Вопрос 48. советское языкознание 20-40-х годов. «новое учение о языке» н.я. марра
новое учение о языке (сам его создатель николай марр называл его «новым учением об языке»), известное также как яфетическая теория, теории стадиальности, яфетидология или марризм — теория происхождения, истории и «классовой сущности» языка, с конца 1920-х до 1950 года пользовавшаяся государственной поддержкой в ссср. опирается на огромное число произвольных и недоказуемых утверждений и относится к псевдонауке.
"марризм" марр сравнивал грузинский язык с другими языками => яфетическая языковая семья. его учение о языке:
1 часть - отрицает достижение предыдущ. науки
2 часть - выражает основные положения новой науки о языке
тезисы:
- индоевроп. семьи и единого праиндоевроп. яз нет, древнерус. яз не сущ-ло, а армянский сближал с другими;
- отрицал прошлые классификации, не могут быть приняты соврем. пролетарской лингвистики;
- индоевропеистика не дает ответа о происхожд. языков и об их развитии;
- инд. работает формальным методом, внимание только на фонет и морфол; слова на 2 месте; семантика не учитывается.
марр считал, что язык создан чел. коллективом, также как и памятники культуры (отнес язык к категории надстройки). выдвинул тезис о классовом характере языка: народные яз. грузин и армян имеют больше сходства, чем их литературные языки. единого нац. яз. - нет, есть классовый.
язык связан с экономич. базисом.
вывод: как отдельные классы совершают революции, так и языки совершают революционные скачки.
компоненты:
1. положение о единстве глоттогонического процесса (раньше много языков, им предшествовал - язык жестов). основной закон развития яз - движение к единству, через их скрещивание (все языки на пути к созданию 1)
2. стадиальный характер (соц-эконом. формации):
* аморфная стадия
* флективная
* яфетическая
языки совершают скачки=>изменяются. яфетич. стад предшествовала флективной. флект. яз - вершина развития языков.
вывод:романские и германские языки не деградировали, а еще не достигли флектив. стадии. методика 4-х элементного анализа (изначально в яз. было 4 односложных компонента): изначальные трудовых выкрики САЛ, БЕР, ЙОН и РОШ (первоначально «не имевших никакого значения» и использовавшихся в магических целях) в разныx группаx;
по марру язык произошёл от «трудовых выкриков» в результате «звуковой революции» и связан с началом трудовой деятельности человека. ему предшествовала кинетическая (жестовая) речь.
в 50х годах сталин выступил против этого учения.
Вопрос 50. Щерба
Щерба вошел в историю лингвистики выдающийся специалист по фонетике и фонологии. Он развил воспринятую им от Бодуэна концепцию фонемы и разработал оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, приверженцы которой (М.И.Матусевич, Л.Р.Зиндер и др.) совместно со Щербой образовали Ленинградскую фонологическую школу. Ее полемика с Московской фонологической школой – яркий эпизод истории отечественной фонологии. Еще в дореволюционные годы Щерба основал фонетическую лабораторию в Петербургском университете, старейшую из ныне существующих в России; в настоящее время она носит его имя.
Значителен и вклад Щербы в общую лингвистику, лексикологию и лексикографию, теорию письма. Важные идеи содержатся в его статьях «О частях речи в русском языке (1928)», «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании (1931)», «Опыт общей теории лексикографии (1940)», «Очередные проблемы языковедения» (1946, посмертно). Щерба предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Отказываясь от свойственного И.А.Бодуэну де Куртенэ и другим психологического подхода к языку, Щерба в то же время ставил вопрос о речевой деятельности говорящего, позволяющей ему производить ранее никогда им не слышанные высказывания; здесь он предвосхитил некоторые идеи лингвистики второй половины 20 в.
С постановкой данной проблемы связано и рассмотрение Щербой вопроса об эксперименте в лингвистике. Лингвистический эксперимент, в понимании Щербы, – это проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании некоторой теоретической концепции. Арбитром при этом может выступать либо сам исследователь (если исследуется хорошо известный ему язык), либо носитель языка (информант), либо специальным образом отобранная группа информантов. Получаемые в ходе эксперимента суждения о неправильности/неприемлемости построенных выражений превращают эти выражения в отрицательный языковой материал (термин Щербы), являющийся важным источником сведений о языке. Понимаемый таким образом лингвистический эксперимент является методологической основой современной лингвистической семантики и прагматики, одним из важнейших методов исследования в полевой лингвистике (изучении бесписьменных языков), а отчасти и социолингвистике; его осмысление сыграло значительную роль в формировании теории лингвистических моделей в 1960-х годах.
На первом этапе исследований Щерба, Поливанов, Якубинский сводили социальный аспект языка к психологическому. Перелом в этом плане наступает с середины 20‑х гг. У Щербы это связано с новым пониманием языка— с его учением о трояком аспекте языковых явлений (сходные идеи высказаны в работах Бернштейна); у Якубинского — с теорией языка как идеологии. Т.о., с сер.20‑х гг. Петерб.линг.школу можно охарактеризовать как социологическую.