С. Прокофьев. 6-я соната, ч. III

С. Прокофьев. 6-я соната, ч. III - student2.ru

НОВЫЕ ТЕХНИКИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ

В согласии с замыслом этой книги, теория ладогармонических тональных функций охватывает период «золотого века» европейской гармонии XVIII-XIX веков как относительно монолитного целого. Но внутри него различимы стилевые слои, в общем совпадающие с члене­нием музыкальной истории. В схематическом упрощении:

♦ гармония барокко (еще с XVII века, до середины XVIII);

♦ классическая гармония (условно 1750-1825);

♦ романтическая гармония (условно 1825-1900).

Особенно важно сформулировать принципы романтической гармо­нии, в ходе эволюции которой зарождается новая система — гармо­ния XX века (ее взрывообразное обнаружение — примерно около 1908 года). Главное отличие общего принципа романтической гармо­нии (в рамках продолжающейся эволюции компонентов классиче­ской системы) состоит в том, что развитие идет в новых направлениях. В конечном счете переход гармонического мышления на новые пути эволюции обусловлен влиянием романтической эстетики искусства звуков иреализуется в виде новых техник романтической гармонии.

В ряде предыдущих разделов главы 11 они уже были рассмотрены без их противопоставления технике классической гармонии. В заклю­чительном разделе нашей задачей является лишь представление си­стемы романтической гармонии в ее соотношении с классической.

Сравнительная таблица:

С. Прокофьев. 6-я соната, ч. III - student2.ru

Пути к Новой музыке XX века: гемитоника + омнитональность = = «атональность»; ДКЭ --> серия; колористика --> сонорика и сонористика; переинтонирование традиционной формы —> новые формы ИП (индивидуального проекта). Если из содержания правой колонки вышеприведенной таблицы «вычесть» то, что в левой, а оставшееся сплотить в единую систему, мы получим многое в музыке следующе­го столетия — Прокофьева, Шостаковича, Дебюсси, Бартока, позд­него Скрябина, раннего Стравинского, раннего периода творчества нововенцев — Шенберга, Берга, Веберна.

Техники позднеромантической гармонии — канун Новой музы­ки XX века.

Литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 3-е изд. Л., 1971.

2. Баранова Т. Б. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI-XVII вв. // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М., 1980.

3. Беляев В. М. «Анализ модуляций в сонатах Бетховена» С. И. Танеева // Русская книга о Бетховене. М., 1927.

4. Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский: Сб. статей. [1927] М., 1972.

5. Берков В. О. Гармония. 2-е изд. М., 1970. Ч. I, гл. И.

6. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л., 1978.

7. Бершадская Т. С. Проблемы ладовой классификации // Советская музыка. 1971. № 8.

8. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

9. Будрин Б. В. Некоторые вопросы гармонического языка Римского-Корсакова в операх первой половины 90-х годов // Труды кафедры теории музыки Москов­ской консерватории. Вып. 1. М., 1960.

10. Веберн А. Путь к новой музыке [1932-1933] // Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.

11. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки [1863]. СПб., 1875.

12. Григорьев С. С. Теоретический курс гармонии. М., 1981. Гл. VIII-IX, XIX, XXII § 7, XXIII.

13. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel [u. a.], 1968.

14. Дернова В. П. Гармония Скрябина. Л., 1968.

15. Дилецкий Н. П. Идеа грамматики мусикийской. М., 1979.

16. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. I-II. М., 1924-1925.

17. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера [1920]. М., 1975.

18. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

19. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.

20. Металлов В. М. Осмогласие знаменного роспева. М., 1899.

21. Motte D. de la. Harmonielehre. Kassel, 1976.

22. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. В. П. Шестаков. М., 1966 [сокр.: МЭЗСВ].

23. Оголевец А. С. Введение в современное музыкальное мышление. М., 1946.

24. Одоевский В. Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов [1868] // Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956.

25. Одоевский В. Ф. Письмо князя В. Ф. Одоевского издателю об исконной велико­русской музыке [1863] // Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие.

М., 1956.

26. Протопопов С. В. Элементы строения музыкальной речи. Ч. 1-2. М., 1930-1931.

27. Риман Г. Катехизис фортепианной игры [1888]. М., 1892.

28. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкаль­ных формах [1887]. 2-е изд. М., 1929.

29. Риман Г. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов [1893]. 2-е изд. М., 1901.

30. Riemann H. Geschichte der Musiktheorie in IX.-XIX. Jahrhundert. Leipzig, 1898 (Drittes Buch).

31. Riemann H. Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre. Leipzig, 1918.

32. Riemann H. L. v. Beethovens sämtliche Klaviersolosonaten. Bd. 1-3. Berlin, 1918-1919.

33. Riemann H. Musikalische Logik. Leipzig, 1873.

34. Римский-Корсаков H. А. [Нотные записные книжки] // Полное собрание сочине­ний. Литературные произведения и переписка. Т. 4, доп. М., 1970. С. 120, 18-21, 47, 194, 227, 231, 255-256, 261, 265.

35. Римский-Корсаков H.A. Учебник гармонии. Практический учебник гармонии [1884-1885; 1886] // Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 4. М., 1960. С. 518-523.

36. Ройтерштейн М. И. Введение в анализ гармонии. М., 1984.

37. Рыжкин И. Я., Мазель Л. А. Очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 1-2. М., 1934-1939.

38. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.

39. Способин И. В., Дубовский И. И., Евсеев С. В., Соколов В. В. Практический курс гармонии. Ч. I-II. М., 1934-1935 (также: Дубовский И. И., Евсеев С. В., Спосо­бин И. В., Соколов В. В. Учебник гармонии. М., 1973 и переизд.).

40. Танеев С. И. Несколько писем по музыкально-теоретическим вопросам // С. И. Та­неев. Материалы и документы. Т. 1: Переписка и воспоминания. М., 1952.

41. Танеев С. И. Письмо к П. И. Чайковскому от 25.7 (6.8) 1880 г. // Чайковский П. И., Танеев С. И. Письма. М., 1951.

42. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [1909]. 2-е изд. М., 1959.

43. Тифтикиди Н. Ф. Теория однотерцовой тонально-хроматической системы // Во­просы теории музыки. Вып. 2. М., 1970.

44. Тюлин Ю. Н. Современная гармония и ее историческое происхождение // Теоре­тические проблемы музыки XX в. Вып. 1. М., 1967.

45. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.

46. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. Ч. 1. М., 1996.

47. Холопов Ю. Н. Древнегреческие лады // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М, 1974; Наклонение // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М., 1976; Средневековые лады. Тональность. Форма музыкальная. Функции ладовые // Музыкальная эн­циклопедия. Т. 5. М., 1981.

48. Холопов Ю. Н. О гармонии Г. Шютца // Генрих Шютц. М., 1985.

49. Холопов Ю. Н. Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Ростов-на-Дону, 2002.

50. Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 2. М., 1975.

51. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии (1871) //

Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 3. А. М., 1957.

52. Этингер М.А. Раннеклассическая гармония. М., 1979.

53. Яворский Б. Л. Несколько мыслей в связи с юбилеем Листа // Музыка. 1911. № 45.

54. Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи. Ч. 1-3. М., 1908.

Наши рекомендации