Филон Александрийский и Иосиф Флавий
Особняком стоят два автора периода второго храма, поскольку многие их сочинения дошли до наших дней. Филон, старший из них, жил в Александрии, писал на греческом языке и создал ряд работ по экзегезе Пятикнижия. Иосиф Флавий жил в Иерусалиме и Риме, писал (по-видимому) на арамейском и греческом языках и оставил нам большой труд по истории своего народа. Более того, для некоторых периодов в истории второго храма Иосиф — наш главный, а то и единственный источник информации. Рассказывать об этих двух авторах вкратце значит умалять их значение, но мы все-таки попытаемся бегло описать их
биографию и литературное наследие.
.
Филон Александрийский
Нам известны многие сочинения Филона, но очень мало — о его жизни. Мы даже не знаем, когда он родился и умер. Скупые
Глава 2. Еврейская литература периода второго храма
факты биографии можно почерпнуть из отдельных намеков в его книгах, а также из упоминаний о нем других авторов (например, у Иосифа Флавия). Его брат Александр занимал должность алабарха (надо полагать, высокую, коль скоро он заведовал сбором податей и был столь богат, что одалживал царю Агриппе I). Можно сделать вывод, что Филон принадлежал к видной семье в большой иудейской общине города Александрии. Племянник Филона, Тиберий Юлий Александр (сын Александра), оставил религию отцов и стал римским прокуратором Иудеи (46-48 н.э.), а впоследствии сыграл важную роль в подавлении иудейского восстания 66 - 70 годов (еще одно указание на высокий статус семьи). Иосиф очень ценил ум Филона и его познания в философии.
Хорошо документирован следующий эпизод жизни Филона: он был членом неудачной делегации, посланной иудейской общиной Александрии к римскому императору Гаю Калигуле в 39 - 40 годах н.э. Впоследствии Филон написал сочинение «Посольство к Гаю», в котором помимо всего прочего описывает обстоятельства миссии. Об участии Филона упоминает и Иосиф Флавий (Иудейские древности, 18.257-260). Ситуация возникла такая: делегация должна была защитить права евреев, пострадавших от погрома, имевшего место при поддержке наместника Флак-ка. Флавий пишет: «На эти гнусные и тяжкие обвинения...готовился возражать главный представитель иудейской депутации, Филон, человек, пользовавшийся широкой известностью, брат алабарха Александра и большой знаток философии. Но Гай не разрешил этого Филону и приказал ему удалиться. При этом император был так озлоблен, что, очевидно, замышлял что-то ужасное против иудеев. Филон, оскорбленный, удалился и сказал при этом своим товарищам-иудеям, что они не должны терять мужества, так как Гай на словах, правда, страшно озлоблен против них, но что на деле он уже успел восстановить против себя Предвечного» (Иудейские древности, 18.259-260). Последнее замечание совпадает с известными нам высказываниями Филона
-[168]-
-[169]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
по данному вопросу. По словам самого Филона, во времена посольства к Калигуле он был стариком (Посольство к Гаю, 1.1, 28, [182]) — единственный ключ к дате рождения. Отсюда обычно выводят, что родился Филон примерно между 20 и 10 годом до н.э., а после посольства вскоре умер. (Впрочем, в одном из его текстов есть возможный намек на игры, состоявшиеся в 47 году н.э.) Еще Филон сообщает, что в какой-то момент совершил паломничество в Иерусалим (О Провидении, 2.64).
Не все сочинения Филона сохранились, но те, что сохранились, — на греческом языке или в переводах (например, армянском) — составляют целых двенадцать томов в классическом издании Лёба. Заслуга в сбережении Филонова наследия принадлежит христианским ученым. В частности, многие его работы собрал Ориген в Кесарии, а церковный историк Евсевий составил перечень его книг (Церковная история, 1.18).
Сочинения Филона обычно разделяют на две группы: работы, которые посвящены изъяснению Пятикнижия, и все прочие.
1. Изъяснение Пятикнижия. Сюда прежде всего входят следую
щие три больших сочинения: «Вопросы и ответы на Бытие
и Исход» (к сожалению, сохранились толкования лишь на
некоторые места этих библейских текстов), «Правила ал
легории» (аллегорические толкования отрывков из Бытия;
персонажи книги понимаются как состояния души, и Филон
выводит отсюда нравственные уроки), «Толкования» (более
систематическое изучение Моисеева законодательства, вклю
чая рубрикацию его по десяти заповедям).
2. Остальное. Сюда входят трактаты «Жизнь Моисея», «О том,
что всякий добродетельный свободен» (среди прочего вклю
чает подробное описание ессеев) и «О жизни созерцатель
ной» (интересен рассказом о терапевтах). Здесь также по
лемическое сочинение «Против Флакка» (Флакк был тем
римским наместником в Египте, чьи беззакония вызывали
необходимость в делегации в Рим) и «Посольство к Гаю».
-[170]-
Глава 2. Еврейская литература периода второго храма
В последних книгах он не только описывает исторические события, но и пытается донести до читателей мысль, что попытки заставить евреев, образцовых граждан империи, отречься от религии отцов (например, воздвигая статуи императора в синагогах) дорого обойдутся римлянам.
Учение Филона, которое он никогда не излагал в систематическом виде, содержит синтез греческих философских учений и еврейских Писаний. Ученые давно спорят, считать ли его эллинизированным евреем или иудаизированным эллином, но нет сомнений, что он черпал как из эллинистической, так и из еврейской культуры, причем черпал много и обильно. Он и сам признает свой долг перед иудейством и эллинизмом: в его сочинениях есть многочисленные цитаты из греческих классиков и Библии. Не будем забывать, что многое в его построениях возникает по ходу экзегезы Пятикнижия, а не выстраивается систематическим образом. Естественно, для него как гражданина Александрии Библией была Септуагинта. Знал ли он иврит больше чем в его основах, неизвестно. Однако в авторитет закона Моисеева Филон непреклонно верил и считал его кладезем всяческой мудрости. Основным герменевтическим ключом для Филона была аллегореза, но, как видно из серии «Вопросов и ответов», он (в отличие от многих современников-аллегористов) не оставлял буквальной интерпретации. Следовал и всему, что буквальная интерпретация предполагает: соблюдал праздники и субботы, хранил обрезание. Аллегореза же позволяла выйти на более высокий уровень смыслов, подобно тому как душа возвышеннее тела.
Для Филона характерно апофатическое богословие: Бог находится за пределами человеческого понимания, и о нем можно судить лишь посредством того, чем он не является. Впрочем, Сущий познаваем через свои силы, например творение и попечительство о мире. Здесь Филон вводит интересное учение о Логосе Бога— силе, которая вбирает в себя все остальные силы. Логос есть разум Бога, творящего вселенную — вселенную,
-[171]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
которая делится на мир интеллигибельный (Быт 1) и мир ощущаемый. Интеллигибельный мир Филона напоминает платоническую концепцию идей или чистых форм, а ощущаемый — это то, что воспринимают наши чувства. Силы Бога (в частности, Логос) принадлежат к миру интеллигибельному, но влияют на мир ощущаемый. Особенно сильное влияние Логоса сказывалось через Моисея и Аарона. Есть у Филона и другие формулировки, где он говорит о Логосе как о божественной сущности едва ли не отличной от самого Бога, как о первенце Бога (ср. образ Божественной Премудрости). Поскольку Логос есть разум Бога-Творца, он остается во вселенной как природный закон, управляющий событиями в мире.
