Словарь терминов и персоналий
Тема: История как наука. Структура исторического знания
План лекции:
1.История как наука. Структура исторического знания.
2. Сущность, формы, функции исторического знания.
3. Исторические источники и их классификация.
4. Основные этапы развития науки. Место истории в системе наук.
5. Методология исторической науки.
Целевая установка | Формируемые понятия | Базовая информация (знания предш. образования) |
Раскрыть понятийный аппарат исторической науки, ее методологические основы, место исторической науки в системе общественных и естественных наук, ее роль в обществе. Осветить основные группы исторических источников, процесс становления и развития отечественной историографии. Познакомить со становлением истории как науки, ее объектом, предметом, задачиами взаимосвязью с другими науками, основными понятиями. | История, история как наука, структура исторического знания, предмет истории, объект истории, исторический источник, метод, методология, методологический подход, общественно-экономическая формация, формационный подход, цивилизационный подход, хронологический подход | Знания, полученные курсе истории Отечества, обществознания |
Экзаменационные вопросы | Контроль знаний на семинарах |
1. История как наука. Предмет и структура исторического знания. Основные методологические подходы к изучению истории. 2. История развития науки. Место исторической науки в научном мировоззрении. Сущность формы и функции исторического знания. | Дискуссия, обсуждение рефератов, опрос |
Иллюстрации к лекции:
Видеофильм | Слайды | Таблицы |
- | - | - |
Фамилии ученых, развивающих проблему:
Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский Н.И. Данилевский, К.Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, К.Маркс, Ф. Энгельс.
Интеграция с другими кафедрами:
кафедра философии, биоэтики и права
Рекомендуемая литература:
1. Драч Г.В, Коляда Н.А., Штомпель О.М.,. История мировых цивилизаций. – М.: Кнорус, 2012. – 464 с.
2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / Б.Н. Кузык, Яковец; Ю.В. авт. вступ. ст. А.Д. Некипелов. — М.: Институт экономических стратегий, 2008. — 576 с.
3. Морозова О.М. Всемирная история: справочник. – Изд. 2-е, стер. – Феникс: Ростов-на Дону, 2010. – 668с.
4. Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – Волгоград: Издатель, 2003 – 224 с.
5. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – Питер: Спб, 2011. – 529с.
6. Яковец Ю.В. Исторические циклы //http://abuss.narod.ru/Biblio/jakovets.htm
7. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории, М.: РГГУ, 2008.-358 с.
8. Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Н. Сидорцова.- Минск: ТетраСистемс, 2006.- 348 с.
Словарь терминов и персоналий
Абстрагирование — мысленное отвлечение от каких-то свойств конкретного, выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя.
Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором за основу принимаются некоторые исходные постулаты (аксиомы); последующие утверждения этой теории выводятся логическим путем.
Анализ — логический прием мысленного расчленения явления или процесса (предмета) на части (признаки, свойства, отношения).
Аксиология - учение о ценностях; цель учения — исследовать высшие смыслообразуюшие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого и т. д.
Альтернативность в истории - представление, допускающее одну из двух или нескольких возможностей развития событий.
Антропологизация (от гр. апthropos — человек) — явление в историографии, ставящее в центр исследования «человека» (в противовес, например, «событийной» историографии или истории классов, государственных, общественных институтов) и сопровождающееся заимствованием подходов и методов культурной антропологии.
Бифуркация (от лат. bifurcus — раздвоенный) — точки ветвления процесса, порождающие новую линию эволюции; в этих точках система избавляется от отживших структур и формирует новые; термин введен представителями бельгийской школы И. Пригожина.
Бифуркационные механизмы — совокупность состояний и процессов, из которых складывается действие, когда система проходит через одно из пороговых состояний, совершая переход, ведущий к качественному изменению протекающих в ней процессов, к изменению ее организации.
Восхождение от абстрактного к конкретному — общенаучный метод познания, позволяющий перейти от ограниченного знания к более полному, конкретному, теоретическому знанию.
Время историческое — время, наполненное историческими событиями и зависящее от их характеристик; введено В. Дильтеем.
Всемирно-исторический - понятие, в котором выражается единство и целостность человеческой истории, скрытые за внешним многообразием локально-исторического.
