Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже»
Здесь доминанта разрешается в тонику, но последняя представлена двойным задержанием на органном пункте доминанты, а в момент разрешения вступает в действие новый диссонанс. Функциональная инверсия, таким образом, — в уклонении от консонанса. Красота непрерывных мягких диссонансов создает волшебно-чарующее впечатление.
Другие образцы:
♦ Шопен. Скерцо № 2 Des-dur, начало, вступление в b-moll (уклонение в тональность параллели направлено к двутональности b-Des);
♦ Мусоргский. Песня «Сиротка» — окончание не на Т;
♦ Чайковский. «Иоланта», ария Иоланты (начало и конец на D).
VI. Переменная тональность: Ц 1-2 Т+ С+ Ф+
То есть: начало в одной тональности (полно выраженной и определенной) , а окончание в другой. Тональности либо равноправны, либо одна главная, другая подчиненная.
Примеры:
♦ Бах. Mecca h-moll, Crucifixus (основная тональность e-moll, подчиненная G-dur);
♦ Моцарт. Реквием, Rex tremendae (g-moll — d-moll);
♦ Шопен. 2-я баллада (примерно равноправные тональности F-dur-a-moll);
♦ Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора (основная тональность E-dur, подчиненная C-dur);
♦ Мусоргский. «Хованщина», пляска персидок (fis-moll-G-dur);
♦ Чайковский. Романс «Мы сидели с тобой» (E-dur-cis-moll; разно-тональная сложная двухчастная форма, как бы из двух контрастных пьес; оправдывается действием внемузыкального фактора — словесного текста);
♦ Скрябин. 5-я соната (Fis-dur-Dis-dur);
♦ Шостакович. 5-я симфония, III часть, 2-я побочная тема (подчиненная тональность — f-moll, основная тональность c-moll).
VII. Колеблющаяся тональность: Ц1-2-3 Т+ С+ Ф_
То есть тоника слаба (как в рыхлой тональности), поэтому центр ощущается только тогда, когда звучит данный устой. Центр меняется с каждой новой опорой, причем его тоника всегда вполне определенна, диссонанс подчинен (если он есть); функциональность не указывает на общую тонику (но безразлично обрисовывает ее в каждой опоре). От рыхлой тональности отличается тем, что там тоника в начале и в конце одна и та же, а здесь они различны. От переменной тональности отличается тем, что в той есть крупномасштабное тональное тяготение (хотя центров его оказывается не один, а два или более), а здесь его нет.
Образец: Римский-Корсаков, «Садко», 4-я картина, песня Веденецкого гостя, I часть («Город каменный»). Также: Шопен, см. пример 268.
Другие образцы: 4 Знаменная мелодия «Господи воззвах» I гласа (Обиход нотного
пения, л. з [= 7]); центры: e-d-C-a); 4 Русская народная песня «Катенька веселая» (D-h-e);
♦ Вагнер. «Кольцо нибелунга», мотив судьбы (d-fis V);
♦ Шостакович. 5-я симфония, III часть, 1-я побочная (h-g-h-...).
268 Φ. Шопен. 3-я баллада
VIII. Многозначная тональность: Ц1=2 Т+ С+ Ф_
То есть гармония определенна, но не в одной тональности, а — в одно и то же время — в двух (примерно равным образом). От колеблющейся тональности отличается тем, что обе тональности слышатся сразу, а не попеременно.
В примере 269 показана типичная ситуация тонально-двойственного доминантового лада.
В примере 270 тональная двузначность [cis]=[A] состоит в том, что cis-moll, будучи «материнской» тональностью произведения,