А) Прелюдия ор. 49 № 2
Б) «Окрыленная поэма» ор. 51 № 3
В) «Загадка» ор. 52 № 2
Г) «Поэма экстаза» (схема)
А. Лядов. «Гримасы»
У Скрябина постальтерация развилась на основе тритоновых замен и функциональных дублей («Da» и «Db» — по В. П. Дерновой). Однако в принципе это касается любых «хроматически видоизмененных» аккордов — увеличенных трезвучий, целотонных шестизвучий (которые вообще не очень удобны для «разрешения» в консонирующее трезвучие). Пример — пьеса Лядова «Гримасы» (ор. 64 № 1), построенная на эмансипированных увеличенных трезвучиях — на постальтерации (отсутствие разрешения «деформированного» трезвучия и есть «гримасы»), см. пример 259.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ
Эволюция тональности идет не только путем расширения ее пределов. Одна из наиболее характерных тенденций развития функциональности в музыке после середины XIX в. — стремление глубоко прочувствовать экспрессию нетонических, неконсонирующих, неустойчивых, побочных элементов лада — как если бы они были значимы сами по себе, а не в их «вассальном служении» королю-тонике (и с тем, чтобы далее сделать их и основными). Особенно часто подобная тенденция проявляется в лирической музыке романтиков, композиторов рубежа XIX-XX вв.
Если суть классической тональности заключается в том, что все гармонии прямо или опосредованно стремятся к центру-тонике, то новая тенденция состоит в автономности периферийных гармоний. Эту закономерность, направленную противоположно основной классической, можно поэтому назвать функциональной инверсией, то есть «обращением» тонального тяготения, поворотом его в обратную сторону (также — и соответствующие этому движения в гармонической последовательности).
Сравним основные принципы тональных тяготений и движений гармонии у венских классиков и функциональную инверсию, сведя основные противопоставления в единую таблицу (см. табл. 17).
Особенность функциональной инверсии в том, что своим истоком она имеет психологическое смещение интереса с центра на периферию, но не означает введение каких-то новых гармонических элемен-
Тоблица 17
Основной принцип тяготения | Функциональная инверсия |
От D (S) к Т | От Т к D (S) |
От диссонанса к консонансу | От диссонанса (или даже от консонанса) к диссонансу |
От побочной функции к основной | От основной функции к побочной |
От неустоя к устою | От неустоя (или даже от устоя) к неустою |
От вводного тона к его разрешению | От вводного тона к другому вводному тону |
От хроматического тона к диатоническому | От хроматического тона (или даже от диатонического) к хроматическому |
От неаккордового звука к аккордовому | От неаккордового (или даже от аккордового) к неаккордовому |
Подчеркивание разряда напряжения | Подчеркивание напряжения |
Выдвижение на первый план центральных отношений | Выдвижение на первый план местных связей и значения созвучия самого по себе |
тов (как при альтерации, побочных доминантах, диссонирующих побочных тонах, мажоро-миноре, линеарных гармониях и т. д.). Поэтому функциональная инверсия может быть трактована, по аналогии с функциональной переменностью, как создание дополнительной системы значений практически при тех же гармонических элементах (аккордах, неаккордовых звуках, побочных тонах; разумеется, если в системе есть альтерации, мажоро-минорные смешения, побочные доминанты и т. п., то функциональная инверсия может распространяться и на них). Значение же функциональной инверсии, как уже было показано, в том, что с помощью гармонического движения, направленного обратно нормативному, возможно создание эффектов, равнозначных введению гармонических систем, основанных на диссонансе, на каких-то гармониях из ладов помимо классических мажора и минора. Возможно, пусть мимолетное, вкушение сладости запретного пока плода без обременения себя, однако, неизбежной ответственностью (то есть не переходя в какую-то иную гармоническую систему). В своих крайних выражениях это похоже на свободный полет романтической мечты, когда чувства «пробуждают духов, дремлющих в потайных уголках нашей души» (В. Г. Ваккенродер) и реализуют мечту с помощью какого-нибудь вовремя подвернувшегося под руку «волшебного напитка».
Другая особенность функциональной инверсии — возможность ее проявления в любых «дозах», начиная от нуля. Возможно отвлечение от центральной функциональности и отдельного аккорда, получающего нормативное разрешение («Композитора может в большей мере интересовать решение некоторой художественной задачи через выразительность самой структуры аккорда, нежели через его связи с предыдущим и последующим, его функцию»,— пишет,
рассматривая целотоновый «аккорд Лешего» из «Снегурочки» Римского-Корсакова, М. И. Ройтерштейн; см.: Введение в анализ гармонии. С. 51-52). Поэтому о функциональной инверсии следует говорить, как правило, лишь тогда, когда уже к обычным тяготениям дело свести нельзя.
Конечно, и у венских классиков было сколько угодно подобных явлений, однако в качестве средств контраста. Например, в трио Менуэта из 1-й симфонии Бетховена вся середина непрерывно стоит на доминанте. Тем более это касается сонатной разработки. Часто и в побочной теме делается упор не на тонику побочной тональности, а на ее доминанту (в противовес главной с упором на тонику главной тональности). Да и внутри самого устойчивого классического периода фразы нередко завершаются неустойчивой, диссонантной гармонией (см., например, в менуэте квартета Моцарта C-dur; KV-465).
О функциональной инверсии может идти речь только, если направленность к неустою составляет основу мысли или если такая направленность последовательно выдерживается, подменяя собой нормативную (пример 260).