Самоубийство иуды искариота
Вплотную к горькому плачу Петра примыкает самоубийство Иуды Искариота. Оно предостерегает против предательства в Церкви во время гонений (ср. Мф. 24:10). Как и во многих случаях, Матфей отмечает исполнение ветхозаветных пророчеств (см. Иер. 19:1,11; Зах. 11:12-13). См. Мф. 27:1-10. Рассказывая об обвинении Иисуса перед Пилатом, Матфей подчеркивает кротость Иисуса, как пример для подражания Его ученикам (ср. Мф. 5:5; 11:29; 21:5). См. Мф. 27:11-14.
Пилат Жена Пилата
Перед несправедливым осуждением Иисуса на распятие жена Пилата, провозгласив праведность Иисуса, предостерегает Пилата не делать Ему ничего дурного; поэтому Пилат умывает руки и объявляет себя невиновным в крови Иисуса, действуя согласно ритуалу, установленному Моисеем во Вт. 21:1-9. Все те люди, которые требовали распятия Иисуса, приняли на себя ответственность за это, они, и их дети вместе с ними. Антисемиты видят в этом обстоятельстве повод для преследования евреев, однако подобные действия противоречат запрету Иисуса браться во имя Его за меч (Мф. 26:52-54). См. Мф. 27:15-26
Распятие
В рассказе Матфея о распятии подчеркиваются унижения, которым, в качестве жертвы гонений, подвергся Иисус, и оскорбления, направленные против Его царственности и Его богосыновства. Хотя враги Иисуса издевались над Его царственностью и богосыновством, Матфей изображает их иронию как парадоксальную истину: это не только одеяние Иисуса и Его терновый венец, но также трость в Его правой руке и преклонение колен перед Ним; не только провозглашение Его «Царем Иудейским», но также надпись «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» и насмешка «Царь Израилев», а также два упоминания титула «Сын Божий». См. Мф. 27:27-44. Одеяние Иисуса оплевано; удары тростью по голове превращают в посмешище Его венец. Примесь желчи в питье делает его горьким; это издевательское предложение, которое сначала кажется милосердным, а потом оборачивается пыткой (ср. Пс. 68:22, особенно в LXX). Само распятие идет приложением к дележке Его одежд.
Когда Иисус умирал, кто-то из стоявших у креста удержал человека, хотевшего предложить Ему питье. Иисус умер, второй раз возопив громким голосом. От произошедшего землетрясения расселись камни и отверзлись гробы, и многие святые воскресли.
Воскресение святых
Это воскресение святых придает христианам силы претерпевать, если придется, гонения до самой смерти; как Иисус подвергся жестоким гонениям, но воскрес из мертвых, так воскреснут и Его последователи (ср. Иез. 37:7,12-13; Дан. 12:2).
Погребение Иисуса
Богосыновство Иисуса было исповедано не только сотником, но и бывшими с ним воинами. Они, подобно волхвам в Рождество, символизируют многих язычников, которые позднее станут учениками Иисуса. См. Мф. 27:45-61. Служение женщин Иисусу на Его пути в Иерусалим выступает образцом того, как ученики должны заботиться о своих собратьях-учениках, подвергающихся гонениям; поскольку Иосиф из Аримафеи назван учеником Иисуса, погребение им тела Иисуса предстает актом прощания любящих, что подчеркивается и описанием льняной плащаницы Иисуса как «чистой», а гроба как «нового» и принадлежащего самому Иосифу.
Подкуп стражи
«Другой день, который следует за пятницей» — это суббота, день покоя. См. Мф. 27:62 — 28:20. Истинность предреченного Иисусом Воскресения противопоставляется лживости первосвященников и фарисеев, которые не только подкупают стражников у гроба, чтобы те сказали, будто бы ученики Иисуса украли Его тело, но также обещают убедить Пилата проявить снисходительность, если тот узнает, что стражники заснули на посту, каковой проступок карался смертью. Под «первым» обманом первосвященники и фарисеи имеют в виду веру в Иисуса как Христа и Сына Божиего (Мф. 27:64)
Воскресение Иисуса
Как и при воскресении святых в Мф. 27:51-53, происходит землетрясение, но на этот раз «великое», соответствующее сущности Иисуса как Христа и Сына Божиего. Соответствует ей и сошествие с небес ангела Господня, отвалившего камень и приведшего стерегущих в трепет. А для учениц Иисуса великая радость смешана со страхом до тех пор, пока явление воскресшего Иисуса не изгоняет страх. Прикосновением женщин к Его ногам подтверждается Его воскресение, а их поклонение опять есть соответствие Его сущности. То же самое относится к поклонению одиннадцати апостолов, за исключением некоторых сомневающихся, которые служат примером того, как опасно маловерие в гонимой Церкви.
Великое поручение
Матфей прежде ничего не говорил о назначенной Иисусом для встречи в Галилее горе; так что упоминание о горе вкупе с повелениями Иисуса наводит на мысль о горе, на которой Иисус произнес Свои заповеди, Нагорную проповедь. В силу всемирной сущности власти Иисуса все народы должны быть охвачены миссией учеников, которая продлится до конца века. А до тех пор Его обещание всегда быть с учениками напоминает об имени «Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23) и дает силы претерпевать гонения, вызванные исполнением этого Великого поручения.
