Тема 2. Присоединение Приамурья и Приморья к России
(форма обучения: заочная - 12 часа)
Айгуньский 1858 г. и Пекинский 1860 г. договоры. Присоединение Приамурья и Приморья в состав России. Дальневосточная политика царской России. Русско-японская война.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
(форма обучения: заочная - 2 часа)
Тема: Решение Амурского вопроса
Вопросы для обсуждения:
1. Опишите, каким был Дальний Восток к моменту присоединения к России Приамурья и Приморья.
2. Какие политические события происходили в Европейской части России в середине XIX в.? Как эти события повлияли на отношение царского правительства к Амурскому вопросу?
3. Кто и что способствовал (-ло) успешному решению для России Амурского вопроса?
4. Используя историческую карту проследите, какие земли отошли к России после подписания Айгунского, Пекинского договоров и русско-японского договора 1875 г.
Темы докладов:
1. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский.
2. Миссии адмирала Путятина в Китай и Японию.
3. Амурские экспедиции Г.И. Невельского.
4. Начало заселения русского Дальнего Востока во второй половине XIX в.
5. История основания и развития Благовещенска / Хабаровска / Владивосток
6. Этнический состав и культурно-бытовые особенности коренных народов Дальнего Востока (народы Северо-Востока Азии, охотского побережья, Приамурья и Приморья). Последствия русской колонизации.
Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(форма обучения: заочная - 10 часов)
Обучающиеся самостоятельно готовятся к семинарскому занятию, работают с рекомендованной учебной и научной литературой по дисциплине, работают над написанием эссе по выбранной теме, отвечают на тестовые вопросы по теме для оценки степени усвоения теоретических и фактических знаний на уровне репродукции.
Тема 3. Освоение и развитие Приамурья и Приморья.
(форма обучения: заочная - 14 часов)
Первая русская революция на Дальнем Востоке. Хабаровск: предпринимательство, культура, быт и обычаи горожан.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
(форма обучения: заочная - 4 часа)
Тема: Дальний Восток во II половине XIX – начале ХХ вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие меры предпринимало правительство к переселению в Сибирь и на Дальний Восток во второй половине XIX в.? Отметьте общее и отличия в переселении на восток в истории России и освоением «дикого запада» в США.
2. Проследите изменения в административно-территориальном устройстве края
в XIX – н. ХХ вв.
3. Оцените значение для последующего развития российского Дальнего Востока следующих событий строительство Китайско-Восточной железной дороги.
4. Какие события происходили во II половине XIX в. в странах Западной Европы и в США. Как эти события отразились на их внешнеполитических интересах в Восточной Азии?
5. Почему к концу XIX в. международная напряженность в регионе резко возросла?
6. Каковы причины и характер русско-японской войны? Как началась война?
7. Найдите на карте крепость Порт-Артур, город Мукден, остров Цусима. Опишите их географическое и военно-стратегическое положение.
8. Чем объяснить, что Япония была лучше подготовлена к войне, чем Россия? В чем это выражалось? Могла ли Россия победить в войне с Японией и при каких условиях?
9. Проанализируйте условия Портсмутского мирного договора. Какие уступки делала Россия Японии? Каковы итоги и значение русско-японской войны?
Темы докладов:
1. Судьба русской Америки.
2. Руководители края и их вклад в развитие Дальнего Востока (А.Н. Корф, Н.И. Гродеков, Н.Л. Гондатти).
3. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.
4. Известные предприниматели и их вклад в экономику края (А.Ф. Плюснин, И.Я. Чурин, братья Хлебниковы).
5. Русские географические исследования на Дальнем Востоке (Н.М. Пржевальский, В.П. Комаров, В.К. Арсеньев).
6. Столыпинская аграрная реформа и заселение дальневосточных земель в начале ХХ в.
7. Проблема «северных территорий».
8. Харбин – русский город на китайской земле.
Литература: основная – 1, 2, 3; дополнительная – 7, 8.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(форма обучения: заочная - 10 часов)
Обучающиеся самостоятельно готовятся к семинарскому занятию, работают с рекомендованной учебной и научной литературой по дисциплине, работают над написанием эссе по выбранной теме, отвечают на тестовые вопросы по теме для оценки степени усвоения теоретических и фактических знаний на уровне репродукции.
Тема 4. Революция и гражданская война на Дальнем Востоке.
(форма обучения: заочная - 12 часов)
Дальний Восток в 1917 г. 3-й Дальневосточный съезд Советов и провозглашение Советской власти на территории Дальнего Востока. Гражданская война и иностранная интервенция. ДВР.
Литература: основная – 1, 2, 3, 4.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(форма обучения: заочная - 12 часов)
Обучающиеся самостоятельно изучают тему, работают с рекомендованной учебной и научной литературой по дисциплине, работают над написанием эссе по выбранной теме, отвечают на тестовые вопросы по теме для оценки степени усвоения теоретических и фактических знаний на уровне репродукции.