А - И. С. Бах. Месса h-moll
Б - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром
С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром
В примере 32А тяжелые вспомогательные звучат как неприготовленные задержания, несмотря на то что в этих местах аккорд не вступает, а тянется.
Возможность разрыва одной из связей с аккордовым звуком дает ряд комбинированных мелодических фигур с участием вспомогательных. Тем самым преодолеваются некоторая ограниченность и узость действия, свойственные основному виду этого неаккордового звука. Схемы комбинированных рисунков линии (з — задержание, в — вспомогательный, а — аккордовый), пример 33.
Покинутый скачком (брошенный) вспомогательный также дает чрезвычайно острый мелодический рисунок (обнаженный «срез» энергичного мелодического тока) и, несколько сходно с неразрешенным задержанием (но намного слабее него из-за того, что вспомогательный — на легкой доле), требует особой осторожности, часто дополнительного гармонического обоснования.
Брошенный вспомогательный называется камбиатой.
Образцы камбиат представлены в примере 34.
Пример 34А — так называемая «камбиата Фукса» (наверное, было бы правильнее называть ее «камбиатой Жоскена», композитора, особенно часто применявшего именно этот вид камбиаты — в указанном ритме, только в нисходящем движении, с терцовым ходом после секундового). В примере 34Б — наиболее частый вид камбиаты; гармонически оправдывается тем, что звук камбиаты входит в состав следующего аккорда (или, по крайней мере, мог бы в него входить) и фактически является, таким образом, не столько вспомогательным, сколько скачковым предъемом (этот прием близок к арпеджиато). Встречаются, однако, и такие брошенные вспомогательные, которые
А - Жоскен Депре. Месса «Pange lingua»
Б - Й. Гайдн. Соната для фортепиано
Г - А. Скрябин. «Поэма экстаза»
нельзя оправдать подобным образом и которые создают резкий гармонический эффект (пример 34В).
Полноаккордовые вспомогательные превращаются в параллелизмы, что приводит к выявлению особой (линеарной) функции вспомогательных аккордов (см. об этом в параграфе «Линеарные функции»).
Приходясь на тяжелую метрическую долю (особенно при совпадении со вступлением нового аккорда), вспомогательный звук превращается во вспомогательное задержание (см. пример 22).
ПРЕДЪЕМ
Предъем — неаккордовый звук (обычно короткий, на последней легкой доле), заимствуемый из последующего аккорда. Тем самым предъем как бы зеркально противоположен приготовленному задержанию, звук которого заимствуется из предшествующего аккорда: