Самоубийство иуды искариота

Вплотную к горькому плачу Петра примыкает самоубий­ство Иуды Искариота. Оно предостерегает против предатель­ства в Церкви во время гонений (ср. Мф. 24:10). Как и во многих случаях, Матфей отмечает исполнение ветхозавет­ных пророчеств (см. Иер. 19:1,11; Зах. 11:12-13). См. Мф. 27:1-10. Рассказывая об обвинении Иисуса перед Пилатом, Матфей подчеркивает кротость Иисуса, как пример для под­ражания Его ученикам (ср. Мф. 5:5; 11:29; 21:5). См. Мф. 27:11-14.

Пилат Жена Пилата

Перед несправедливым осуждением Иисуса на распятие жена Пилата, провозгласив праведность Иисуса, предосте­регает Пилата не делать Ему ничего дурного; поэтому Пилат умывает руки и объявляет себя невиновным в крови Иисуса, действуя согласно ритуалу, установленному Моисеем во Вт. 21:1-9. Все те люди, которые требовали распятия Иисуса, приняли на себя ответственность за это, они, и их дети вме­сте с ними. Антисемиты видят в этом обстоятельстве повод для преследования евреев, однако подобные действия противоречат запрету Иисуса браться во имя Его за меч (Мф. 26:52-54). См. Мф. 27:15-26

Распятие

В рассказе Матфея о распятии подчеркиваются униже­ния, которым, в качестве жертвы гонений, подвергся Иисус, и оскорбления, направленные против Его царственности и Его богосыновства. Хотя враги Иисуса издевались над Его царственностью и богосыновством, Матфей изображает их иронию как парадоксальную истину: это не только одеяние Иисуса и Его терновый венец, но также трость в Его правой руке и преклонение колен перед Ним; не только провозгла­шение Его «Царем Иудейским», но также надпись «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» и насмешка «Царь Израилев», а также два упоминания титула «Сын Божий». См. Мф. 27:27-44. Одеяние Иисуса оплевано; удары тростью по голове пре­вращают в посмешище Его венец. Примесь желчи в питье де­лает его горьким; это издевательское предложение, которое сначала кажется милосердным, а потом оборачивается пыт­кой (ср. Пс. 68:22, особенно в LXX). Само распятие идет при­ложением к дележке Его одежд.

Когда Иисус умирал, кто-то из стоявших у креста удер­жал человека, хотевшего предложить Ему питье. Иисус умер, второй раз возопив громким голосом. От произошед­шего землетрясения расселись камни и отверзлись гробы, и многие святые воскресли.

Воскресение святых

Это воскресение святых придает христианам силы пре­терпевать, если придется, гонения до самой смерти; как Иисус подвергся жестоким гонениям, но воскрес из мерт­вых, так воскреснут и Его последователи (ср. Иез. 37:7,12-13; Дан. 12:2).

Погребение Иисуса

Богосыновство Иисуса было исповедано не только сотником, но и бывшими с ним воинами. Они, подоб­но волхвам в Рождество, символизируют многих язычни­ков, которые позднее станут учениками Иисуса. См. Мф. 27:45-61. Служение женщин Иисусу на Его пути в Иеруса­лим выступает образцом того, как ученики должны забо­титься о своих собратьях-учениках, подвергающихся гоне­ниям; поскольку Иосиф из Аримафеи назван учеником Ии­суса, погребение им тела Иисуса предстает актом прощания любящих, что подчеркивается и описанием льняной плаща­ницы Иисуса как «чистой», а гроба как «нового» и принад­лежащего самому Иосифу.

Подкуп стражи

«Другой день, который следует за пятницей» — это суббота, день покоя. См. Мф. 27:62 — 28:20. Истинность предре­ченного Иисусом Воскресения противопоставляется лживо­сти первосвященников и фарисеев, которые не только подку­пают стражников у гроба, чтобы те сказали, будто бы учени­ки Иисуса украли Его тело, но также обещают убедить Пилата проявить снисходительность, если тот узнает, что стражники заснули на посту, каковой проступок карался смертью. Под «первым» обманом первосвященники и фари­сеи имеют в виду веру в Иисуса как Христа и Сына Божиего (Мф. 27:64)

Воскресение Иисуса

Как и при воскресении святых в Мф. 27:51-53, происхо­дит землетрясение, но на этот раз «великое», соответствую­щее сущности Иисуса как Христа и Сына Божиего. Соответ­ствует ей и сошествие с небес ангела Господня, отвалившего камень и приведшего стерегущих в трепет. А для учениц Иисуса великая радость смешана со страхом до тех пор, пока явление воскресшего Иисуса не изгоняет страх. Прикоснове­нием женщин к Его ногам подтверждается Его воскресение, а их поклонение опять есть соответствие Его сущности. То же самое относится к поклонению одиннадцати апостолов, за исключением некоторых сомневающихся, которые слу­жат примером того, как опасно маловерие в гонимой Церк­ви.

Великое поручение

Матфей прежде ничего не говорил о назначенной Иису­сом для встречи в Галилее горе; так что упоминание о горе вкупе с повелениями Иисуса наводит на мысль о горе, на ко­торой Иисус произнес Свои заповеди, Нагорную проповедь. В силу всемирной сущности власти Иисуса все народы долж­ны быть охвачены миссией учеников, которая продлится до конца века. А до тех пор Его обещание всегда быть с учени­ками напоминает об имени «Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23) и дает силы претерпевать гонения, вызван­ные исполнением этого Великого поручения.

Евангелие от Луки: проповедь христианства в греко-римском мире в целом

Священнописатель третьего евангелия начинает его со ссылки на предыдущие повествования о зарождении христианства, составленные по рассказам «очевидцев и служителей Слова» (Лк. 1:1-2). Далее он указывает, что со­бирается в своей книге «по порядку описать» это предание, и заявляет о намерении убедить своих читателей в его досто­верности (Лк. 1:3-4).

Евангелие от Луки и Книга Деяний святых апостолов должны принадлежать перу одного и того же автора, так как оба труда начинаются с посвящения Феофилу и характеризу­ются общностью интересов и общностью стиля изложения. Более того, Книга Деяний начинается со ссылки на «первую книгу» (Деян. 1:1). Поскольку Евангелие от Луки и Книга Деяний должны принадлежать одному автору, мы устанав­ливаем для этих трудов авторство Луки, исходя из того об­стоятельства, что он — единственный из упомянутых в по­сланиях спутников Павла в его путешествиях, который мог написать разделы Книги Деяний со словами «мы». Все ос­тальные исключаются из-за невозможности согласовать их географические перемещения, отмеченные в посланиях, с географическими перемещениями, описанными в тех разде­лах Книги Деяний, в которых употребляется первое лицо множественного числа. (См. с. 283-284.) Более того, ранняя традиция подтверждает авторство Луки (Канон Муратори; анти-Маркионов пролог к Евангелию от Луки; Ириней, «Против ересей» 3.1.1, и позднейшие писатели).

Лука, вероятно, был неевреем (или, по крайней мере, эл­линизированным евреем), а в веру он мог быть обращен в си­рийском городе Антиохия101. (Сравни анти-Маркионов пролог к третьему евангелию и «мы» в гречес­ком кодексе D Деян. 11:28, где речь идет об Антиохии. Большинство исследователей считают Луку неевреем. Доводы в пользу его еврейского происхождения см. вЕ.E.Ellis, The Gospel of Luke (London: Nelson, 1966), 52-53; W.F.Albright, в Johannes Munck's The Acts of the Apostles (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967), 264-67; B.Reicke, The Gospel of Luke (Rich­mond: Knox, 1964), 12-23. Противоположные доводы см. в J.A.Fitzmyer, The Gospel According to Luke (I — IX) (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1981), 41-47.) Его имя является греческим. В заключительных приветствиях Кол. 4:10-14 Павел, по-ви­димому, отделяет его от евреев, принадлежавших, вероятно, к иудаистам, и упоминает вместе с неевреями. Его хорошее владение греческим языком тоже предполагает, что он был неевреем (или эллинизированным евреем), знакомым с гре­ческим лучше, нежели можно было бы ожидать от большин­ства евреев. Стиль греческого языка у Луки, как и стиль По­слания к евреям, являются лучшими образцами во всем Но­вом Завете. Исключения встречаются в тех случаях, когда Лука, по-видимому, излагает устные или письменные се­митские источники или пишет по-гречески в семитском сти­ле, чтобы текст выглядел «по-библейски», то есть наподобие текста Септуагинты. С другой стороны, обе книги, написан­ные Лукой, начинаются с официального посвящения в гре­ко-римском литературном стиле — и это единственные та­кие книги в Новом Завете. В Кол. 4:14 Павел называет Луку «врач возлюбленный», и в пользу такого определения свиде­тельствуют повышенный интерес Луки к заболеваниям и ча­стое употребление им медицинских терминов102 (См., например, Лк. 14:1-6.) — хотя не следует переоценивать эти особенности его изложения.

Лука посвящает свой труд Феофилу, возможно, потенци­альному или действительному новообращенному, или меце­нату, который финансировал распространение Евангелия и Книги Деяний, и адресует обе свои книги неевреям, в особен­ности тем, кто непредвзято интересовался историческим происхождением христианства, — скорее всего, прозелитам и, главным образом, боящимся Бога, которые не признавали идолопоклонство и связанную с ним аморальность и посеща­ли синагоги. Для Луки важно засвидетельствовать религи­озное благочестие, нравственную чистоту и политическую непричастность Иисуса и Его последователей103. (См. в особенности рассказ Луки о рассмотрении дела Иисуса Пилатом, где римский наместник последовательно снимает с Иисуса все обвинения (Лк. 23:1-25).) Лука пока­зывает, что Благая Весть предназначена для всех, что Иисус уничтожил барьеры между евреями и неевреями и основал всемирное сообщество, в котором былому неравенству рабов и свободных, как и неравенству мужчин и женщин, больше нет места. В связи с адресованностью к нееврейским читате­лям Лука отслеживает не узко иудейскую тему исполнения ветхозаветных пророчеств, как это делает Матфей, а более широкую тему того замысла Бога относительно истории, ко­торый раскрыт в Ветхом Завете, и тему преемственности ме­жду иудаизмом и христианством. Лука также видоизменяет специфически еврейские обороты речи и переделывает те ме­ста текста, которые связаны с еврейской традицией, чтобы сделать их более понятными для неевреев104. (104Например, вместо «мерзости запустения» (Мк. 13:14, паралл. Мф. 24:15) говорится об окружении Иерусалима неприятельскими войсками (Лк. 21:20).)

Существует много специфических признаков того, что Лука содействует распространению христианства в греко-римском мире в целом, признаков, не характерных для дру­гих евангелий. Особый интерес проявляется к хронологии жизни Иисуса относительно событий светской истории (Лк. 1:5; 2:1; 3:1-2). Иисус — «Свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32). Цитата из Ис. 40 доведена до слов «и узрит вся­кая плоть спасение Божие» (Лк. 3:6). Родословие Иисуса возводится не только к Аврааму, отцу еврейского народа (как в Мф. 1:1-2), но и к Адаму, отцу всего рода человечес­кого, и в конечном итоге — к Богу (Лк. 3:23-38). Иисус от­мечает, что Илия был послан ко вдове из Финикии, а не к израильтянке, и что Илия очистил от проказы Неемана Сириянина, а не израильтянина (Лк. 4:25-27). Как и Матфей, Лука говорит о Великом поручении благовествовать «во всех народах» (Лк. 24:47; ср. Мф. 28:19-20). Однако у Мат­фея эта обращенность ко всему миру одновременно скрыва­ет в себе узость взглядов еврейских христиан, а у Луки она имеет эллинистическую природу, свободную от еврейской ограниченности.

Всеобщая направленность Евангелия от Луки охватывает не только неевреев, но и социально отверженных, таких как грешница, помазавшая миром ноги Иисуса (Лк. 7:36-50), мытарь Закхей (Лк. 19:1-10), раскаявшийся злодей, кото­рый умер рядом с Иисусом (Лк. 23:39-43), блудный сын (Лк. 15:11-32, персонаж притчи), кающийся мытарь (Лк. 18:9-14, персонаж притчи), самаряне и нищие. Иаков и Иоанн на­влекают на себя упрек за то, что хотели призвать огонь с неба на селение Самарянское (Лк. 9:51-56). Милосердный самарянин в соответствующей притче предстает в самом благо­приятном свете (Лк. 10:29-37). Единственным из десяти про­каженных, кто вернулся поблагодарить Иисуса за очище­ние, был самарянин, названный «сей иноплеменник» (Лк. 17:11-19). В Назарете Иисус «благовествует нищим» (Лк. 4:16-22). Мария говорит, что Бог «вознес смиренных, алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1:52-53). В провозглашении блаженства нищих нет уточнения «духом», как у Матфея (Лк. 6:20105; (105В Синод, переводе «нищие духом». — Прим. перев) в отличие от Мф. 5:3); и в провозглашении блаженства алчущих нет уто­чнения «правды» (Лк. 6:21; в отличие от Мф. 5:6). Благосло­вения нищим и голодным Лука дополняет провозглашением горя богатым и пресыщенным (Лк. 6:24-25). Он — единст­венный из евангелистов, приводящий такие слова Иисуса: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей бога­тых... Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хро­мых, слепых» (Лк. 14:12-13). Сам Лука называет фарисеев «сребролюбивыми»; ему мы обязаны знанием притч о нера­зумном богаче, о неверном управителе, который поступил милосердно (и догадливо), о богаче и Лазаре (Лк. 12:13-21; 16:1-13,19-31).

Всеобщая направленность Евангелия от Луки проявляет­ся и в особом внимании, уделяемом женщинам: это Мария, Елисавета и Анна в главах о Рождестве (Лк. 1 — 2); вдова из Наина (Лк. 7:11-17), женщины, которые оказывали Иисусу поддержку деньгами (Лк. 8:1-3), грешница (Лк. 7:36-50), Мария и Марфа (Лк. 10:38-42), бедная вдова (Лк. 21:1-4), а также те женщины, которые оплакивали Иисуса (Лк. 23:27-31), присутствовали при распятии (Лк. 23:49) и хотели ума­стить Его тело, но смогли лишь засвидетельствовать, что гроб пуст, и возвестили о Воскресении (Лк. 23:55 — 24:11).

Итак, у Луки Иисус представлен всемирным Спасителем, Который сострадает всем людям, не гнушается ни одним че­ловеком, общается как с фарисеями, так и с мытарями (Лк. 5:27-32; 7:36; 11:37; 14:1; 19:1-10), и лично заботится о лю­дях, страдающих от бед и горестей (Лк. 7:11-17; 8:40-56; 9:37-43). Там, где Матфей сосредоточивается на теме Иисуса и Царства, Лука сосредоточивается на теме отношения Иисуса к людям с их горестями, и характеры обрисованы у него весьма выпукло.

В самых разнообразных эпизодах раскрывается прису­щий Иисусу глубоко молитвенный настрой: при Его креще­нии (Лк. 3:21), при удалении после служения стекающемуся множеству народа (Лк. 5:16), перед избранием Двенадцати (Лк. 6:12), перед исповеданием Петра и предсказанием Иисусом Своей смерти и Воскресения (Лк. 9:18), во время Его Преображения (Лк. 9:28-29), при возвращении семиде­сяти двух106 (106 В Синод, переводе — семидесяти. — Прим. перев) учеников после их служения (Лк. 10:21), перед наставлением ученикам, как им молиться (Лк. 11:1), в Гефсимании (Лк. 22:39-46) и дважды на кресте (Лк. 23:34,46). Почти все эти упоминания о молитвах Иисуса встречаются исключительно в Евангелии от Луки. Только Лука приводит две притчи Иисуса о молитве (Лк. 11:5-13; 18:1-8) и сообща­ет нам, что Иисус особо молился за Петра (Лк. 22:31-32).

Лука также выделяет действие Святого Духа. Он сообща­ет нам, что Иоанну Крестителю предстояло исполниться Ду­ха Святого еще от чрева матери (Лк. 1:15). Дух Святой нахо­дит на Марию, чтобы смогло свершиться чудесное рождение Сына Божиего (Лк. 1:35). Когда Мария приходит к Елисаве-те, та, исполнившись Святого Духа, восклицает: «благосло­венна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:41-42). После того как родился и получил имя Иоанн Креститель, его отец Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал (Лк. 1:67). Святой Дух почил на Симеоне, предсказав ему, что он не умрет, пока не увидит Иисуса, и по вдохновению привел его в храм, чтобы вознести хвалу Мла­денцу Иисусу (Лк. 2:25-27). После того как Дух Святой сни­зошел на Иисуса при Его крещении, Иисус, «исполненный Духа Святого... поведен был Духом в пустыню» (Лк. 4:1). После искушений Иисус возвратился в Галилею «в силе ду­ха» (Лк. 4:14). Когда семьдесят два ученика вернулись, ус­пешно выполнив свою миссию, Иисус «возрадовался духом» (Лк. 10:21). А перед Своим вознесением Он обещал, что Дух облечет учеников «силою свыше» (Лк. 24:49). Естественно, что в Евангелии от Луки (как позже и в Книге Деяний) слы­шится трепетный отзвук необоримого вмешательства Духа Божиего в человеческую историю107. (107См. упоминания радости в Лк. 1:14,44,47; 6:21,23; 10:21; 15:5-7,9,10,23-25,32; 24:52-53) Лука пишет с абсолют­ной убежденностью в неизбежном успехе распространения Благой Вести, которую провозгласил «Господь» (излюблен­ное обозначение Иисуса у Луки), а Его ученики возвещают в силе Святого Духа.

У нас нет никаких оснований отвергать достаточно ран­нюю дату создания третьего евангелия — чуть позднее Еван­гелия от Марка, в предположении, что Лука использовал ма­териалы Марка. Многие исследователи полагают, будто бы замена у Луки «мерзости запустения» (Мк. 13:14) осадой Иерусалима (Лк. 21:20) свидетельствует, что Лука писал по­сле 70 г. по Р. X. Но при таком подходе вновь недооценивает­ся или отрицается та возможность, что Иисус действительно предсказал осаду и разрушение Иерусалима. Лука мог не упомянуть мерзость запустения просто потому, что знал — его нееврейские читатели все равно не поймут, о чем тут речь. А если Лука переиначивал речи Иисуса в соответствии с событиями 70 г. и ближайшего периода, почему же он тогда оставил повеление Иисуса «да бегут в горы» (Лк. 21:21), не­смотря на тот факт, что во время осады Иерусалима христи­ане бежали в Пеллу, расположенную не в гористой части Заиорданья (если они вообще бежали из Иерусалима — свиде­тельства спорны)?

Книга Деяний заканчивается тем, что Павел ожидает су­да в Риме, надо полагать, потому, что ко времени ее написа­ния дальнейшие события еще не произошли. (См. с. 285-286.) Если это верно, то Книга Деяний датируется примерно 64 — 67 гг. по Р. X., наиболее вероятным периодом мучени­чества Павла. Тогда, коль скоро Лука написал свое еванге­лие раньше Книги Деяний, как, вероятней всего, и было, евангелие должно относиться к несколько более раннему времени. (См. с. 119-120.) Местом его создания мог быть Рим, где Лука оставался с Павлом во время его заключения в узы (хотя по поводу места создания ранняя традиция ко­леблется между Грецией и Римом).

Евангелие от Луки — самое всеобъемлющее среди синоп­тических. Недаром это самая большая книга Нового Завета. В первых двух главах у Луки содержатся пролог и рассказы о Рождестве и детстве Иисуса. Крещение, родословие и искушение Иисуса описаны в Лк. 3:1 — 4:13, галилейское служение — в Лк. 4:14 — 9:50, последнее путешествие в Иерусалим в Лк. 9:51 — 19:27и, наконец, Страстная неделя, распятие, Воскресение, служение после воскресения и Воз­несение — в Лк. 19:28 — 24:53. Описание последнего путе­шествия в Иерусалим представляет собой наиболее значи­тельный вклад Луки в наши знания о земной жизни Иисуса. В этом разделе евангелист описывает служение Иисуса в Пе-рее, приводит многие из притч, самые известные, но не встречающиеся в других книгах (о милосердном самаряни-не, о неразумном богаче, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о мытаре и фарисее и другие), а также подчеркивает значе­ние Иерусалима, как цели служения Иисуса (позже, в Книге Деяний, Иерусалим превращается в тот центр, откуда хри­стианские свидетели отправляются благовествовать во всем мире). Рассказ о Рождестве у Луки содержит много сведе­ний, которых нет у Матфея, а также несколько славословий Богу и рассказ не только о Рождестве Иисуса, но и о рожде­нии Иоанна Крестителя. И наконец, Лука приводит матери­алы о воскресении Иисуса, сильно отличающиеся от матери­алов других евангелий, и, единственный из евангелистов, описывает вознесение Иисуса.

План-конспект Евангелия от Луки

ПРОЛОГ: ПОСВЯЩЕНИЕ ФЕОФИЛУ И ЗАЯВЛЕНИЕ О НАМЕРЕНИИ ПО ПОРЯДКУ ИЗЛОЖИТЬ ИСТОРИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ (Лк. 1:1-4)

I. Рождение и детство Иоанна Крестителя и Иисуса (Лк. 1:5 — 2:52)

А. Возвещение о рождении Иоанна Крестителя Захарии и Елисавете (Лк. 1:5-25)

Б. Благовещение Марии о рождении Иисуса (Лк. 1:26-38)

В. Посещение Марией Елисаветы и Magnificat (вели­чальная песнь) Марии (Лк. 1:39-56)

Г. Рождение, обрезание и наречение по имени Иоанна Крестителя; Benedictus (песнь благословения) Захарии(Лк. 1:57-79)

Д. Возмужание Иоанна Крестителя в пустынях (Лк. 1:80)

Е. Рождество Иисуса (Лк. 2:1-7)

Ж. Поклонение пастухов (Лк. 2:8-20)

3. Обрезание и наречение имени Иисуса (Лк. 2:21)

И. Посвящение Иисуса в храме, «ныне отпускаешь» Си­меона и славословие Анны (Лк. 2:22-40)

Й. Посещение Иисусом храма в возрасте двенадцати лет (Лк. 2:41-52)

II. Вступление к служению Иисуса (Лк. 3:1 — 4:13)

A. Предваряющее служение Иоанна Крестителя (Лк. 3:1-20)

Б. Крещение Иисуса (Лк. 3:21-22)

B. Родословие Иисуса (Лк. 3:23-38) Г. Искушение Иисуса (Лк. 4:1-13)

III. Галилейское служение (Лк. 4:14 — 9:50)

A. Отвержение Иисуса в Назарете (Лк. 4:14-30)

Б. Изгнание беса в капернаумской синагоге (Лк. 4:31-37)

B. Исцеление тещи Петра, другие чудеса и проповедь (Лк. 4:38-44)

Г. Чудотворный улов рыбы и призвание к ученичеству Симона Петра, Иакова и Иоанна (Лк. 5:1-11)

Д. Очищение прокаженного (Лк. 5:12-16)

Е. Прощение грехов и исцеление расслабленного (Лк. 5:17-26)

Ж. Призвание Левия и общение Иисуса с мытарями и грешниками (Лк. 5:27-32)

3. Высказывания о посте (Лк. 5:33-39)

И. Защита Иисусом Своих учеников, срывающих и едя­щих колосья в субботу (Лк. 6:1-5)

Й. Исцеление сухорукого в субботу (Лк. 6:6-11)

К. Избрание Двенадцати (Лк. 6:12-16)

Л. Равнинная проповедь («на ровном месте»; Лк. 6:17-49)

М. Исцеление слуги сотника (Лк. 7:1-10)

Н. Воскрешение из мертвых сына вдовы (Лк. 7:11-17)

О. Вопрос Иоанна Крестителя, ответ Иисуса и похвала Иоанну (Лк. 7:18-35)

П. Помазание Иисуса грешницей и прощение ей грехов (Лк. 7:36-50)

Р. Проповеди, служение женщин имением своим (Лк. 8:1-3)

С. Притчи о семенах и земле, о свече (Лк. 8:4-18)

Т. Попытка родных Иисуса по плоти увидеть Его (Лк.8:19-21)

У. Усмирение бури (Лк. 8:22-25)

Ф. Исцеление одержимого (Лк. 8:26-39)

X. Исцеление женщины, страдавшей постоянным кро­вотечением; воскрешение из мертвых дочери Иаира (Лк. 8:40-56)

Ц. Миссия двенадцати апостолов (Лк. 9:1-6)

Ч. Страх Ирода, виновного в смерти Иоанна Крестите­ля (Лк. 9:7-9)

Ш. Насыщение пяти тысяч (Лк. 9:10-17)

Щ. Исповедание Петром мессианства Иисуса, предска­зание Иисусом Своей смерти и Воскресения, призыв к ученикам нести свой крест (Лк. 9:18-27)

Э. Преображение (Лк. 9:28-36)

Ю. Изгнание беса из мальчика (Лк. 9:37-45)

Я. Высказывания о смирении (где взято в качестве при­мера дитя) и терпимости (Лк. 9:46-50)

IV. Последнее путешествие в Иерусалим (Лк. 9:51 — 19:27)

A. Решение Иисуса идти в Иерусалим, негостеприим­ное «селение Самарянское» (Лк. 9:51-56)

Б. Наставления об ученичестве для желающих стать учениками (Лк. 9:57-62)

B. Миссия семидесяти двух учеников (Лк. 10:1-24)

Г. Притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37)

Д. Служение Иисусу Марии и Марфы (Лк. 10:38-42)

Е. Наставление о молитве, молитва «Отче наш» и притча о человеке, угощающем друга в полночь (Лк. 11:1-13) Ж. Споры (Мф. 11:14 — 12:12)

1. Защита от обвинения в сатанинской силе, отказ дать знамение, кроме знамения Ионы, и притча о свече (Лк. 11:14-36)

2. Обличение фарисеев и законников (Лк. 11:37-54)

3. Предостережение о закваске фарисейской (Лк. 12:1-12)

З. Высказывания о любостяжании, о заботе, уповании, об эсхатологическом бодрствовании и притча о нера­зумном богаче (Лк. 12:13-59)

И. Призыв к покаянию и притча о смоковнице (Лк. 13:1-9)

Й. Исцеление скорченной женщины в субботу (Лк. 13:10-17)

К. Притчи о горчичном зерне, о закваске и о тесных вратах (Лк. 13:18-30)

Л. Отказ Иисуса устрашиться Ирода Антипы и Его плач

по Иерусалиму (Лк. 13:31-35)

М. Субботнее исцеление человека, страдающего водя­ною болезнью (Лк. 14:1-6)

Н. Притча о званых на брачный пир (Лк. 14:7-14)

О. Притча о званых на большой ужин (Лк. 14:15-24)

П. Притчи о строящем башню и о царе, идущем на войну

(Лк. 14:25-35)

Р. Три притчи в защиту доступности для грешников (Лк. 15:1-32)

1. Притча о пропавшей овце (Лк. 15:1-7)

2. Притча о потерянной драхме (Лк. 15:8-10)

3. Притча о блудном сыне и его старшем брате (Лк. 15:11-32)

С. Две притчи об употреблении денег (Лк. 16:1-31)

1. Притча о неверном управителе и последующие за­мечания о фарисеях (Лк. 16:1-18)

2. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)

Т. Высказывания о прощении, о вере и о чувстве долга (Лк. 17:1-10)

У. Исцеление десяти прокаженных и благодарность од­ного, самарянина (Лк. 17:11-19)

Ф. О пришествии Царства Божиего и Сына Человечес­кого, притча о вдове и неправедном судье (Лк. 17:20 — 18:8)

X. Притча о фарисее и мытаре (Лк. 18:9-14) Ц. Доступность Иисуса для младенцев (Лк. 18:15-17)

Ч. Богач из начальствующих (Лк. 18:18-30) Ш. Предсказание Иисусом Своей смерти и Воскресения

(Лк. 18:31-34)

Щ.Исцеление слепого близ Иерихона (Лк. 18:35-43)

Э. Обращение Закхея в веру (Лк. 19:1-10)

Ю. Притча о минах (Лк. 19:11-27)

V. Страстная неделя, смерть, воскресение, служение по­сле ВОСКРЕСЕНИЯ, ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА, ПРОИСХОДЯЩИЕ В Иерусалиме и окрестностях (Лк. 19:28 — 24:53)

А. Страстная неделя и смерть Иисуса (Лк. 19:28 — 23:56)

1. Торжественный вход в Иерусалим и очищение храма (Лк. 19:28-48)

2. Богословские споры в храмовых приделах (Лк. 20:1 — 21:38)

а) Вопрос о власти Иисуса (Лк. 20:1-8)

б) Притча о злых виноградарях (Лк. 20:9-18)

в) Вопрос об уплате подати кесарю (Лк. 20:19-26)

г) Вопрос саддукеев о воскресении (Лк. 20:27-40)

д) Вопрос Иисуса о происхождении Христа от Давида и Его господстве (Лк. 20:41-44)

е) Предостережение о книжниках (Лк. 20:45-47)

ж) Две лепты вдовы (Лк. 21:1-4)

з) Пророческое учение (Лк. 21:5-36)

и) Последующие проповеди (Лк. 21:37-38)

3. Заговор синедриона убить Иисуса и уговор с Иудой Искариотом (Лк. 22:1-6)

4. Последняя вечеря (Лк. 22:7-38)

5. Молитва Иисуса в Гефсимании (Лк. 22:39-46)

6. Взятие Иисуса (Лк. 22:47-53)

7. Суд(Лк. 22:54 —23:25)

а) Ночное слушание в доме первосвященника и отречение Петра от Иисуса (Лк. 22:54-65)

б) Осуждение синедрионом к началу дня (Лк. 22:66-71)

в) Первое слушание у Пилата (Лк. 23:1-5)

г) Слушание у Ирода Антипы (Лк. 23:6-12)

д) Второе слушание у Пилата, вынужденное освобождение им Вараввы, предание Иисуса на распятие (Лк. 23:13-25)

8. Распятие (Лк. 23:26-49)

а) Несение креста Иисуса Симоном Киринеяни-ном и плач женщин (Лк. 23:26-31)

б) Распятие и насмешки над Иисусом (Лк. 23:32-38)

в) Раскаявшийся злодей (Лк. 23:39-43)

г) Смерть Иисуса (Лк. 23:44-49)

9. Погребение (Лк. 23:50-56) Б. Воскресение (Лк. 24:1-12)

