповедника. | |
историко-культурного заповедника. | ||||||
На площади. | В центре площади. | Улицы, памятный камень, башни церкви и костела. | Формирование ансамбля Рыночной площади. Планировка города. Культовая и гражданская застройка. | Группу расположить в точке лучшей видимости объектов. | После предварительного осмотра объяснить планировку площади и улиц. Дать справку о памятном камне в центре площади. С помощью жеста показать башни церкви и костела. Объяснить две территории города: замок -резиденция феодала и Рынок -центр посада. Дать справку о гражданской застройке. Вариант логического перехода: "С одним из памятников связано пребывание в Заславле Сымона Будного ". | |
Площадь -музейно-выставочный комплекс. | У музея, перед костелом. | Костел, объемы, башня, пригорок. | Заславль - одно из мест работы Сымона Будного. Костел Рождества Наисвятейшей Девы Марии - памятник архитектуры XVIII в. Заславль - один из центров Реформации в Беларуси. Сымон Будный - белорусский первопечатник. | Группа стоит у музейно- выставочного комплекса. После окончания рассказа по ул. Замковой пройти к месту Большой брамы. | После предварительного осмотра дать описание композиции храма и справку об его истории. Не увлекаясь излишними подробностями, объяснить появление протестантизма. Общий материал - только фон для местного. Дать характеристику личности Сымона Будного, его жизни и деятельности. В рассказе использовать показ фотографии памятника в | |
Несвиже с комментированием его личности. Вариант логического перехода: "Торгово-ремесленный посад примыкал к укрепленному детинцу, с этой частью города, замком, его планировкой и системой оборонительных сооружений мы познакомимся на его территории". | ||||||
От площади по ул. Замков ой к месту Большой брамы замка. | У Большой въездной брамы. | Руины брамы, место брамы. | Заславский замок -один из первых бастионных замков Беларуси. 1. Замок - место бывшего детинца, центр обороны города. Брамы -традиционные въездные сооружения в Беларуси. Большая и Малые брамы. | От Брамы группа направляется к Спасо- Преображенск ой церкви. | С помощью зрительного монтажа и образного рассказа дать реконструкцию внешнего облика Большой Брамы. Объяснить понятие "замок", "место", "брама". Вариант логического перехода: "В центре замка возвышается храм оборонного типа, известный как Спасо-Преображенская церковь". | |
От Брамы к церкви. | Перед южным фасадом церкви. | Здание церкви, башня, валы. | 2. Спасо- Преображенская церковь - бывший кальвинистский сбор. | Группу расположить на расстоянии 40-50 м от храма. По окончании | При подходе к храму дать справку о кресте как знаке освящения церкви. После предварительного осмотра храма дать краткое описание его композиции и объяснить | |
рассказа подняться на южную куртину вала. | его архитектуру как кальвинистского сбора оборонного типа. Вариант логического перехода: "Храм хорошо смотрится с высоты земляного вала". | |||||
От церкви на вал. | На южной куртине вала. | Здание церкви, башня, крыша, стены, окна, русты, ярусы. | б) Спасо- Преображенская церковь - памятник архитектуры конца XVI - конца XVII вв. Композиция храма. Его перестройки. История. | Группу расположить на валу напротив церкви. По окончании рассказа экскурсовод жестом предлагает группе повернуться лицом к юго- западному бастиону. | После предварительного осмотра церкви дать описание ее композиции. Объяснить архитектурные термины: "апсида", "руст", "аттик". Дать справку о других каменных сооружениях на территории замка. Вариант логического перехода: "Как показали раскопки, одновременно с началом каменного строительства происходит генеральная перестройка укреплений ". | |
На валу | На южной куртине. | Вал, место детинца. | 3. Заславский замок -первое фортификационное сооружение бастионного типа в Беларуси. а) Детинец и его | Группа стоит лицом к юго-западному бастиону. | С помощью вала показать укрепления древнего детинца. Объяснить историю замка как историю всего поселения. Дать реконструкцию событий первого упоминания в летописях для лучшего | |
укрепление. История замка - история поселения. Первое упоминание в летописях. Генеральная перестройка укреплений. | представления атмосферы того времени. При рассказе об истории Изяславля общий материал не должен преобладать над местным. Рассказ об исторических событиях давать с учетом состава группы и уровня знаний. Вариант логического перехода: "На месте древнего детинца возводится бастионный замок по образцу европейской средневековой фортификации ". | |||||
На юго- западном бастионе. | Вал, бастионы, куртины, ров, места промежуточ ных бастионов, место Большой брамы | б) Бастионная система укреплений. Роль бастионов. | Группа стоит на юго-западном бастионе. | С помощью сохранившихся бастионов, куртин, рва воссоздать первоначальный облик замка конца XVI -начала XVII вв. Объяснить понятие "бастион", "куртина" и их роль в обороне замка. Показать особенности фортификационных укреплений. Дать реконструкцию замка, дополнив показом рисунка архитектора С. Багласова. Вариант логического | ||
перехода: "Феодальные замки почти всегда стоят в стороне от населенных пунктов и отделяются от них системой водных препятствий". | ||||||
На северозападном бастионе. | Реки Свислочь, Черница, Княгинька, окрестности. | в) Географическая характеристика расположения замка. Природная защита. Создание водной преграды. Укрепление частновладельческих городов - защита власти магнатов и основа обороны государства. | Группу расположить на северозападном бастионе лицом к р. Свислочь. | На показе панорамы местности дать географическую характеристику расположения замка. С помощью рек Свислочи, Княгиньки, Черницы, болот и образного рассказа экскурсовода показать замок как островное укрепление - место удобное для обороны. На примере Заславля объяснить развитие частновладельческих городов и их роль в обороне государства. Вариант логического перехода: "Крепость и другие Заславские древности теперь сами нуждаются в защите". | ||
Панорама Заславля. | г) Создание историко-культурного заповедника " Заславль". | По окончании рассказа пригласить группу в музейно- выставочный | Дать справку о реставрированных объектах и создании комплекса музеев. |
министерство спорта и туризма республики беларусь национальное агентство по туризму
Автор Т.В.БИНДЕЛЬ