Евангелие от Луки: проповедь христианства в греко-римском мире в целом
Священнописатель третьего евангелия начинает его со ссылки на предыдущие повествования о зарождении христианства, составленные по рассказам «очевидцев и служителей Слова» (Лк. 1:1-2). Далее он указывает, что собирается в своей книге «по порядку описать» это предание, и заявляет о намерении убедить своих читателей в его достоверности (Лк. 1:3-4).
Евангелие от Луки и Книга Деяний святых апостолов должны принадлежать перу одного и того же автора, так как оба труда начинаются с посвящения Феофилу и характеризуются общностью интересов и общностью стиля изложения. Более того, Книга Деяний начинается со ссылки на «первую книгу» (Деян. 1:1). Поскольку Евангелие от Луки и Книга Деяний должны принадлежать одному автору, мы устанавливаем для этих трудов авторство Луки, исходя из того обстоятельства, что он — единственный из упомянутых в посланиях спутников Павла в его путешествиях, который мог написать разделы Книги Деяний со словами «мы». Все остальные исключаются из-за невозможности согласовать их географические перемещения, отмеченные в посланиях, с географическими перемещениями, описанными в тех разделах Книги Деяний, в которых употребляется первое лицо множественного числа. (См. с. 283-284.) Более того, ранняя традиция подтверждает авторство Луки (Канон Муратори; анти-Маркионов пролог к Евангелию от Луки; Ириней, «Против ересей» 3.1.1, и позднейшие писатели).
Лука, вероятно, был неевреем (или, по крайней мере, эллинизированным евреем), а в веру он мог быть обращен в сирийском городе Антиохия101. (Сравни анти-Маркионов пролог к третьему евангелию и «мы» в греческом кодексе D Деян. 11:28, где речь идет об Антиохии. Большинство исследователей считают Луку неевреем. Доводы в пользу его еврейского происхождения см. вЕ.E.Ellis, The Gospel of Luke (London: Nelson, 1966), 52-53; W.F.Albright, в Johannes Munck's The Acts of the Apostles (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967), 264-67; B.Reicke, The Gospel of Luke (Richmond: Knox, 1964), 12-23. Противоположные доводы см. в J.A.Fitzmyer, The Gospel According to Luke (I — IX) (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1981), 41-47.) Его имя является греческим. В заключительных приветствиях Кол. 4:10-14 Павел, по-видимому, отделяет его от евреев, принадлежавших, вероятно, к иудаистам, и упоминает вместе с неевреями. Его хорошее владение греческим языком тоже предполагает, что он был неевреем (или эллинизированным евреем), знакомым с греческим лучше, нежели можно было бы ожидать от большинства евреев. Стиль греческого языка у Луки, как и стиль Послания к евреям, являются лучшими образцами во всем Новом Завете. Исключения встречаются в тех случаях, когда Лука, по-видимому, излагает устные или письменные семитские источники или пишет по-гречески в семитском стиле, чтобы текст выглядел «по-библейски», то есть наподобие текста Септуагинты. С другой стороны, обе книги, написанные Лукой, начинаются с официального посвящения в греко-римском литературном стиле — и это единственные такие книги в Новом Завете. В Кол. 4:14 Павел называет Луку «врач возлюбленный», и в пользу такого определения свидетельствуют повышенный интерес Луки к заболеваниям и частое употребление им медицинских терминов102 (См., например, Лк. 14:1-6.) — хотя не следует переоценивать эти особенности его изложения.
Лука посвящает свой труд Феофилу, возможно, потенциальному или действительному новообращенному, или меценату, который финансировал распространение Евангелия и Книги Деяний, и адресует обе свои книги неевреям, в особенности тем, кто непредвзято интересовался историческим происхождением христианства, — скорее всего, прозелитам и, главным образом, боящимся Бога, которые не признавали идолопоклонство и связанную с ним аморальность и посещали синагоги. Для Луки важно засвидетельствовать религиозное благочестие, нравственную чистоту и политическую непричастность Иисуса и Его последователей103. (См. в особенности рассказ Луки о рассмотрении дела Иисуса Пилатом, где римский наместник последовательно снимает с Иисуса все обвинения (Лк. 23:1-25).) Лука показывает, что Благая Весть предназначена для всех, что Иисус уничтожил барьеры между евреями и неевреями и основал всемирное сообщество, в котором былому неравенству рабов и свободных, как и неравенству мужчин и женщин, больше нет места. В связи с адресованностью к нееврейским читателям Лука отслеживает не узко иудейскую тему исполнения ветхозаветных пророчеств, как это делает Матфей, а более широкую тему того замысла Бога относительно истории, который раскрыт в Ветхом Завете, и тему преемственности между иудаизмом и христианством. Лука также видоизменяет специфически еврейские обороты речи и переделывает те места текста, которые связаны с еврейской традицией, чтобы сделать их более понятными для неевреев104. (104Например, вместо «мерзости запустения» (Мк. 13:14, паралл. Мф. 24:15) говорится об окружении Иерусалима неприятельскими войсками (Лк. 21:20).)
Существует много специфических признаков того, что Лука содействует распространению христианства в греко-римском мире в целом, признаков, не характерных для других евангелий. Особый интерес проявляется к хронологии жизни Иисуса относительно событий светской истории (Лк. 1:5; 2:1; 3:1-2). Иисус — «Свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32). Цитата из Ис. 40 доведена до слов «и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:6). Родословие Иисуса возводится не только к Аврааму, отцу еврейского народа (как в Мф. 1:1-2), но и к Адаму, отцу всего рода человеческого, и в конечном итоге — к Богу (Лк. 3:23-38). Иисус отмечает, что Илия был послан ко вдове из Финикии, а не к израильтянке, и что Илия очистил от проказы Неемана Сириянина, а не израильтянина (Лк. 4:25-27). Как и Матфей, Лука говорит о Великом поручении благовествовать «во всех народах» (Лк. 24:47; ср. Мф. 28:19-20). Однако у Матфея эта обращенность ко всему миру одновременно скрывает в себе узость взглядов еврейских христиан, а у Луки она имеет эллинистическую природу, свободную от еврейской ограниченности.
Всеобщая направленность Евангелия от Луки охватывает не только неевреев, но и социально отверженных, таких как грешница, помазавшая миром ноги Иисуса (Лк. 7:36-50), мытарь Закхей (Лк. 19:1-10), раскаявшийся злодей, который умер рядом с Иисусом (Лк. 23:39-43), блудный сын (Лк. 15:11-32, персонаж притчи), кающийся мытарь (Лк. 18:9-14, персонаж притчи), самаряне и нищие. Иаков и Иоанн навлекают на себя упрек за то, что хотели призвать огонь с неба на селение Самарянское (Лк. 9:51-56). Милосердный самарянин в соответствующей притче предстает в самом благоприятном свете (Лк. 10:29-37). Единственным из десяти прокаженных, кто вернулся поблагодарить Иисуса за очищение, был самарянин, названный «сей иноплеменник» (Лк. 17:11-19). В Назарете Иисус «благовествует нищим» (Лк. 4:16-22). Мария говорит, что Бог «вознес смиренных, алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1:52-53). В провозглашении блаженства нищих нет уточнения «духом», как у Матфея (Лк. 6:20105; (105В Синод, переводе «нищие духом». — Прим. перев) в отличие от Мф. 5:3); и в провозглашении блаженства алчущих нет уточнения «правды» (Лк. 6:21; в отличие от Мф. 5:6). Благословения нищим и голодным Лука дополняет провозглашением горя богатым и пресыщенным (Лк. 6:24-25). Он — единственный из евангелистов, приводящий такие слова Иисуса: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых... Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых» (Лк. 14:12-13). Сам Лука называет фарисеев «сребролюбивыми»; ему мы обязаны знанием притч о неразумном богаче, о неверном управителе, который поступил милосердно (и догадливо), о богаче и Лазаре (Лк. 12:13-21; 16:1-13,19-31).
Всеобщая направленность Евангелия от Луки проявляется и в особом внимании, уделяемом женщинам: это Мария, Елисавета и Анна в главах о Рождестве (Лк. 1 — 2); вдова из Наина (Лк. 7:11-17), женщины, которые оказывали Иисусу поддержку деньгами (Лк. 8:1-3), грешница (Лк. 7:36-50), Мария и Марфа (Лк. 10:38-42), бедная вдова (Лк. 21:1-4), а также те женщины, которые оплакивали Иисуса (Лк. 23:27-31), присутствовали при распятии (Лк. 23:49) и хотели умастить Его тело, но смогли лишь засвидетельствовать, что гроб пуст, и возвестили о Воскресении (Лк. 23:55 — 24:11).
Итак, у Луки Иисус представлен всемирным Спасителем, Который сострадает всем людям, не гнушается ни одним человеком, общается как с фарисеями, так и с мытарями (Лк. 5:27-32; 7:36; 11:37; 14:1; 19:1-10), и лично заботится о людях, страдающих от бед и горестей (Лк. 7:11-17; 8:40-56; 9:37-43). Там, где Матфей сосредоточивается на теме Иисуса и Царства, Лука сосредоточивается на теме отношения Иисуса к людям с их горестями, и характеры обрисованы у него весьма выпукло.
В самых разнообразных эпизодах раскрывается присущий Иисусу глубоко молитвенный настрой: при Его крещении (Лк. 3:21), при удалении после служения стекающемуся множеству народа (Лк. 5:16), перед избранием Двенадцати (Лк. 6:12), перед исповеданием Петра и предсказанием Иисусом Своей смерти и Воскресения (Лк. 9:18), во время Его Преображения (Лк. 9:28-29), при возвращении семидесяти двух106 (106 В Синод, переводе — семидесяти. — Прим. перев) учеников после их служения (Лк. 10:21), перед наставлением ученикам, как им молиться (Лк. 11:1), в Гефсимании (Лк. 22:39-46) и дважды на кресте (Лк. 23:34,46). Почти все эти упоминания о молитвах Иисуса встречаются исключительно в Евангелии от Луки. Только Лука приводит две притчи Иисуса о молитве (Лк. 11:5-13; 18:1-8) и сообщает нам, что Иисус особо молился за Петра (Лк. 22:31-32).
