Филон Александрийский и Иосиф Флавий

Особняком стоят два автора периода второго храма, посколь­ку многие их сочинения дошли до наших дней. Филон, старший из них, жил в Александрии, писал на греческом языке и создал ряд работ по экзегезе Пятикнижия. Иосиф Флавий жил в Иеру­салиме и Риме, писал (по-видимому) на арамейском и греческом языках и оставил нам большой труд по истории своего народа. Более того, для некоторых периодов в истории второго храма Иосиф — наш главный, а то и единственный источник инфор­мации. Рассказывать об этих двух авторах вкратце значит ума­лять их значение, но мы все-таки попытаемся бегло описать их

биографию и литературное наследие.

.

Филон Александрийский

Нам известны многие сочинения Филона, но очень мало — о его жизни. Мы даже не знаем, когда он родился и умер. Скупые

Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

факты биографии можно почерпнуть из отдельных намеков в его книгах, а также из упоминаний о нем других авторов (напри­мер, у Иосифа Флавия). Его брат Александр занимал должность алабарха (надо полагать, высокую, коль скоро он заведовал сбо­ром податей и был столь богат, что одалживал царю Агриппе I). Можно сделать вывод, что Филон принадлежал к видной семье в большой иудейской общине города Александрии. Племянник Филона, Тиберий Юлий Александр (сын Александра), оставил религию отцов и стал римским прокуратором Иудеи (46-48 н.э.), а впоследствии сыграл важную роль в подавлении иудей­ского восстания 66 - 70 годов (еще одно указание на высокий статус семьи). Иосиф очень ценил ум Филона и его познания в философии.

Хорошо документирован следующий эпизод жизни Филона: он был членом неудачной делегации, посланной иудейской общиной Александрии к римскому императору Гаю Калигуле в 39 - 40 го­дах н.э. Впоследствии Филон написал сочинение «Посольство к Гаю», в котором помимо всего прочего описывает обстоя­тельства миссии. Об участии Филона упоминает и Иосиф Фла­вий (Иудейские древности, 18.257-260). Ситуация возникла такая: делегация должна была защитить права евреев, пострадавших от погрома, имевшего место при поддержке наместника Флак-ка. Флавий пишет: «На эти гнусные и тяжкие обвинения...гото­вился возражать главный представитель иудейской депутации, Филон, человек, пользовавшийся широкой известностью, брат алабарха Александра и большой знаток философии. Но Гай не разрешил этого Филону и приказал ему удалиться. При этом император был так озлоблен, что, очевидно, замышлял что-то ужасное против иудеев. Филон, оскорбленный, удалился и ска­зал при этом своим товарищам-иудеям, что они не должны те­рять мужества, так как Гай на словах, правда, страшно озлоблен против них, но что на деле он уже успел восстановить против себя Предвечного» (Иудейские древности, 18.259-260). Последнее замечание совпадает с известными нам высказываниями Филона





-[168]-

-[169]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

по данному вопросу. По словам самого Филона, во времена по­сольства к Калигуле он был стариком (Посольство к Гаю, 1.1, 28, [182]) — единственный ключ к дате рождения. Отсюда обычно выводят, что родился Филон примерно между 20 и 10 годом до н.э., а после посольства вскоре умер. (Впрочем, в одном из его текстов есть возможный намек на игры, состоявшиеся в 47 году н.э.) Еще Филон сообщает, что в какой-то момент совершил па­ломничество в Иерусалим (О Провидении, 2.64).

Не все сочинения Филона сохранились, но те, что сохрани­лись, — на греческом языке или в переводах (например, армян­ском) — составляют целых двенадцать томов в классическом издании Лёба. Заслуга в сбережении Филонова наследия прина­длежит христианским ученым. В частности, многие его работы собрал Ориген в Кесарии, а церковный историк Евсевий соста­вил перечень его книг (Церковная история, 1.18).

Сочинения Филона обычно разделяют на две группы: работы, которые посвящены изъяснению Пятикнижия, и все прочие.

1. Изъяснение Пятикнижия. Сюда прежде всего входят следую­
щие три больших сочинения: «Вопросы и ответы на Бытие
и Исход» (к сожалению, сохранились толкования лишь на
некоторые места этих библейских текстов), «Правила ал­
легории» (аллегорические толкования отрывков из Бытия;
персонажи книги понимаются как состояния души, и Филон
выводит отсюда нравственные уроки), «Толкования» (более
систематическое изучение Моисеева законодательства, вклю­
чая рубрикацию его по десяти заповедям).

