Основные лингвистические дисциплины
Фонетика - исследует звуковую сторону языка.
Фонология - функциональная фонетика, использование звуков в речи, исследование общественной стороны звуков.
Лексикология - изучает слова, их значения и употребление.
Семантика (семасиология) - исследует содержание языковой формы, информацию, содержащуюся в языковых единицах.
Морфология - изучает грамматическое строение слов, словоизменение и словообразование.
Синтаксис - исследует строение предложений, правила сочетания слов.
Внутри языковедения условно различают частное и общее языковедение.
Частноеязыковедение занимается отдельным языком (например, русским, английским, турецким и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Частное языкознание – это наука об отдельном языке; например, русистика – наука о русском языке, германиистика – наука о германских языках, англистика – наука об английском языке, украинистика – наука об украинском языке и т. д.
Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Так, в науке о русском языке выделяются фонетика и грамматика, и это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания. Верно также для всех языков, что звуки речи делятся на гласные и согласные.
Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков. Если сравнить факты русского языка с фактами других языков, то окажется, что имя существительное не всегда имеет род; его нет, например, в английском и армянском, во всех тюркских и финно-угорских языках. И напротив, категория определённости-неопределённости, характерная для английского, отсутствует в русском.
Частное языковедение может быть описательным (синхроническим), описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего – факты современного языка), либо историческим (диахроническим) прослеживающим развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее с помощью сравнения между собой родственных языков их историческое прошлое.
Синхронический (от др.-греч. σύν 'вместе с' иχρόνος'время') значит 'относящийся к одновременности, к тому, что сосуществует в одно и то же время';диахронический (отδιά'через, сквозь' иχρόνος)' относящийся к движению времени, к изменению чего-либо во времени'.
Частное и практическое (прикладное) языкознание не следует смешивать с практическим знанием языка. Можно практически знать хорошо один и даже ряд языков и не располагать знанием о языке, не быть теоретически подготовленным. И наоборот, можно знать хорошо теорию языка и не владеть активно языками. Языковед – это специалист в области теории языка; человека, который владеет многими языками, называют полиглотом.
Прикладное языкознание– это применение лингвистических знаний в практической деятельности.
Важной отраслью практической деятельности языковедов является преподавание родного и неродного языков в общих и специальных школах. Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего учебных словарей и грамматик.
Важной отраслью практической деятельности языковедов являются также перевод с одного языка на другой, разработка терминологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание письменности для ранее бесписьменных народов и т. п.
Наконец, отраслью прикладной лингвистики является инженерное языкознание, возникшее в последние десятилетия. Сюда относятся использование при обучении языку технических средств, проблематика теле- и радиокоммуникации, машинный (автоматический) перевод и т. п.
Общими особенностями человеческого языка занимается общееязыковедение (оно чаще всего является теоретическим). Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно разрабатывает самые методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется так называемое типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой не только родственных, но и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т.е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).
Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные (т. е. обозначения индивидуальных предметов – определённой реки, определённой горы и т. д.); 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует и различие по числу.
Общее языковедение изучает и явления, не получившие столь широкого распространения, и даже явления одного отдельного языка, поскольку они представляют интерес для общей теории.
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение в целом (и общее, и частное), – таких, например, понятий, как «гласные» и «согласные», «предложение», «имя собственное», «грамматический род», «число», «местоимение» и мн.др. Следует стремиться к тому, чтобы толкование и использование этих понятий совпадало в общем и в том или ином частном языковедении.
Наличие разделов общего языкознания – общего и частного языкознания, теоретического и прикладного языкознания – даёт возможность современной науке о языке глубоко и всесторонне исследовать частные (отдельные), общие и всеобщие свойства языков, их функционирование и развитие, решать все те разнообразные задачи, которые ставит перед языковедением и языковедами современная жизнь.
3. Метод (от греч. methodos - «путь исследования») в языкознании:
а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией и с общей методологией, - так называемые общие методы;
б) отдельные приёмы, методики, операции, опирающиеся на определённые теоретические установки, как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка, - частные методы» (ЛЭС).
Специальными методами называются те приёмы, которые используются при изучении языка. Наличие методов исследования языков очень важно для науки. В языкознании используется много методов, основными из которых являются: сравнительно-исторический, сопоставительный, наблюдение, эксперимент и др. Эти методы используются в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой учёный.Сравнительно-исторический метод - совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, представляющее собой изучение их исторического и современного состояния с целью установления исторических закономерностей развития. С помощью сравнительно-исторического метода прослеживается эволюция генетически близких языков на основе доказательства прежде всего общности их происхождения (ЛЭС). Этот метод используется при изучении родственных языков, а также позволяет разработать научную классификацию языков мира. Сопоставительный метод - исследование и описание языка через его системное сравнение с другим языком с целью прояснения его специфичности.Сопоставительный метод направлен в первую очередь на выявление различий между двумя сравниваемыми языками. Он особенно эффективен применительно к родственным языкам, т.к. их контрастные черты проступают наиболее ярко на фоне сходных черт. В этом отношении сопоставительный метод приближается к сравнительно-историческому методу, представляя его обратную сторону: если сравнительно-исторический метод базируется на установлении соответствий, то сопоставительный - на установлении несоответствий (ЛЭС). Этот метод применяется также и при изучении неродственных языков. Он охватывает как настоящее, так и прошлое состояние сопоставляемых языков.Описательный метод применяется при изучении конкретного языка на каком-то одном временном срезе для исследования его отдельных сторон. Экспериментальный метод предполагает создание искусственных условий для изучения отдельных фактов языка с тем, чтобы обнаружить те признаки и те его свойства, которые невозможно наблюдать в естественных условиях существования и функционирования языка.