Лука также выделяет действие Святого Духа. Он сообщает нам, что Иоанну Крестителю предстояло исполниться Духа Святого еще от чрева матери (Лк. 1:15). Дух Святой находит на Марию, чтобы смогло свершиться чудесное рождение Сына Божиего (Лк. 1:35). Когда Мария приходит к Елисаве-те, та, исполнившись Святого Духа, восклицает: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:41-42). После того как родился и получил имя Иоанн Креститель, его отец Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал (Лк. 1:67). Святой Дух почил на Симеоне, предсказав ему, что он не умрет, пока не увидит Иисуса, и по вдохновению привел его в храм, чтобы вознести хвалу Младенцу Иисусу (Лк. 2:25-27). После того как Дух Святой снизошел на Иисуса при Его крещении, Иисус, «исполненный Духа Святого... поведен был Духом в пустыню» (Лк. 4:1). После искушений Иисус возвратился в Галилею «в силе духа» (Лк. 4:14). Когда семьдесят два ученика вернулись, успешно выполнив свою миссию, Иисус «возрадовался духом» (Лк. 10:21). А перед Своим вознесением Он обещал, что Дух облечет учеников «силою свыше» (Лк. 24:49). Естественно, что в Евангелии от Луки (как позже и в Книге Деяний) слышится трепетный отзвук необоримого вмешательства Духа Божиего в человеческую историю107. (107См. упоминания радости в Лк. 1:14,44,47; 6:21,23; 10:21; 15:5-7,9,10,23-25,32; 24:52-53) Лука пишет с абсолютной убежденностью в неизбежном успехе распространения Благой Вести, которую провозгласил «Господь» (излюбленное обозначение Иисуса у Луки), а Его ученики возвещают в силе Святого Духа.
У нас нет никаких оснований отвергать достаточно раннюю дату создания третьего евангелия — чуть позднее Евангелия от Марка, в предположении, что Лука использовал материалы Марка. Многие исследователи полагают, будто бы замена у Луки «мерзости запустения» (Мк. 13:14) осадой Иерусалима (Лк. 21:20) свидетельствует, что Лука писал после 70 г. по Р. X. Но при таком подходе вновь недооценивается или отрицается та возможность, что Иисус действительно предсказал осаду и разрушение Иерусалима. Лука мог не упомянуть мерзость запустения просто потому, что знал — его нееврейские читатели все равно не поймут, о чем тут речь. А если Лука переиначивал речи Иисуса в соответствии с событиями 70 г. и ближайшего периода, почему же он тогда оставил повеление Иисуса «да бегут в горы» (Лк. 21:21), несмотря на тот факт, что во время осады Иерусалима христиане бежали в Пеллу, расположенную не в гористой части Заиорданья (если они вообще бежали из Иерусалима — свидетельства спорны)?
Книга Деяний заканчивается тем, что Павел ожидает суда в Риме, надо полагать, потому, что ко времени ее написания дальнейшие события еще не произошли. (См. с. 285-286.) Если это верно, то Книга Деяний датируется примерно 64 — 67 гг. по Р. X., наиболее вероятным периодом мученичества Павла. Тогда, коль скоро Лука написал свое евангелие раньше Книги Деяний, как, вероятней всего, и было, евангелие должно относиться к несколько более раннему времени. (См. с. 119-120.) Местом его создания мог быть Рим, где Лука оставался с Павлом во время его заключения в узы (хотя по поводу места создания ранняя традиция колеблется между Грецией и Римом).
Евангелие от Луки — самое всеобъемлющее среди синоптических. Недаром это самая большая книга Нового Завета. В первых двух главах у Луки содержатся пролог и рассказы о Рождестве и детстве Иисуса. Крещение, родословие и искушение Иисуса описаны в Лк. 3:1 — 4:13, галилейское служение — в Лк. 4:14 — 9:50, последнее путешествие в Иерусалим в Лк. 9:51 — 19:27и, наконец, Страстная неделя, распятие, Воскресение, служение после воскресения и Вознесение — в Лк. 19:28 — 24:53. Описание последнего путешествия в Иерусалим представляет собой наиболее значительный вклад Луки в наши знания о земной жизни Иисуса. В этом разделе евангелист описывает служение Иисуса в Пе-рее, приводит многие из притч, самые известные, но не встречающиеся в других книгах (о милосердном самаряни-не, о неразумном богаче, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о мытаре и фарисее и другие), а также подчеркивает значение Иерусалима, как цели служения Иисуса (позже, в Книге Деяний, Иерусалим превращается в тот центр, откуда христианские свидетели отправляются благовествовать во всем мире). Рассказ о Рождестве у Луки содержит много сведений, которых нет у Матфея, а также несколько славословий Богу и рассказ не только о Рождестве Иисуса, но и о рождении Иоанна Крестителя. И наконец, Лука приводит материалы о воскресении Иисуса, сильно отличающиеся от материалов других евангелий, и, единственный из евангелистов, описывает вознесение Иисуса.