2. Остальное. Сюда входят трактаты «Жизнь Моисея», «О том,
что всякий добродетельный свободен» (среди прочего вклю­
чает подробное описание ессеев) и «О жизни созерцатель­
ной» (интересен рассказом о терапевтах). Здесь также по­
лемическое сочинение «Против Флакка» (Флакк был тем
римским наместником в Египте, чьи беззакония вызывали
необходимость в делегации в Рим) и «Посольство к Гаю».

-[170]-

Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

В последних книгах он не только описывает исторические события, но и пытается донести до читателей мысль, что попытки заставить евреев, образцовых граждан империи, отречься от религии отцов (например, воздвигая статуи им­ператора в синагогах) дорого обойдутся римлянам.

Учение Филона, которое он никогда не излагал в системати­ческом виде, содержит синтез греческих философских учений и еврейских Писаний. Ученые давно спорят, считать ли его эллинизированным евреем или иудаизированным эллином, но нет сомнений, что он черпал как из эллинистической, так и из еврейской культуры, причем черпал много и обильно. Он и сам признает свой долг перед иудейством и эллинизмом: в его сочинениях есть многочисленные цитаты из греческих класси­ков и Библии. Не будем забывать, что многое в его построени­ях возникает по ходу экзегезы Пятикнижия, а не выстраивается систематическим образом. Естественно, для него как граждани­на Александрии Библией была Септуагинта. Знал ли он иврит больше чем в его основах, неизвестно. Однако в авторитет зако­на Моисеева Филон непреклонно верил и считал его кладезем всяческой мудрости. Основным герменевтическим ключом для Филона была аллегореза, но, как видно из серии «Вопросов и ответов», он (в отличие от многих современников-аллегористов) не оставлял буквальной интерпретации. Следовал и всему, что буквальная интерпретация предполагает: соблюдал праздники и субботы, хранил обрезание. Аллегореза же позволяла выйти на более высокий уровень смыслов, подобно тому как душа воз­вышеннее тела.

Для Филона характерно апофатическое богословие: Бог на­ходится за пределами человеческого понимания, и о нем можно судить лишь посредством того, чем он не является. Впрочем, Сущий познаваем через свои силы, например творение и по­печительство о мире. Здесь Филон вводит интересное учение о Логосе Бога— силе, которая вбирает в себя все остальные силы. Логос есть разум Бога, творящего вселенную — вселенную,

-[171]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

которая делится на мир интеллигибельный (Быт 1) и мир ощу­щаемый. Интеллигибельный мир Филона напоминает платони­ческую концепцию идей или чистых форм, а ощущаемый — это то, что воспринимают наши чувства. Силы Бога (в частности, Логос) принадлежат к миру интеллигибельному, но влияют на мир ощущаемый. Особенно сильное влияние Логоса сказыва­лось через Моисея и Аарона. Есть у Филона и другие формули­ровки, где он говорит о Логосе как о божественной сущности едва ли не отличной от самого Бога, как о первенце Бога (ср. образ Божественной Премудрости). Поскольку Логос есть разум Бога-Творца, он остается во вселенной как природный закон, управляющий событиями в мире.

Логос также являл себя в библейских патриархах, становил­ся мудростью и добродетелью в матриархах: через них нашел выражение естественный, не письменный закон еще до того, как закон получил Моисей. В начале трактата «Об Аврааме» Филон пишет:

...но поскольку необходимо рассматривать закон упорядоченным образом, отложим рассмотрение отдельных законов, которые являются так сказать копиями, и обратимся к установлениям более общим — своего рода оригиналам копий. Таковы мужи, прожившие добрую и непорочную жизнь, чьи добродетели навеки отражены в священнейших писаниях, не просто чтобы вознести им хвалу, но для назидания читателя, для воодушевле­ния, чтобы и он поступал так же, ибо в этих мужах мы видим законы, наделенные жизнью и разумом. Моисей же восхвалял их по двум причинам. Во-первых, он желал показать, что провозгла­шенные заповеди вполне сообразны с природой; во-вторых, что задача желающих жить в соответствии с законами не трудна: коль скоро первые поколения, не имея конкретных письменных заповедей, следовали с легкостью не записанному закону, можно сказать, что и провозглашенные уставы суть не что иное, как воспоминание о жизни древних, сохранение для последующих поколений их подлинных слов и дел. Ибо они не были иссле­дователями и учениками других и не учились у наставников,

-[172]-

Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

что правильно говорить и как поступать: вообще не слышали никакого голоса и наставления, кроме собственного, и радостно принимали сообразие с природой, полагая саму природу самым достославным из уставов (какова она и есть), а потому вся их жизнь составляла блаженное послушание закону (1.3-6).