В. Служение после Воскресения (Лк. 24:13-49)

1. Путешествие в Еммаус с Клеопой и другим уче­ником (Лк. 24:13-35)

2. Явление в Иерусалиме (Лк. 24:36-43)

3. Учение Иисуса о написанном о Нем в Ветхом За­вете и Великое поручение (Лк. 24:44-49)

Г. Вознесение (Лк. 24:50-53)

В своем прологе Лука упоминает ранее написанные по­вествования о жизни Иисуса, устные показания очевид­цев, говорит о собственных исследованиях этих рассказов и преданий и о своем намерении исторически достоверно изложить эту традицию. См. Лк. 1:1-4. Под ранее написан­ными повествованиями могут подразумеваться Евангелия от Марка и Матфея. Упорядоченность изложения Луки за­ключается в тщательной выверенности композиции, одна­ко тематические и географические соображения могут иногда оказаться для него более приоритетными, нежели хронологические. Хотя обращение «достопочтенный» ха­рактеризует Феофила достаточно вельможно, о нем боль­ше ничего не известно. Предположительно, он был литературным меценатом Луки, но существуют и другие возмож­ности.

Сразу после пролога Лука задает исторические рамки по­вествования: «во дни Ирода, царя Иудейского». Далее опи­сывается благовестив Захарии о рождении Иоанна Крестите­ля, зачатие Иоанна женой Захарии Елисаветой, благовеще­ние Марии о Рождестве Иисуса и посещение Марией Елисаветы. См. Лк. 1:5-56. «Авиева чреда» (Лк. 1:5) — это одно из двадцати четырех священнических подразделений, служив­ших в храме на протяжении одной недели по два раза в год каждое. В соответствии со своей приверженностью высшим религиозным и нравственным идеалам эллинистической культуры, Лука указывает на происхождение Елисаветы от Аарона, старшего брата Моисея из колена Левиина, каковое происхождение должен был иметь и Захария в качестве свя­щенника, а также подчеркивает праведность обоих супру­гов. Бросанием жребия определялось, кто из священников получит привилегию совершить воскурения в храме; свя­щенник, однажды получивший такую привилегию, в даль­нейшем исключался из жеребьевки, чтобы дать возмож­ность получить ее другим. Однако у Луки жребий Захарии предстает результатом действия божественного Провиде­ния, а не случайностью (ср. Деян. 1:24-26). И вновь, в соот­ветствии с приверженностью Луки высшим религиозным и нравственным идеалам, тем, что Иоанн Креститель будет воздерживаться от крепких напитков, исполнится Духа Святого еще до рождения, совершит исправляющее служе­ние для Израиля и станет предтечей в духе и силе Илии, под­черкивается его особая святость (ср. Лев. 10:9; Чис. 6:2-4; Суд. 13:4; 1 Цар. 1:11; Мал. 4:5).

То же самое можно сказать относительно девственности Марии, обретения Ею благодати у Бога, Ее девственного за­чатия от Святого Духа, соответствующей святости и богосыновства Ее Сына, Которому Ей предстоит наречь имя Иисус, и Ее отклика с верою. Примечательно, что Лука излагает эту историю с точки зрения Марии. «Шестой же месяц», когда состоялось благовещение, — это шестой месяц беременности Елисаветы (Лк. 1:26). Святой Дух, Которого исполнилась Елисавета, дает ей основание благословить Марию и Иисуса и называть Иисуса «Господом». Величальная песнь Марии, традиционно именуемая Magnificat (по ее начальному слову «величит» в латинской Вульгате108) (Латинская Вульгата — это перевод Библии, сделанный святым Иеронимом в четвертом столетии и на много веков ставший эталонным текстом Писа­ния в римско-католической церкви), по своей фразеологии весьма сходна с псалмом хваления Анны (1 Цар. 2:1-10) и за­трагивает тему справедливости для нищих, голодных и угне­тенных.

См. Лк. 1:57-80. Моисеев закон предписывает обрезание на восьмой день (Бытие 17:12-14; 21:4; Лев. 12:3; ср. Флп. 3:5). Использование знаков при вопросе в Лк. 1:62 свиде­тельствует, что Захария был поражен наряду с немотою и глухотой. Его пророческая песнь, традиционно именуемая Benedictus (по начальному слову «благословен» в латинской Вульгате), затрагивает темы исполнения пророчеств, избав­ления от угнетателей, прощения грехов и мирного служения Богу — вновь в соответствии с высшими религиозными и нравственными идеалами, но также и социальными, и поли­тическими.