Геополитика (от гр. geo — земля) — междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, военных отношений, обусловленных географическим положением страны (региона) и другими факторами (климатом, природными ресурсами, расселением и т. д.); цель геополитики — разработка геостратегии государства, т. е. направлений его внешнеполитической деятельности.
Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов, исходя из их содержания, а не из их объяснение через контекст.
Гипертекст — сверхтекст (дополнительный текст); используется в компьютерных системах представления знания.
Глобализация — философско-культурологическая интегративная концепция, отражающая тенденции развития мировой истории на современном этапе. Г. утверждает, что современное общество — это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности (установление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции, предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, решение экологических, демографических, энергетических, продовольственных проблем, а также связанных с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства).
Гносеология — теория познания, изучающая его возможности, исследующая источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.
Дедукция (лат. deductio — выведение)— метод систематизации накопленного и теоретически осмысленного материала и выведения из него всех следствий; построение научной теории.
Диалог — логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством своих смысловых позиций; такое взаимодействие ведет к кристаллизации идей, их творческому взаимодействию и синтезу.
Диахронический (гр. dia — через, chronos - время) метод -см. Метод.
Индукция — логический переход от единичных фактов (всех или не всех) к общим положениям и возможно вероятным посредством установления сходства, различия, сопутствующих изменений.
Информатизация — совокупность процессов, происходящих во всех сферах общества и связанных с качественно новым уровнем производства, переработки и передачи информации.
Историзм — принцип исследования, требующий изучения всякого явления в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности; как научный принцип утверждается в XIX в.; характерный способ мышления человека новоевропейской цивилизации; современная историография понимает И. также как критическое движение мысли, утверждающее преимущественную важность исторического контекста для интерпретации текстов всех видов.
Историческая антропология - направление в исторической науке, дополняющее объективно-структурное и рассматривающее повседневную жизнь людей как в ее материальных обстоятельствах («кастрюля не менее важна, чем соната Бетховена»), так и в субъективированном виде — в поведении людей. Возникла на основе использования методов культурной антропологии.
Историческая информатика — направление в исторической науке, возникшее на стыке источниковедения, информатики и квантитативной истории; в его основе лежит формализация и компьютерная обработка исторических источников, разработка и использование новых компьютерных технологий исследования, создание компьютерных программ обучения.
Исторический закон — объективно существующая и повторяющаяся связь этапов исторического процесса, обобщающая эмпирические данные и носящая в реализации вероятностный характер.
Источник — любая информация, которая может быть использована для познания прошлого, в первую очередь, продукт целенаправленной деятельности людей; особую роль играют письменные источники.
Категории — наиболее общие понятия, концентрирующие знания о важнейших отношениях, свойствах и связях окружающего мира.
Классификация — прием, который позволяет выделить классы и группы сходных исторических объектов на основе определенных признаков.
Когнитивный (англ., лат. cognitive) — познаваемый, имеющий отношение к познанию.
Контент-анализ — метод, основанный на сведении текста источника к ограниченному набору определенных элементов, которые легко подвергнуть количественной обработке.
Концепция всемирной истории — рассмотрение исторического процесса, исходя из взаимосвязи «всемирно-исторического» и «локально-исторического». См. также всемирно-исторический; Линейная концепция истории.
Линейная интерпретация истории — концепция объяснения всемирно-исторического процесса как характеризующегося специфическим порядком событий, динамикой общественной жизни людей, необратимостью и направленностью развития, единством принципов организации, нацеленностью на прогресс, постоянное восхождение к более совершенным формам общественной жизни.
В интерпретации исторического процесса выделяют подходы:
формационный — учитывающий поступательно-стадиальный, прогрессивный характер развития человеческой истории, развитие во времени, ее хронологию; в марксизме выделяется пять общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая);
цивилизационный - учитывающий всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве; при таком, интеграционном подходе исторический процесс может быть рассмотрен во всем его многообразии, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обоснование перспектив развития.
