Работа над станковой композицией на 2 курсе живописного факультета
«Оплакивание». Дипломная работа И.М. Кравцова. Руководитель – проф. А. А. Мыльников. НИМ РАХ Санкт-Петербург
Над входом в здание Академии Художеств написано: «Свободным художествам». «А что это значит?» - спросил своих студентов Алексей Константинович Соколов. Мы не смогли сразу ответить. «Уметь все, а делать то, что хочешь», - ответил за нас Сергей Николаевич Репин.
Результатом шестилетнего курса обучения на живописном факультете является дипломная работа. В нашем случае - станковая картина. Начиная разговор о работе над композицией на младших курсах, необходимо проанализировать, из чего складывается тот багаж знаний, с которым студент подходит к выполнению дипломной работы. Каждый семестр, начиная с первого курса, студентам предлагаются 2-3 темы для выполнения композиционных эскизов. За несколько лет обучения при полноценной и постоянной работе студент накапливает богатый материал, этюды, наброски, эскизы (тональные и цветовые), приобретает тот необходимый опыт, который поможет ему в работе над дипломной картиной. Часто бывает, что эскизом для картины становится одна из семестровых композиций. Но не редкость и другое. Во втором семестре пятого курса нужно определяться с темой будущей дипломной работы, а из прежних эскизов выбрать нечего. Студент начинает лихорадочно искать новую тему, браться то за одну, то за другую. Так как времени на это отводится не так много, зачастую все заканчивается показом сырого, непродуманного эскиза, когда молодой художник для себя точно не уяснил, почему он взял эту тему. Не говоря уже о том, чтобы внятно и обоснованно сформулировать фабулу своей картины, ее идею. Причиной этого, видимо, являются недоработки прошлых лет, неумение самостоятельно, методично и грамотно подойти к работе.
И. М. Кравцов перед обходом
Существует еще одна причина, которая мешает осознать важность работы над композицией, она носит объективный характер и может показаться не настолько важной, но она в немалой степени влияет на ход работы. Учебный процесс построен таким образом, что студент каждый день посвящает 2 часа рисунку и 3 часа живописи, по этим дисциплинам происходит регулярный полноценный тренинг. Молодой художник работает в четком, довольно жестком режиме, привыкая к планомерной работе над учебными поставками. Для композиции как предмета в учебном расписании часов просто не отводится. И хотя работа со студентами ведется постоянно, в перерывах между занятиями или после них, она не всегда становится системной. Студент исподволь делает для себя приоритетной работу над живописью и рисунком, над композицией работает от случая к случаю, лихорадочно нагоняя упущенное к концу семестра. Иногда бывает так, что из-за неорганизованности и неправильности ведения работы, хорошая изначально идея не находит воплощения в эскизе из-за недостатка времени. Поэтому нужно уделять больше внимания и времени работе в степах учебной мастерской.
Работа над композицией начинается с выбора темы. Студентам предлагается выполнить эскизы композиций на 2-3 заданные темы, утвержденные кафедрой. Бывает так, что из-за неорганизованности и неправильного ведения работы, хорошая изначально идея не находит воплощения в эскизе из-за недостатка времени. Поэтому нужно уделять больше внимания и времени работе в стенах учебной мастерской. Иногда одна из тем - «сквозная», общая для всех групп младших курсов, связанная со знаменательным событием, праздником, творческими конкурсами. Часто это приносит хорошие результаты: появляется соревновательность, стимул в работе, возможность проанализировать общий результат на просмотре, оценить уровень студентов в сравнении.
Очень важно, чтобы темы были разнообразны по задачам, даже контрастны противоположны, но в то же время точно сформулированы. Например, поработать в одном семестре и над исторической, и над современной темой; решить станковую задачу или задачу более декоративного плана. Это поможет молодому художнику полнее раскрыть свой потенциал, диапазон своих возможностей. Чтобы, встав перед выбором дальнейшего пути при распределении по профессиональным мастерским, он трезво представлял и оценивал свои силы, характер и специфику задач, которые будут ставиться в дальнейшем процессе обучения.
При обсуждении тем необходимо большое внимание уделить внутреннему содержанию будущих эскизов, чтобы работа была направлена на создание образного, наполненного, эмоционального, содержательного произведения. Необходимо также постоянно помнить, что главным является содержание картины, а средства, привлекаемые к работе, должны помогать в раскрытии замысла. Нужно обращать постоянное внимание на то, что будущая картина должна быть интересна не только самому художнику, но и зрителю, заставляла бы его сопереживать, находила бы созвучие и отклик в его душе.
Важна и завершенность идеи, поэтому она не должна носить случайный, мелкий или частный характер, а, напротив, должна быть выражена в емкой, законченной форме.Простой вопрос: что? И ради чего художник изображает? - поможет студенту точнее сформулировать идею своей картины.