Логос также являл себя в библейских патриархах, становился мудростью и добродетелью в матриархах: через них нашел выражение естественный, не письменный закон еще до того, как закон получил Моисей. В начале трактата «Об Аврааме» Филон пишет:
...но поскольку необходимо рассматривать закон упорядоченным образом, отложим рассмотрение отдельных законов, которые являются так сказать копиями, и обратимся к установлениям более общим — своего рода оригиналам копий. Таковы мужи, прожившие добрую и непорочную жизнь, чьи добродетели навеки отражены в священнейших писаниях, не просто чтобы вознести им хвалу, но для назидания читателя, для воодушевления, чтобы и он поступал так же, ибо в этих мужах мы видим законы, наделенные жизнью и разумом. Моисей же восхвалял их по двум причинам. Во-первых, он желал показать, что провозглашенные заповеди вполне сообразны с природой; во-вторых, что задача желающих жить в соответствии с законами не трудна: коль скоро первые поколения, не имея конкретных письменных заповедей, следовали с легкостью не записанному закону, можно сказать, что и провозглашенные уставы суть не что иное, как воспоминание о жизни древних, сохранение для последующих поколений их подлинных слов и дел. Ибо они не были исследователями и учениками других и не учились у наставников,
-[172]-
Глава 2. Еврейская литература периода второго храма
что правильно говорить и как поступать: вообще не слышали никакого голоса и наставления, кроме собственного, и радостно принимали сообразие с природой, полагая саму природу самым достославным из уставов (какова она и есть), а потому вся их жизнь составляла блаженное послушание закону (1.3-6).
Среди патриархов он выделял в качестве образца две группы по три человека: Енош, Енох и Ной; Авраам, Исаак и Иаков.
О Моисее Филон был высочайшего мнения: высший законодатель, идеальный царь, пророк и священник, через которого воплощаются божественные законы. В конце своего земного пути Моисей расстался со своим телом и вернулся в нематериальную сферу, где присоединился к светилам в хвале и радости о божественной сущности.
Как мы уже видели, для космологии Филона характерен дуализм: он разделяет интеллигибельный и ощущаемый миры. Дуализм присущ и антропологии: люди состоят из души (высшее, бессмертное начало) и тела (низшее, смертное начало). В этой философской системе зло проистекает из материи. Когда Израиль послушен законам Моисеевым и избегает чувственных удовольствий, он подобен душе, а язычники — телу. Цель же всего состоит в том, чтобы выйти за пределы чувственного к радостнотворному лицезрению Бога.
Иосиф Флавий
В историческом обзоре мы уже упоминали Иосифа Флавия неоднократно: его сочинения — бесценный источник информации по еврейской жизни и истории периода второго храма. О нем мы знаем немало: он написал собственную «Автобиографию», которую поставил приложением к «Иудейским древностям». Да и в других своих произведениях он упоминает разные события собственной жизни.
Иосиф Флавий родился в первом году правления императора Калигулы (37/38 н.э.) в видной священнической семье в Иеру-
-[173]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
салиме. По его словам, его мать была из числа потомков хасмонейской династии (Автобиография, 2). Описывая свое детство и юность, он выставляет себя вундеркиндом: «Я был еще мальчиком лет четырнадцати, а уже снискал всеобщее восхищение своей любовью к чтению. Даже первосвященники и крупнейшие люди города ходили ко мне за точными сведениями о деталях в наших уставах» (Автобиография, 9; ср. Лк 2:46-47). К шестнадцати годам, читаем мы, он опробовал путь жизни каждого из ведущих направлений иудаизма: фарисейства, саддукейства и ессейства (Иудейская война, 2.119-166 — подробный отчет о ессеях). Затем Иосиф на три года ушел в пустыню к аскету по имени Баннус. После всех этих переживаний он вернулся в Иерусалим и решил все-таки следовать фарисеям. В возрасте 26 лет он был членом депугации, отправленной в Рим с целью добиться освобождения нескольких священников, которых туда послал в узах прокуратор Феликс. Тем самым уже в молодости Иосиф собственными глазами увидел великую столицу, славу и богатство Рима. По ходу дела ему удалось добиться помощи императрицы Поппеи, жены Нерона (Автобиография, 26). Вскоре после возвращения в Иерусалим он обнаружил, что «повстанческие движения набрали силу и идея антиримского восстания вызывает у многих энтузиазм» (Автобиография, 17).