Среди патриархов он выделял в качестве образца две группы по три человека: Енош, Енох и Ной; Авраам, Исаак и Иаков.

О Моисее Филон был высочайшего мнения: высший законо­датель, идеальный царь, пророк и священник, через которого воплощаются божественные законы. В конце своего земного пути Моисей расстался со своим телом и вернулся в нематери­альную сферу, где присоединился к светилам в хвале и радости о божественной сущности.

Как мы уже видели, для космологии Филона характерен дуа­лизм: он разделяет интеллигибельный и ощущаемый миры. Ду­ализм присущ и антропологии: люди состоят из души (высшее, бессмертное начало) и тела (низшее, смертное начало). В этой философской системе зло проистекает из материи. Когда Изра­иль послушен законам Моисеевым и избегает чувственных удо­вольствий, он подобен душе, а язычники — телу. Цель же всего состоит в том, чтобы выйти за пределы чувственного к радостнотворному лицезрению Бога.

Иосиф Флавий

В историческом обзоре мы уже упоминали Иосифа Флавия не­однократно: его сочинения — бесценный источник информации по еврейской жизни и истории периода второго храма. О нем мы знаем немало: он написал собственную «Автобиографию», которую поставил приложением к «Иудейским древностям». Да и в других своих произведениях он упоминает разные события собственной жизни.

Иосиф Флавий родился в первом году правления императора Калигулы (37/38 н.э.) в видной священнической семье в Иеру-

-[173]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

салиме. По его словам, его мать была из числа потомков хасмонейской династии (Автобиография, 2). Описывая свое детство и юность, он выставляет себя вундеркиндом: «Я был еще маль­чиком лет четырнадцати, а уже снискал всеобщее восхищение своей любовью к чтению. Даже первосвященники и крупнейшие люди города ходили ко мне за точными сведениями о деталях в наших уставах» (Автобиография, 9; ср. Лк 2:46-47). К шестнадцати годам, читаем мы, он опробовал путь жизни каждого из ведущих направлений иудаизма: фарисейства, саддукейства и ессейства (Иудейская война, 2.119-166 — подробный отчет о ессеях). Затем Иосиф на три года ушел в пустыню к аскету по имени Баннус. После всех этих переживаний он вернулся в Иерусалим и решил все-таки следовать фарисеям. В возрасте 26 лет он был членом депугации, отправленной в Рим с целью добиться освобождения нескольких священников, которых туда послал в узах прокура­тор Феликс. Тем самым уже в молодости Иосиф собственными глазами увидел великую столицу, славу и богатство Рима. По ходу дела ему удалось добиться помощи императрицы Поппеи, жены Нерона (Автобиография, 26). Вскоре после возвращения в Иерусалим он обнаружил, что «повстанческие движения на­брали силу и идея антиримского восстания вызывает у многих энтузиазм» (Автобиография, 17).

Восстанию против Рима суждено было сыграть огромную роль в жизни Иосифа. На раннем этапе войны он получил важное за­дание в Галилее. В чем состояло это задание, не вполне ясно: све­дения, которые он дает о первых шести месяцах своего участия в восстании, противоречивы. С одной стороны, в «Иудейской вой­не» (более раннее сочинение) он пишет, что его сразу поставили командиром (Иудейская война, 2.568). С другой стороны, в более поздней «Автобиографии» сообщает, что сначала входил в состав миссии, посланной с целью убедить экстремистов сложить ору­жие (Автобиография, 29). И это вполне типичное для него проти воречие. Как мы увидим, в «Автобиографии» он защищается от обвинений в связи со своей деятельностью в Галилее.

Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

После военных приготовлений Иосиф возглавил сопротив­ление римской армии, которой командовал полководец Веспасиан. Войска Иосифа были разбиты, а сам он попал в плен. Ког­да его привели к Веспасиану, он предсказал ему императорский престол. После этого Иосиф попал под стражу, где находился вплоть до того времени, как в 69 году в Египте войска объявили Веспасиана императором. Будущий историк был освобожден и вернулся в Иудею с Титом, сыном Веспасиана, на которого от­ныне было возложено подавление восстания. По приказу Тита ему несколько раз приходилось уговаривать защитников Иеру­салима сдаться, но тщетно: однажды в ходе исполнения этой задачи он чуть не погиб (Иудейская война, 5.363-419).

После войны Иосиф получил от Тита поместье и попал в Рим. Там Веспасиан дозволил ему поселиться в доме Флавиев, пре­доставил гражданство и ежегодную ренту (Автобиография, 422). Живя в Риме и получая материальную поддержку императорс­кой семьи, он написал «Иудейскую войну» (преимущественно о восстании 66 - 73 годов). Обстоятельства, в которых появился этот текст, заставляют серьезно усомниться в объективности из­ложения. Иосиф был в фаворе и при последующих императорах из династии Флавиев, Тите (79-81 н.э.) и Домициане (81-96 н.э.), по его последние сочинения спонсировались не императором, л неким Епафродитом. Дата смерти Иосифа неизвестна: по-ви­димому, около 100 года н.э.

Иосифу принадлежат четыре основных сочинения.

1. «Иудейская война» (в семи книгах). Датировка неясна: сочине­ние завершается историей Масады и еврейским восстанием в Северной Африке, а потому не могло быть закончено до 73 года н.э. Иофиф также сообщает, что представил эти книги императорам Веспасиану и Титу (Автобиография, 361; Против Апиона, 50). Пос­кольку Веспасиан умер в 79 году, дата написания должна быть более ранней (хотя он мог впоследствии осуществить доработку).

По словам Иосифа, он сперва написал текст народном языке своей страны (арамейском) для евреев Месопотамии, а впос-



Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

ледствии перевел его на греческий (для этого у него были по­мощники: Иудейская война, 1.3). Иосиф пользовался несколькими источниками: своими воспоминаниями (в том числе об общении с обеими сторонами в конфликте), записями, свидетельствами очевидцев и пояснениями Веспасиана и Тита. Сочинение на­чинается с обзора еврейской истории от маккавейской войны до конца 60-х годов н.э., а основная часть посвящена детальней­шему описанию антиримского восстания. Местами встречаются отступления, например краткий рассказ о трех еврейских фи­лософских системах: фарисейской, саддукейской и ессейской (2.119-266). Иосиф также составил речи от лица основных персо­нажей, например царя Агриппы II, который пытался отговорить евреев от восстания (2.345-407), Тита (3.472-384; 6.34-53, 328-350) и самого себя во время осады Иерусалима (5.363-419).

В целом сочинение создает следующую картину: причиной восстания послужили радикалы — зелоты, сикарии, тираны и разбойники. Римлянам, особенно Титу, до поры до времени уда­валось удерживать ситуацию в своих руках, но затем еврейские фанатики не оставили им выбора: были уничтожены и город, и храм, и значительная часть населения. В ряде отрывков Иосиф усматривает в трагедии промысел самого Всевышнего.

2. «Иудейские древности» (в двадцати книгах). По словам Иоси­фа, он закончил писать историю еврейского народа в тринад­цатый год Домициана (81-96 н.э.) в возрасте 56 лет, стало быть, году в 93 или 94 (Иудейские древности, 20.267). В ней он охватыва­ет огромный период от сотворения мира (Быт 1) до кануна пер­вого антиримского восстания. Первые десять книг представляют собой главным образом пересказ библейского повествования (по греческому переводу, как видно из использования 1 Книги Ездры и Книги Есфири в их более пространной греческой фор­ме). Относительно персидского и раннего греческого периодов (книга 11 — начало книги 12) у него было мало информации, но он включает некоторые истории, которые нам неизвестны по другим источникам (например, встреча Александра Македон-

-[176]-

Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

ского с первосвященником Иаддуем, роман о Товиадах), и другие материалы вроде Послания Аристея. Затем мы читаем о пери­оде между возникновением хасмонейской династии и Иродом (конец книги 12— книга 14). Книги 15-17 содержат длинный отчет о правлении Ирода и его сына Архелая, а книги 18-20 доводят повествование до последних римских наместников в Иудее перед восстанием. Книга 18 в числе прочего содержит знаменитый спорный отрывок об Иисусе (18.63-64): текст зву­чит так, словно автор верил в мессианство Иисуса, но практи­чески нет сомнений, что христианский переписчик доработал в благочестивом ключе более краткое и более неоднозначное высказывание Иосифа.