И. М. Кравцов в мастерской
Последовательность
Практическая работа начинается с исполнения форэскизов. Важно сделать их как можно больше, не замыкаясь на одном, хотя и удачном. Это дает возможность шире и разнообразнее вести поиск нужного решения. На первом этапе, когда идея только зарождается, когда одна мысль опережает другую, допустимо, чтобы эскизы были быстрыми, живыми и незавершенными. Но когда решение начинает складываться, появляется пластический строй, необходимо стараться придать эскизам точные и законченные формы. Ведь, кроме своей вспомогательной функции, эскиз несет в себе и самостоятельную художественную ценность. Это дисциплинирует студента, приучает его к культуре в работе с материалом, к серьезному отношению. Одновременно с тональными эскизами нужно вести поиск цветового решения, чтобы в общих чертах видеть свой замысел целиком.
На семестровых просмотрах бывает иногда так, что вся подготовительная работа намного интереснее окончательного цветового эскиза. Это происходит из-за недооценки важности поиска цветового решения именно на начальном этапе работы. Другая причина состоит в том, что студенты, увлекаясь поиском решения, сбором материала, тональными эскизами, не всегда правильно распределяют свое рабочее время. Задача педагога - поговорить о том, как правильно и методично построить работу в конкретных временных рамках, примерно обозначить количество времени для того или иного этапа.
Следующий этап - сбор материала - очень важен в работе над эскизом.Часто студенты не понимают значения и необходимости этой работы. Недостаток информации и жизненного опыта не дают возможности наполнить эскиз тем содержанием, которое помогает полнее раскрыть замысел. Будь то историческая тема или современный сюжет, сбор материала необходим. В первом случае он поможет студенту изучить материальную среду той эпохи, к которой он обратился (костюмы, быт, нравы и т. д.). Большую помощь в этом оказывают книги, посещение музеев. С современной темой, казалось бы, проще. Проще найти в окружающем тебя мире необходимый материал. Но бывает, что студент испытывает затруднения в том, чтобы увидеть то ценное и нужное для работы, что находится рядом. Необходимо как можно больше делать наброски, зарисовки, работать с литературой. Для некоторых студентов проблемой является неумение отобрать необходимое из большого количества собранного материала. Сбор материала является большим подспорьем в работе над композицией. Кроме своего практического значения помогает студенту расширить свой кругозор, приобрести новые знания, повысить свой образовательный уровень.
Затем следует тональный эскиз, так называемый картон. Приступая к картону, необходимо помнить что, хотя он имеет вспомогательное значение, может выступать и как самостоятельное законченное произведение. Поэтому он должен быть хорошо выполненным полноценным эскизом. Картон необходимо выполнять в том же размере, в котором будет выполнен цветовой эскиз. Желание студентов сделать эскиз, как можно большего размера, не всегда оправдано. Размер и формат эскиза должны быть обоснованы и продиктованы замыслом композиции, пластическим решением, степенью наполнения деталями. Очень важен выбор материала для исполнения картона. Нежелательно использовать мягкий материал (уголь, сангину, соус, пастель и т. п.). При всей внешней эффектности, мягкий материал не всегда позволяет решить в небольшом размере поставленную задачу. Излишняя подвижность материала может помешать проработке деталей, лучше обратиться к темпере или маслу.
В цвете тональный эскиз не обязательно делать именно черно-белым. Если использовать черный и белый цвета в полную силу, может возникнуть излишняя жесткость тональных отношений из-за сильных контрастов черного и белого. Нужно смягчить контрасты, не используя в полную силу обе краски. А лучше выбрать материал и цвет для исполнения картона, исходя из окончательного цветового решения эскиза. Иногда можно даже приблизиться к палитре, которая будет доминировать в будущей работе, художнику будет проще перейти к цветовому решению холста.
После исполнения картона начинается работа над цветовым эскизом непосредственно. Выполняется, как правило, маслом, реже -темперой. Важным моментом является подготовка холста. Нужно обратить внимание студентов на то, как правильно подобрать холст, с какой фактурой, какой грунт использовать, какими разбавителями пользоваться. Важно рассказать о возможности применения разных технических приемов, об использовании имприматуры. Все это должно диктоваться задачей, поставленной перед художником.
Студенту необходимо как можно чаще советоваться с преподавателем, желательно - на каждом этапе ведения холста. Очень важно, чтобы предыдущая подготовительная работа постоянно использовалась студентом, была востребована. Часто возникает необходимость делать дополнительные эскизы, наброски, вносить коррективы в уже сделанное. Правильное и грамотное отношение студента к выполнению семестровых эскизов по композиции позволит ему в должной мере оценить важность этой работы и поможет ему в дальнейшей творческой жизни.
И. М. Кравцов
доцент