Восстанию против Рима суждено было сыграть огромную роль в жизни Иосифа. На раннем этапе войны он получил важное задание в Галилее. В чем состояло это задание, не вполне ясно: сведения, которые он дает о первых шести месяцах своего участия в восстании, противоречивы. С одной стороны, в «Иудейской войне» (более раннее сочинение) он пишет, что его сразу поставили командиром (Иудейская война, 2.568). С другой стороны, в более поздней «Автобиографии» сообщает, что сначала входил в состав миссии, посланной с целью убедить экстремистов сложить оружие (Автобиография, 29). И это вполне типичное для него проти воречие. Как мы увидим, в «Автобиографии» он защищается от обвинений в связи со своей деятельностью в Галилее.
Глава 2. Еврейская литература периода второго храма
После военных приготовлений Иосиф возглавил сопротивление римской армии, которой командовал полководец Веспасиан. Войска Иосифа были разбиты, а сам он попал в плен. Когда его привели к Веспасиану, он предсказал ему императорский престол. После этого Иосиф попал под стражу, где находился вплоть до того времени, как в 69 году в Египте войска объявили Веспасиана императором. Будущий историк был освобожден и вернулся в Иудею с Титом, сыном Веспасиана, на которого отныне было возложено подавление восстания. По приказу Тита ему несколько раз приходилось уговаривать защитников Иерусалима сдаться, но тщетно: однажды в ходе исполнения этой задачи он чуть не погиб (Иудейская война, 5.363-419).
После войны Иосиф получил от Тита поместье и попал в Рим. Там Веспасиан дозволил ему поселиться в доме Флавиев, предоставил гражданство и ежегодную ренту (Автобиография, 422). Живя в Риме и получая материальную поддержку императорской семьи, он написал «Иудейскую войну» (преимущественно о восстании 66 - 73 годов). Обстоятельства, в которых появился этот текст, заставляют серьезно усомниться в объективности изложения. Иосиф был в фаворе и при последующих императорах из династии Флавиев, Тите (79-81 н.э.) и Домициане (81-96 н.э.), по его последние сочинения спонсировались не императором, л неким Епафродитом. Дата смерти Иосифа неизвестна: по-видимому, около 100 года н.э.
Иосифу принадлежат четыре основных сочинения.
1. «Иудейская война» (в семи книгах). Датировка неясна: сочинение завершается историей Масады и еврейским восстанием в Северной Африке, а потому не могло быть закончено до 73 года н.э. Иофиф также сообщает, что представил эти книги императорам Веспасиану и Титу (Автобиография, 361; Против Апиона, 50). Поскольку Веспасиан умер в 79 году, дата написания должна быть более ранней (хотя он мог впоследствии осуществить доработку).
По словам Иосифа, он сперва написал текст народном языке своей страны (арамейском) для евреев Месопотамии, а впос-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
ледствии перевел его на греческий (для этого у него были помощники: Иудейская война, 1.3). Иосиф пользовался несколькими источниками: своими воспоминаниями (в том числе об общении с обеими сторонами в конфликте), записями, свидетельствами очевидцев и пояснениями Веспасиана и Тита. Сочинение начинается с обзора еврейской истории от маккавейской войны до конца 60-х годов н.э., а основная часть посвящена детальнейшему описанию антиримского восстания. Местами встречаются отступления, например краткий рассказ о трех еврейских философских системах: фарисейской, саддукейской и ессейской (2.119-266). Иосиф также составил речи от лица основных персонажей, например царя Агриппы II, который пытался отговорить евреев от восстания (2.345-407), Тита (3.472-384; 6.34-53, 328-350) и самого себя во время осады Иерусалима (5.363-419).
