А - И. С. Бах. Месса h-moll

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

Б - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

В примере 32А тяжелые вспомогательные звучат как неприго­товленные задержания, несмотря на то что в этих местах аккорд не вступает, а тянется.

Возможность разрыва одной из связей с аккордовым звуком дает ряд комбинированных мелодических фигур с участием вспомога­тельных. Тем самым преодолеваются некоторая ограниченность и узость действия, свойственные основному виду этого неаккордового звука. Схемы комбинированных рисунков линии (з — задержание, в — вспомогательный, а — аккордовый), пример 33.

Покинутый скачком (брошенный) вспомогательный также дает чрезвычайно острый мелодический рисунок (обнаженный «срез» энер­гичного мелодического тока) и, несколько сходно с неразрешенным задержанием (но намного слабее него из-за того, что вспомогатель­ный — на легкой доле), требует особой осторожности, часто допол­нительного гармонического обоснования.

Брошенный вспомогательный называется камбиатой.

Образцы камбиат представлены в примере 34.

Пример 34А — так называемая «камбиата Фукса» (наверное, было бы правильнее называть ее «камбиатой Жоскена», композитора, осо­бенно часто применявшего именно этот вид камбиаты — в указан­ном ритме, только в нисходящем движении, с терцовым ходом после секундового). В примере 34Б — наиболее частый вид камбиаты; гар­монически оправдывается тем, что звук камбиаты входит в состав следующего аккорда (или, по крайней мере, мог бы в него входить) и фактически является, таким образом, не столько вспомогательным, сколько скачковым предъемом (этот прием близок к арпеджиато). Встречаются, однако, и такие брошенные вспомогательные, которые

А - Жоскен Депре. Месса «Pange lingua»

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

Б - Й. Гайдн. Соната для фортепиано

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

Г - А. Скрябин. «Поэма экстаза»

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

нельзя оправдать подобным образом и которые создают резкий гар­монический эффект (пример 34В).

Полноаккордовые вспомогательные превращаются в параллелиз­мы, что приводит к выявлению особой (линеарной) функции вспомо­гательных аккордов (см. об этом в параграфе «Линеарные функции»).

Приходясь на тяжелую метрическую долю (особенно при совпа­дении со вступлением нового аккорда), вспомогательный звук пре­вращается во вспомогательное задержание (см. пример 22).

ПРЕДЪЕМ

Предъем — неаккордовый звук (обычно короткий, на последней легкой доле), заимствуемый из последующего аккорда. Тем самым предъем как бы зеркально противоположен приготовленному задер­жанию, звук которого заимствуется из предшествующего аккорда:

А - И. С. Бах. Месса h-moll - student2.ru

Наши рекомендации