План-конспект Евангелия от Луки
ПРОЛОГ: ПОСВЯЩЕНИЕ ФЕОФИЛУ И ЗАЯВЛЕНИЕ О НАМЕРЕНИИ ПО ПОРЯДКУ ИЗЛОЖИТЬ ИСТОРИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ (Лк. 1:1-4)
I. Рождение и детство Иоанна Крестителя и Иисуса (Лк. 1:5 — 2:52)
А. Возвещение о рождении Иоанна Крестителя Захарии и Елисавете (Лк. 1:5-25)
Б. Благовещение Марии о рождении Иисуса (Лк. 1:26-38)
В. Посещение Марией Елисаветы и Magnificat (величальная песнь) Марии (Лк. 1:39-56)
Г. Рождение, обрезание и наречение по имени Иоанна Крестителя; Benedictus (песнь благословения) Захарии(Лк. 1:57-79)
Д. Возмужание Иоанна Крестителя в пустынях (Лк. 1:80)
Е. Рождество Иисуса (Лк. 2:1-7)
Ж. Поклонение пастухов (Лк. 2:8-20)
3. Обрезание и наречение имени Иисуса (Лк. 2:21)
И. Посвящение Иисуса в храме, «ныне отпускаешь» Симеона и славословие Анны (Лк. 2:22-40)
Й. Посещение Иисусом храма в возрасте двенадцати лет (Лк. 2:41-52)
II. Вступление к служению Иисуса (Лк. 3:1 — 4:13)
A. Предваряющее служение Иоанна Крестителя (Лк. 3:1-20)
Б. Крещение Иисуса (Лк. 3:21-22)
B. Родословие Иисуса (Лк. 3:23-38) Г. Искушение Иисуса (Лк. 4:1-13)
III. Галилейское служение (Лк. 4:14 — 9:50)
A. Отвержение Иисуса в Назарете (Лк. 4:14-30)
Б. Изгнание беса в капернаумской синагоге (Лк. 4:31-37)
B. Исцеление тещи Петра, другие чудеса и проповедь (Лк. 4:38-44)
Г. Чудотворный улов рыбы и призвание к ученичеству Симона Петра, Иакова и Иоанна (Лк. 5:1-11)
Д. Очищение прокаженного (Лк. 5:12-16)
Е. Прощение грехов и исцеление расслабленного (Лк. 5:17-26)
Ж. Призвание Левия и общение Иисуса с мытарями и грешниками (Лк. 5:27-32)
3. Высказывания о посте (Лк. 5:33-39)
И. Защита Иисусом Своих учеников, срывающих и едящих колосья в субботу (Лк. 6:1-5)
Й. Исцеление сухорукого в субботу (Лк. 6:6-11)
К. Избрание Двенадцати (Лк. 6:12-16)
Л. Равнинная проповедь («на ровном месте»; Лк. 6:17-49)
М. Исцеление слуги сотника (Лк. 7:1-10)
Н. Воскрешение из мертвых сына вдовы (Лк. 7:11-17)
О. Вопрос Иоанна Крестителя, ответ Иисуса и похвала Иоанну (Лк. 7:18-35)
П. Помазание Иисуса грешницей и прощение ей грехов (Лк. 7:36-50)
Р. Проповеди, служение женщин имением своим (Лк. 8:1-3)
С. Притчи о семенах и земле, о свече (Лк. 8:4-18)
Т. Попытка родных Иисуса по плоти увидеть Его (Лк.8:19-21)
У. Усмирение бури (Лк. 8:22-25)
Ф. Исцеление одержимого (Лк. 8:26-39)
X. Исцеление женщины, страдавшей постоянным кровотечением; воскрешение из мертвых дочери Иаира (Лк. 8:40-56)
Ц. Миссия двенадцати апостолов (Лк. 9:1-6)
Ч. Страх Ирода, виновного в смерти Иоанна Крестителя (Лк. 9:7-9)
Ш. Насыщение пяти тысяч (Лк. 9:10-17)
Щ. Исповедание Петром мессианства Иисуса, предсказание Иисусом Своей смерти и Воскресения, призыв к ученикам нести свой крест (Лк. 9:18-27)
Э. Преображение (Лк. 9:28-36)
Ю. Изгнание беса из мальчика (Лк. 9:37-45)
Я. Высказывания о смирении (где взято в качестве примера дитя) и терпимости (Лк. 9:46-50)
IV. Последнее путешествие в Иерусалим (Лк. 9:51 — 19:27)
A. Решение Иисуса идти в Иерусалим, негостеприимное «селение Самарянское» (Лк. 9:51-56)
Б. Наставления об ученичестве для желающих стать учениками (Лк. 9:57-62)
B. Миссия семидесяти двух учеников (Лк. 10:1-24)
Г. Притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37)
Д. Служение Иисусу Марии и Марфы (Лк. 10:38-42)
Е. Наставление о молитве, молитва «Отче наш» и притча о человеке, угощающем друга в полночь (Лк. 11:1-13) Ж. Споры (Мф. 11:14 — 12:12)
1. Защита от обвинения в сатанинской силе, отказ дать знамение, кроме знамения Ионы, и притча о свече (Лк. 11:14-36)
2. Обличение фарисеев и законников (Лк. 11:37-54)
3. Предостережение о закваске фарисейской (Лк. 12:1-12)
З. Высказывания о любостяжании, о заботе, уповании, об эсхатологическом бодрствовании и притча о неразумном богаче (Лк. 12:13-59)
И. Призыв к покаянию и притча о смоковнице (Лк. 13:1-9)
Й. Исцеление скорченной женщины в субботу (Лк. 13:10-17)
К. Притчи о горчичном зерне, о закваске и о тесных вратах (Лк. 13:18-30)
