С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини»
Аккорды линеарного происхождения, как бы «невесомые» по отношению к функциональному аккорду-фундаменту, в силу своей многочисленности и художественной значимости, часто достойны того, чтобы называться в собственном смысле «аккордами». Однако необходимо разграничить две категории аккордов — линеарно-фундаментный (в линеарности он несет функцию первичного, производящего, местного гармонического устоя) и линеарно-надстроечные (то есть линейные неустои, примерно равнозначные неаккордовым звукам по отношению к фундаменту-аккорду). Соответственно этому линеарно-надстроечные аккорды мы будем считать вторичными аккордами (см. пример 215).
При фактурно оформленной дифференциации аккордов на фундаментные и надстроечные эти гармонические функции легко различимы и определение их не составляет проблемы. Однако во множестве случаев, особенно при очень развитом мелодическом голосоведении, функции вторичных аккордов возникают и без фактурно оформленного разделения созвучий на фундаментные и надстроечные. Но для правильного слышания гармонии такое смысловое разделение и в этих случаях столь же необходимо.
Дело в том, что множество аккордов самых обычных функциональных значений возникает под влиянием мелодической линеарности и — что особенно важно — сводимо к ней (см. § 5 главы 5), пример 220.
А - П. Чайковский. Ноктюрн cis-moll (редукция)
Некоторые из подобных аккордов так и называются проходящими D75 во втором такте примера), большинство, несмотря на связанность строгими линиями голосоведения, не называются.
Линеарные функции таких линеарных аккордов обычно просто подавляются доминирующими тональными, однако нисколько не уничтожаются. В других условиях равновесомость тех и других функций становится очевидной, и тогда можно говорить о вторичных аккордах (и о самом явлении вторичности аккордов) как о важнейшем смысловом, функциональном компоненте гармонии (пример 221).
«Двухслойность» функциональных определений показывает внутреннее функциональное богатство гармонии. Роль вторичных аккордов (представленных в примере 221 без явно видимого лине-
П. Чайковский. 4-я симфония, ч. III
Allegro
арно-функционального фундамента) верно определима лишь с учетом их функционально-надстроечного характера. Как и во всякой стратификации (наличии структурных слоев), жизнь гармонии заключается в слышании взаимодействия слоев, а не в постепенном нисхождении к разочаровывающему своей элементарностью тональному фундаменту. Взаимодействие же слоев состоит в соблюдении рангов весомости одних гармонических элементов в отношении к другим не по признаку обычной тональной функциональности, а по признаку функциональности линеарной, голосоведенческой, гармонико-фактурной (см. примеры 210, 211В, 215А, Б, 216; а также: Шопен, этюд ор. 10 № 4 cis-moll).