В повествовании о Рождестве Лука снова указывает исто­рические рамки, на этот раз более широкие, соответствую­щие всеобщности принесенного Иисусом спасения. См. Лк. 2:1-20. Целью переписи при кесаре Августе традиционно считается упорядочение сбора податей, однако она, возможно, предназначалась для провозглашения преданности Авгу­сту109. (Проблема возникает в связи с упоминанием Лукой сирийского правителя Квириния. Согласно Матфею, Ирод Великий все еще правил Иудеей, когда родился Иисус. Ирод Великий умер в 4 г. до Р. X. (христианский монах шестого столетия Дионисий Малый неправильно определил год Рождества Христова, вводя систему времяисчисления до Р. X. и по Р. X., согласно которой Иисус был рожден 25 декабря 1 г. до Р. X. и обрезан на восьмой день, 1 января 1 г. по Р. X.). По источникам вне Нового Завета — Квириний правил Сирией в 6 — 7 гг. по Р. X., однако существует и возможность более раннего правления.) Пелены — это куски ткани, которыми, в соответствии с обычаями того времени, плотно пеленали младенцев. Яс­ли — это кормушка, корыто. Приход пастухов гармониру­ет с тем обстоятельством, что Рождество Иисуса происхо­дит в Вифлееме, родном городе царя-пастуха Давида. То, что пастухи оставались ночью на поле, не согласуется с предположением о рождении Иисуса зимой. Люди, о вели­кой радости которым возвестил ангел Господень, — это сы­ны Израиля, евреи. Песнь ангельского воинства традици­онно называется Gloria in Excelsis Deo (no ее начальным словам «Слава в вышних Богу» в латинской Вульгате). «Мир» подразумевает многообразные благословения Божиего спасения, а традиционное «в человеках благоволе­ние» — благоволение Бога по отношению к Своему народу. То, что Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце», подразумевает, что Она была для Луки одним из его источ­ников (ср. Лк. 2:51), а фраза «все то, что слышали и видели [пастухи], как им сказано было» ссылается на показания очевидцев, получивших божественное откровение (ср. Лк. 1:1-4).

По-прежнему подчеркивается нравственное и религиоз­ное совершенство участников драмы Рождества: их послу­шание велению ангела назвать Сына Марии Иисусом, со­блюдение закона Моисеева относительно обряда очищения (Лев. 12), праведность, благочестие, упование, наделен-ность Святым Духом, восприятие божественного открове­ния, пророческий дар, длительное служение в храме, по­стоянные посты и молитвы — и все это как у женщин, так и у мужчин. См. Лк. 2:21-40. Доступность спасения не только для Израиля, но и для язычников (Лк. 2:32) харак­теризует космополитизм Луки. Фраза «на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2:34), вероятно, подра­зумевает осуждение тех иудеев, которые отвергнут Иису­са, и спасение тех, кто примет Его. Сам Иисус есть знаме­ние, которое вызовет пререкания (Лк. 2:34). А то оружие, которое пройдет душу Марии, может быть символом гря­дущего распятия Иисуса, Ее первенца (Лк. 2:35), Который по Своему физическому и умственному развитию и пребы­вающей на Нем Божией благодати отмечен в качестве со­вершенного Человека (Лк. 2:40).

Далее Лука приводит конкретный пример раннего разви­тия Иисуса, заключая его еще одним высказыванием о со­вершенном преуспеянии: умственном («в премудрости»), физическом (в «возрасте»), духовном («в любви у Бога») и со­циальном («и человеков»). Перед этим Лука отмечает пре­данность Иисуса Богу, Своему Отцу, и Его послушание Иосифу и Марии. См. Лк. 2:41-52. Поскольку на еврейских подростков обязанности взрослых в иудаизме возлагались начиная с тринадцати лет, целью этого посещения храма могла быть подготовка Иисуса к принятию таких обязан­ностей.

Для повествования о предваряющем служении Иоанна Крестителя Лука снова задает исторические рамки. См. Лк. 3:1 -20. Лука не прерывает цитату из Исайи достаточно долго, чтобы привести фразу о всеобщности спасения: «и узрит вся­кая плоть спасение Божие» {Лк. 3:6}. В своей проповеди Иоанн Креститель обращается к толпам, и Лука приводит высказывания о социальных идеалах благотворительности, честности, справедливости и общего довольства. Контрасти­рует с этими идеалами нечестивость ненавидящего Иоанна Ирода (Антипы), нечестивость, не ограничивающаяся, как указывает Лука, только заключением Иоанна в темницу. Этот контраст оттеняет превосходство христианства как те­чения, у истоков которого стоял и Иоанн.

В рассказе Луки о крещении Иисуса проявляется благо­честие Иисуса: Он молится. Благодаря телесной форме Свя­того Духа, нисходящего на Иисуса, это событие становится зримым для свидетелей (снова ср. Лк. 1:1-4). Указание воз­раста Иисуса несколько добавляет повествованию историче­скую определенность. Лука, прослеживая родословие Иису­са дальше, чем к Аврааму, и даже дальше, чем к Адаму, — к Богу — подчеркивает богосыновство Иисуса и всеобщность спасения, которое Он несет. См. Лк. 3:21-38п0 . (Обсуждение множества различий между родословием Иисуса у Матфея и у Луки см. в комментариях к этим евангелиям и в книгах о Рождестве Иисуса.)

В рассказе об искушениях Иисуса описывается, что Он исполнен Духа Святого, Дух постоянно ведет Его, и Иисус отказывается от служения Себе, от использования преиму­ществ Своего богосыновства. См. Лк. 4:1-13. То, что послед­нее искушение происходит в Иерусалиме, связано с особой значимостью для Луки этого города, как конечной цели в служении Иисуса и отправной точки для христианского сви­детельства впоследствии. Диавол оканчивает всякое иску­шение и отходит от Иисуса до времени, признавая нравст­венную победу Иисуса.

Наши рекомендации