Л. Отказ Иисуса устрашиться Ирода Антипы и Его плач
по Иерусалиму (Лк. 13:31-35)
М. Субботнее исцеление человека, страдающего водяною болезнью (Лк. 14:1-6)
Н. Притча о званых на брачный пир (Лк. 14:7-14)
О. Притча о званых на большой ужин (Лк. 14:15-24)
П. Притчи о строящем башню и о царе, идущем на войну
(Лк. 14:25-35)
Р. Три притчи в защиту доступности для грешников (Лк. 15:1-32)
1. Притча о пропавшей овце (Лк. 15:1-7)
2. Притча о потерянной драхме (Лк. 15:8-10)
3. Притча о блудном сыне и его старшем брате (Лк. 15:11-32)
С. Две притчи об употреблении денег (Лк. 16:1-31)
1. Притча о неверном управителе и последующие замечания о фарисеях (Лк. 16:1-18)
2. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Т. Высказывания о прощении, о вере и о чувстве долга (Лк. 17:1-10)
У. Исцеление десяти прокаженных и благодарность одного, самарянина (Лк. 17:11-19)
Ф. О пришествии Царства Божиего и Сына Человеческого, притча о вдове и неправедном судье (Лк. 17:20 — 18:8)
X. Притча о фарисее и мытаре (Лк. 18:9-14) Ц. Доступность Иисуса для младенцев (Лк. 18:15-17)
Ч. Богач из начальствующих (Лк. 18:18-30) Ш. Предсказание Иисусом Своей смерти и Воскресения
(Лк. 18:31-34)
Щ.Исцеление слепого близ Иерихона (Лк. 18:35-43)
Э. Обращение Закхея в веру (Лк. 19:1-10)
Ю. Притча о минах (Лк. 19:11-27)
V. Страстная неделя, смерть, воскресение, служение после ВОСКРЕСЕНИЯ, ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА, ПРОИСХОДЯЩИЕ В Иерусалиме и окрестностях (Лк. 19:28 — 24:53)
А. Страстная неделя и смерть Иисуса (Лк. 19:28 — 23:56)
1. Торжественный вход в Иерусалим и очищение храма (Лк. 19:28-48)
2. Богословские споры в храмовых приделах (Лк. 20:1 — 21:38)
а) Вопрос о власти Иисуса (Лк. 20:1-8)
б) Притча о злых виноградарях (Лк. 20:9-18)
в) Вопрос об уплате подати кесарю (Лк. 20:19-26)
г) Вопрос саддукеев о воскресении (Лк. 20:27-40)
д) Вопрос Иисуса о происхождении Христа от Давида и Его господстве (Лк. 20:41-44)
е) Предостережение о книжниках (Лк. 20:45-47)
ж) Две лепты вдовы (Лк. 21:1-4)
з) Пророческое учение (Лк. 21:5-36)
и) Последующие проповеди (Лк. 21:37-38)
3. Заговор синедриона убить Иисуса и уговор с Иудой Искариотом (Лк. 22:1-6)
4. Последняя вечеря (Лк. 22:7-38)
5. Молитва Иисуса в Гефсимании (Лк. 22:39-46)
6. Взятие Иисуса (Лк. 22:47-53)
7. Суд(Лк. 22:54 —23:25)
а) Ночное слушание в доме первосвященника и отречение Петра от Иисуса (Лк. 22:54-65)
б) Осуждение синедрионом к началу дня (Лк. 22:66-71)
в) Первое слушание у Пилата (Лк. 23:1-5)
г) Слушание у Ирода Антипы (Лк. 23:6-12)
д) Второе слушание у Пилата, вынужденное освобождение им Вараввы, предание Иисуса на распятие (Лк. 23:13-25)
8. Распятие (Лк. 23:26-49)
а) Несение креста Иисуса Симоном Киринеяни-ном и плач женщин (Лк. 23:26-31)
б) Распятие и насмешки над Иисусом (Лк. 23:32-38)
в) Раскаявшийся злодей (Лк. 23:39-43)
г) Смерть Иисуса (Лк. 23:44-49)
9. Погребение (Лк. 23:50-56) Б. Воскресение (Лк. 24:1-12)
В. Служение после Воскресения (Лк. 24:13-49)
1. Путешествие в Еммаус с Клеопой и другим учеником (Лк. 24:13-35)
2. Явление в Иерусалиме (Лк. 24:36-43)
3. Учение Иисуса о написанном о Нем в Ветхом Завете и Великое поручение (Лк. 24:44-49)
Г. Вознесение (Лк. 24:50-53)
В своем прологе Лука упоминает ранее написанные повествования о жизни Иисуса, устные показания очевидцев, говорит о собственных исследованиях этих рассказов и преданий и о своем намерении исторически достоверно изложить эту традицию. См. Лк. 1:1-4. Под ранее написанными повествованиями могут подразумеваться Евангелия от Марка и Матфея. Упорядоченность изложения Луки заключается в тщательной выверенности композиции, однако тематические и географические соображения могут иногда оказаться для него более приоритетными, нежели хронологические. Хотя обращение «достопочтенный» характеризует Феофила достаточно вельможно, о нем больше ничего не известно. Предположительно, он был литературным меценатом Луки, но существуют и другие возможности.