Метод — совокупность приемов и операций, которые регулируют деятельность историка и обеспечивают решение исследовательской задачи. Методы:
- герменевтики — вскрытие намеков в тексте путем изучения исторических реалий, «вживание» в текст, а также его психологический анализ;
- диахронический — способ научного исследования путем построения во времени разнообразных по природе исторических явлений и процессов;
- идеографический — состоящий в описании индивидуальных особенностей
- исторических фактов, на основе «отнесения к ценности» (действительно «существенным» событиям и явлениям); разработан баденской школой неокантианства;
- информационно-энтропийный — выявление случайных элементов и определение их меры;
- историко-генетический — способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния;
- историко-системный - углубленный анализ общественно-исторических систем,
- раскрытие внутренних механизмов их функционирования;
- историко-сравнительный - метод сопоставления исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними;
- историко-типологический - средство выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в непрерывно-временном их развитии;
- классового анализа — рассмотрение любого общественного явления через призму
- наличия определенных классов и классовой борьбы;
- количественные — совокупность приемов и операций описания, преобразования
- и получения нового исторического знания с использованием современных методов
- математики и информатики;
- политологии — основанные на общенаучных методах: институциональный метод как изучение политических институтов, исследование «случая» с его уникальным набором причин, анализы — концептный (объяснение ключевых моментов) и дискурсивный (междисциплинарный) и др.;
- психологические — позволяющие выявить психическую мотивацию исторических процессов и создать психологическую концепцию личности в истории;
- ретроспекции - движение мысли от современного видения объекта в прошлое с целью выяснения причины его появления;
- семиотики — вычленение знаков, разделение знаков и «означаемых» ими значений, способы кодировки и перекодировки знаков, складывание из них нового исторического построения;
Методология (гр. methodos — способ познания, logos — учение) -система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; теория о путях и методах формирования научного знания.
Методология истории - дисциплина, изучающая природу, принципы и методы исторического познания; раскрывает специфику познания истории, взаимосвязь исторической науки и современности, структуру исторического исследования и основные исторические понятия.
Объективность — принцип, исходящий из представления о возможности субъекта дать аутентичное (подлинное) истолкование объекта исторического исследования, обеспечивающий получение истинного знания о прошлой реальности, адекватное ее описание.
Онтология (от гр. ontos — сущее) — философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях; применительно к истории используется понятие социальной онтологии (учение о бытии общества).
Описание — этап эмпирической стадии научного исследования, состоящий в фиксировании знания об исторической реальности с помощью системы обозначений, принятых в науке.
Оценка — выяснение значения события в историческом процессе, его актуальности для современности.
Парадигма (гр. paradeigma — пример, образец) — теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве основы для решения исследовательской задачи.
Познание историческое — форма отражения объективной действительности, основанная на соблюдении принципов историзма, системности, объективности и ценностного подхода.
Понятие научное — мысль, отражающая в обобщенной форме связи между предметами и явлениями действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений и отношения между ними.
Прогресс — тип или направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному; успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
Прогресс социальный — тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она или отдельные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую — в соответствии с объективными критериями -ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик; в современных условиях актуальной является проблема поиска критерия социального прогресса, так как налицо диспропорция между прогрессом техники и науки, материального производства и потребления и ростом отчуждения человека «в массовом обществе», уровнем духовной культуры общества; понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками; развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.
Ретроспекция - взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом с целью уяснения настоящего. См. также Метод ретроспекции.
Семантика (гр. semantikos — обозначающий) — раздел семиотики, занимающийся анализом отношения знаков к объектам, знаков системы как средства выражения смысла.
Семиотика (от греч. semeion — знак) — направление в теории культуры, рассматривающее культуру как знаковую систему, где каждый аспект человеческой деятельности представляет из себя «знак»; дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем.
Синергетика (гр.— совместный, согласованно действующий) -междисциплинарное направление в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (по Г. Хакену, 1978); применительно к социальным системам — самоорганизация посредством прохождения системой циклических режимов зарождение/сохранение порядка.
Синтактика (от гр. — составлене) — раздел семиотики, изучающий отношение знаков к другим знакам, их соподчинение в знаковой системе безотносительно к ее функциям.
Синтез — логическая операция, состоящая в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое.
Синхрония - понятие, характеризующее историческую последовательность как сосуществование, состояние ее явлений в определенный момент времени.