В «Иудейские древности» Иосиф вложил колоссальное коли­чество сил и времени. Требовалось рассмотреть многие источ­ники (он их часто цитирует) и сделать из них последовательное повествование. Без тех сведений, которые мы можем почерп­нуть из «Иудейской войны» и «Иудейских древностей», наши познания о еврейской истории были бы неизмеримо меньшими. Мотивы же им двигали во многом апологетические: показать чи­тателям, еврейским и языческим, величие своего народа, славу их прошлого. Именно с этой целью он, в частности, цитирует документы, которые показывают уважение к евреям со стороны чужеземных правителей. История же, по его мнению, преподно­сит нам нравственный урок: «С одной стороны, людям, повину­ющимся велению Господа Бога и не дерзающим преступать за­коны, все удается сверх чаяния, и наградой их от Бога является будущее блаженство, с другой же стороны, людям, отступающим от точного исполнения этих повелений, в одинаковой мере лег­кое становится непреодолимым, и даже обращается в неизбеж­ную гибель все то, за что они взялись бы как нечто несомненно хорошее» (Иудейские древности, 1.14).

3. «Автобиография». Почти во всех рукописях Иосифа Флавия она приложена к «Иудейским древностям». Написана в основ­ном с целью объяснить свои действия в Галилее в самом начале

-[177]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

восстания, особенно в первые шесть месяцев. Попутно он сооб­щает некоторые другие подробности о своей жизни. Необходи­мость в подобном сочинении возникла в связи с тем, что Юст Тивериадский написал книгу о восстании, в котором возлагал ответственность за него на Иосифа и галилеян. Иосиф же отпа­рировал: он всегда был другом римлян, а виновен сам Юст.

У Иосифа иногда не сходятся концы с концами: скажем, в «Иудейской войне» он пишет, что с самого начала был воена­чальником в Галилее (2.568), а в «Автобиографии» — что сна­чала был послан с еще двумя священниками убедить радикалов сложить оружие (29). Ничего не поделаешь: хотя писал Иосиф о прошлом, на его рассказы подчас накладывало отпечаток на­стоящее.

4. «Против Аниона» (в двух книгах; в некоторых источниках именуется «О древности еврейского народа»). Последняя из до­шедших до нас работ (она несколько раз упоминает «Иудейские древности») содержит защиту евреев, их истории и теократии. Иосиф отвечает на различные обвинения в адрес евреев: на­пример, будто евреи не являются древним народом, коль скоро не упомянуты в ранних греческих источниках. Здесь он, в част­ности, противопоставляет греческие исторические труды с их неточностями и большей заботой о стилистике, чем о точности, той аккуратности, которую гарантирует преемство пророков. Он добавляет ссылки на древние упоминания о евреях. Иосиф также критикует авторов, которые толковали предания об Ис­ходе из Египта в негативном для евреев ключе. Один из таких авторов — египетский жрец Манефон: по его мнению, Моисей вывел из Египта группу прокаженных, которая ранее с помощью потомков гиксосов грабила Египет, а затем их изгнал фараон Аменофис (1.228-287).

Своим названием сочинение Иосифа обязано полемикой с Апионом, который был послан александрийскими греками к им­ператору Калигуле в то же время, в которое Филон возглавлял еврейскую депутацию. Апион также негативно высказывался об

Глава 2. Еврейская литература периода второго храма

исходе, храмовом культе и других еврейских верованиях. Иосиф отвергает его обвинения, бросая тень на его нравственную лич­ность, а также отмечая неточности.

«Против Апиона» включает и описание Моисеева законода­тельства и теократии, в котором во главу угла ставится практи­ческая сторона благочестия. По мнению Иосифа, это законода­тельство превыше любых греческих законодательств и принесло лучшие плоды в человеческой истории.

Сочинения Иосифа Флавия, как и сочинения Филона, были сохранены христианами, а не иудеями. Причина понятна: Юст Тивериадский был не единственным из соотечественников, кто негативно отзывался об Иосифе. Иосиф неоднократно упоми­нает и другие обвинения в свой адрес: в глазах многих он был предателем, к тому же нажившимся на своем предательстве.

Наши рекомендации