Сразу после пролога Лука задает исторические рамки повествования: «во дни Ирода, царя Иудейского». Далее описывается благовестив Захарии о рождении Иоанна Крестителя, зачатие Иоанна женой Захарии Елисаветой, благовещение Марии о Рождестве Иисуса и посещение Марией Елисаветы. См. Лк. 1:5-56. «Авиева чреда» (Лк. 1:5) — это одно из двадцати четырех священнических подразделений, служивших в храме на протяжении одной недели по два раза в год каждое. В соответствии со своей приверженностью высшим религиозным и нравственным идеалам эллинистической культуры, Лука указывает на происхождение Елисаветы от Аарона, старшего брата Моисея из колена Левиина, каковое происхождение должен был иметь и Захария в качестве священника, а также подчеркивает праведность обоих супругов. Бросанием жребия определялось, кто из священников получит привилегию совершить воскурения в храме; священник, однажды получивший такую привилегию, в дальнейшем исключался из жеребьевки, чтобы дать возможность получить ее другим. Однако у Луки жребий Захарии предстает результатом действия божественного Провидения, а не случайностью (ср. Деян. 1:24-26). И вновь, в соответствии с приверженностью Луки высшим религиозным и нравственным идеалам, тем, что Иоанн Креститель будет воздерживаться от крепких напитков, исполнится Духа Святого еще до рождения, совершит исправляющее служение для Израиля и станет предтечей в духе и силе Илии, подчеркивается его особая святость (ср. Лев. 10:9; Чис. 6:2-4; Суд. 13:4; 1 Цар. 1:11; Мал. 4:5).
То же самое можно сказать относительно девственности Марии, обретения Ею благодати у Бога, Ее девственного зачатия от Святого Духа, соответствующей святости и богосыновства Ее Сына, Которому Ей предстоит наречь имя Иисус, и Ее отклика с верою. Примечательно, что Лука излагает эту историю с точки зрения Марии. «Шестой же месяц», когда состоялось благовещение, — это шестой месяц беременности Елисаветы (Лк. 1:26). Святой Дух, Которого исполнилась Елисавета, дает ей основание благословить Марию и Иисуса и называть Иисуса «Господом». Величальная песнь Марии, традиционно именуемая Magnificat (по ее начальному слову «величит» в латинской Вульгате108) (Латинская Вульгата — это перевод Библии, сделанный святым Иеронимом в четвертом столетии и на много веков ставший эталонным текстом Писания в римско-католической церкви), по своей фразеологии весьма сходна с псалмом хваления Анны (1 Цар. 2:1-10) и затрагивает тему справедливости для нищих, голодных и угнетенных.
См. Лк. 1:57-80. Моисеев закон предписывает обрезание на восьмой день (Бытие 17:12-14; 21:4; Лев. 12:3; ср. Флп. 3:5). Использование знаков при вопросе в Лк. 1:62 свидетельствует, что Захария был поражен наряду с немотою и глухотой. Его пророческая песнь, традиционно именуемая Benedictus (по начальному слову «благословен» в латинской Вульгате), затрагивает темы исполнения пророчеств, избавления от угнетателей, прощения грехов и мирного служения Богу — вновь в соответствии с высшими религиозными и нравственными идеалами, но также и социальными, и политическими.