Система — упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; совокупность хозяйственных единиц, учреждений родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Систематизация — приведение в определенную систему, установление четкого порядка на основе учета внешних признаков рассматриваемых объектов без претензий на установление их классов и типов.
Системный подход - общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей и функций.
Сравнение — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации имеющегося материала.
Структура (лат. - строение, расположение, порядок) -расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение чего-либо; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Теория истории — форма достоверных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и сущностных характеристиках исторической реальности.
Технология — совокупность инструментальных средств обработки источникового материала.
Типологизация — классификация объектов, основанная на установлении общности признаков, свойств, черт.
Факт исторический — событие или явление исторической действительности; сообщение источника, т. е. информация о действительности; элемент логической структуры исторической науки, полученный на основе интерпретации источниковой информации о событии.
Философия истории — область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории, с другой, рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, этическим, религиозным и др.), социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специфики исторического описания (нарратива), понимания и объяснения, социального детерминизма и свободы воли в истории.
Флуктуации (лат. - колебание) - малые возмущения, случайные отклонения в социальных структурах, способные в моменты неустойчивости этих структур разрастаться в макроструктуры.
Формация общественная — сложившаяся на основе данного способа производства форма бытия общества; специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной формации, придающий ей характер особого социального организма; общество, находящееся на определенной ступени или стадии развития и обозначенное К. Марксом термином «Общественная формация».
Функциональный подход к цивилизации — сведение цивилизации к различным параметрам развития общества (экономический, культурологический, географический, духовный), обеспечивающим уникальность и неповторимость каждой цивилизации.
Функция — роль, выполняемая исторической наукой в обществе и определяющая в своей совокупности ее социальную ценность.
Ценностный подход — аксиологический метод познания, основанный на соотнесении изучаемых объектов с теми или иными общепризнанными ценностями.
Цивилизационно-культурологические (нелинейные) подходы к истории (цивилизационная концепция исторического прогресса) объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, преодоление европоцентристских стандартов и приоритетов, постулирование принципиальной возможности иного мироустройства.
Цивилизация (от лат. — гражданский) — устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок. Выделяют два типа цивилизационного развития:
- традиционалистский (восточный) — цивилизация, характеризующаяся неразделенностью военной и административной власти, подчинением общества государству, отсутствием гарантий частной собственности и прав граждан, полным поглощением личности коллективом, господством зачастую диспотического государства; из описанных А. Тойнби 21 цивилизаций блольшинство относились к традиционалистскому типу (Древной Египет и Вавилон, Древняя Индия и Китай, античная цивилизация, средневековые общества Запада и Востока и др.); на современном Востоке выделяют такие цивилизационные модели, как японскую, к которой относят страны, идущие по западно-европейскому пути, индийскую — страны, идущие по западно-европейскому пути, но сохраняющие при этом традиционную внутреннюю структуру, и африканскую — страны, характеризующиеся не столько развитием и стабильностью, сколько отставанием и кризисом;
- техногенный (западный) — цивилизация, начавшая свое бурное развитие со становлением в Европе капиталистических отношений в XV—XVII вв., динамичная и агрессивная, отличающаяся устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, ярко выраженным индивидуализмом свободной личности и деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному и социальному миру, высоким уровнем промышленного производства, ориентированным на массовое производство товаров потребления длительного пользования, радикальным изменением всей общественной структуры, начиная с форм поведения человека и кончая рационализацией мышления.
Циклизм — одна из концепций «всемирное», в соответствии с которой история —это совокупность последовательно расположенных замкнутых циклов, между которыми нет связей и переходов; разработана Д. Вико.
Школа «Анналов» — школа во французской историографии XX в., нацеленная на создание «тотальной» или «глобальной» истории, стремившаяся дать синтезированную, объемную картину исторической жизни (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель).
Эмпирическое — философская категория, характеризующая исследование, направленное непосредственно на объект и опирающееся на данные наблюдения и эксперимента.
Этнология (от гр.— народ) — область науки, изучающая генезис, сущность, функции и закономерности в развитии различных народов.
Явление — внешняя форма существования исторического объекта.