В повествовании о Рождестве Лука снова указывает исторические рамки, на этот раз более широкие, соответствующие всеобщности принесенного Иисусом спасения. См. Лк. 2:1-20. Целью переписи при кесаре Августе традиционно считается упорядочение сбора податей, однако она, возможно, предназначалась для провозглашения преданности Августу109. (Проблема возникает в связи с упоминанием Лукой сирийского правителя Квириния. Согласно Матфею, Ирод Великий все еще правил Иудеей, когда родился Иисус. Ирод Великий умер в 4 г. до Р. X. (христианский монах шестого столетия Дионисий Малый неправильно определил год Рождества Христова, вводя систему времяисчисления до Р. X. и по Р. X., согласно которой Иисус был рожден 25 декабря 1 г. до Р. X. и обрезан на восьмой день, 1 января 1 г. по Р. X.). По источникам вне Нового Завета — Квириний правил Сирией в 6 — 7 гг. по Р. X., однако существует и возможность более раннего правления.) Пелены — это куски ткани, которыми, в соответствии с обычаями того времени, плотно пеленали младенцев. Ясли — это кормушка, корыто. Приход пастухов гармонирует с тем обстоятельством, что Рождество Иисуса происходит в Вифлееме, родном городе царя-пастуха Давида. То, что пастухи оставались ночью на поле, не согласуется с предположением о рождении Иисуса зимой. Люди, о великой радости которым возвестил ангел Господень, — это сыны Израиля, евреи. Песнь ангельского воинства традиционно называется Gloria in Excelsis Deo (no ее начальным словам «Слава в вышних Богу» в латинской Вульгате). «Мир» подразумевает многообразные благословения Божиего спасения, а традиционное «в человеках благоволение» — благоволение Бога по отношению к Своему народу. То, что Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце», подразумевает, что Она была для Луки одним из его источников (ср. Лк. 2:51), а фраза «все то, что слышали и видели [пастухи], как им сказано было» ссылается на показания очевидцев, получивших божественное откровение (ср. Лк. 1:1-4).
По-прежнему подчеркивается нравственное и религиозное совершенство участников драмы Рождества: их послушание велению ангела назвать Сына Марии Иисусом, соблюдение закона Моисеева относительно обряда очищения (Лев. 12), праведность, благочестие, упование, наделен-ность Святым Духом, восприятие божественного откровения, пророческий дар, длительное служение в храме, постоянные посты и молитвы — и все это как у женщин, так и у мужчин. См. Лк. 2:21-40. Доступность спасения не только для Израиля, но и для язычников (Лк. 2:32) характеризует космополитизм Луки. Фраза «на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2:34), вероятно, подразумевает осуждение тех иудеев, которые отвергнут Иисуса, и спасение тех, кто примет Его. Сам Иисус есть знамение, которое вызовет пререкания (Лк. 2:34). А то оружие, которое пройдет душу Марии, может быть символом грядущего распятия Иисуса, Ее первенца (Лк. 2:35), Который по Своему физическому и умственному развитию и пребывающей на Нем Божией благодати отмечен в качестве совершенного Человека (Лк. 2:40).
Далее Лука приводит конкретный пример раннего развития Иисуса, заключая его еще одним высказыванием о совершенном преуспеянии: умственном («в премудрости»), физическом (в «возрасте»), духовном («в любви у Бога») и социальном («и человеков»). Перед этим Лука отмечает преданность Иисуса Богу, Своему Отцу, и Его послушание Иосифу и Марии. См. Лк. 2:41-52. Поскольку на еврейских подростков обязанности взрослых в иудаизме возлагались начиная с тринадцати лет, целью этого посещения храма могла быть подготовка Иисуса к принятию таких обязанностей.
Для повествования о предваряющем служении Иоанна Крестителя Лука снова задает исторические рамки. См. Лк. 3:1 -20. Лука не прерывает цитату из Исайи достаточно долго, чтобы привести фразу о всеобщности спасения: «и узрит всякая плоть спасение Божие» {Лк. 3:6}. В своей проповеди Иоанн Креститель обращается к толпам, и Лука приводит высказывания о социальных идеалах благотворительности, честности, справедливости и общего довольства. Контрастирует с этими идеалами нечестивость ненавидящего Иоанна Ирода (Антипы), нечестивость, не ограничивающаяся, как указывает Лука, только заключением Иоанна в темницу. Этот контраст оттеняет превосходство христианства как течения, у истоков которого стоял и Иоанн.
В рассказе Луки о крещении Иисуса проявляется благочестие Иисуса: Он молится. Благодаря телесной форме Святого Духа, нисходящего на Иисуса, это событие становится зримым для свидетелей (снова ср. Лк. 1:1-4). Указание возраста Иисуса несколько добавляет повествованию историческую определенность. Лука, прослеживая родословие Иисуса дальше, чем к Аврааму, и даже дальше, чем к Адаму, — к Богу — подчеркивает богосыновство Иисуса и всеобщность спасения, которое Он несет. См. Лк. 3:21-38п0 . (Обсуждение множества различий между родословием Иисуса у Матфея и у Луки см. в комментариях к этим евангелиям и в книгах о Рождестве Иисуса.)
В рассказе об искушениях Иисуса описывается, что Он исполнен Духа Святого, Дух постоянно ведет Его, и Иисус отказывается от служения Себе, от использования преимуществ Своего богосыновства. См. Лк. 4:1-13. То, что последнее искушение происходит в Иерусалиме, связано с особой значимостью для Луки этого города, как конечной цели в служении Иисуса и отправной точки для христианского свидетельства впоследствии. Диавол оканчивает всякое искушение и отходит от Иисуса до времени, признавая нравственную победу Иисуса.