В целом сочинение создает следующую картину: причиной восстания послужили радикалы — зелоты, сикарии, тираны и разбойники. Римлянам, особенно Титу, до поры до времени удавалось удерживать ситуацию в своих руках, но затем еврейские фанатики не оставили им выбора: были уничтожены и город, и храм, и значительная часть населения. В ряде отрывков Иосиф усматривает в трагедии промысел самого Всевышнего.
2. «Иудейские древности» (в двадцати книгах). По словам Иосифа, он закончил писать историю еврейского народа в тринадцатый год Домициана (81-96 н.э.) в возрасте 56 лет, стало быть, году в 93 или 94 (Иудейские древности, 20.267). В ней он охватывает огромный период от сотворения мира (Быт 1) до кануна первого антиримского восстания. Первые десять книг представляют собой главным образом пересказ библейского повествования (по греческому переводу, как видно из использования 1 Книги Ездры и Книги Есфири в их более пространной греческой форме). Относительно персидского и раннего греческого периодов (книга 11 — начало книги 12) у него было мало информации, но он включает некоторые истории, которые нам неизвестны по другим источникам (например, встреча Александра Македон-
-[176]-
Глава 2. Еврейская литература периода второго храма
ского с первосвященником Иаддуем, роман о Товиадах), и другие материалы вроде Послания Аристея. Затем мы читаем о периоде между возникновением хасмонейской династии и Иродом (конец книги 12— книга 14). Книги 15-17 содержат длинный отчет о правлении Ирода и его сына Архелая, а книги 18-20 доводят повествование до последних римских наместников в Иудее перед восстанием. Книга 18 в числе прочего содержит знаменитый спорный отрывок об Иисусе (18.63-64): текст звучит так, словно автор верил в мессианство Иисуса, но практически нет сомнений, что христианский переписчик доработал в благочестивом ключе более краткое и более неоднозначное высказывание Иосифа.
В «Иудейские древности» Иосиф вложил колоссальное количество сил и времени. Требовалось рассмотреть многие источники (он их часто цитирует) и сделать из них последовательное повествование. Без тех сведений, которые мы можем почерпнуть из «Иудейской войны» и «Иудейских древностей», наши познания о еврейской истории были бы неизмеримо меньшими. Мотивы же им двигали во многом апологетические: показать читателям, еврейским и языческим, величие своего народа, славу их прошлого. Именно с этой целью он, в частности, цитирует документы, которые показывают уважение к евреям со стороны чужеземных правителей. История же, по его мнению, преподносит нам нравственный урок: «С одной стороны, людям, повинующимся велению Господа Бога и не дерзающим преступать законы, все удается сверх чаяния, и наградой их от Бога является будущее блаженство, с другой же стороны, людям, отступающим от точного исполнения этих повелений, в одинаковой мере легкое становится непреодолимым, и даже обращается в неизбежную гибель все то, за что они взялись бы как нечто несомненно хорошее» (Иудейские древности, 1.14).
3. «Автобиография». Почти во всех рукописях Иосифа Флавия она приложена к «Иудейским древностям». Написана в основном с целью объяснить свои действия в Галилее в самом начале
-[177]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
восстания, особенно в первые шесть месяцев. Попутно он сообщает некоторые другие подробности о своей жизни. Необходимость в подобном сочинении возникла в связи с тем, что Юст Тивериадский написал книгу о восстании, в котором возлагал ответственность за него на Иосифа и галилеян. Иосиф же отпарировал: он всегда был другом римлян, а виновен сам Юст.
У Иосифа иногда не сходятся концы с концами: скажем, в «Иудейской войне» он пишет, что с самого начала был военачальником в Галилее (2.568), а в «Автобиографии» — что сначала был послан с еще двумя священниками убедить радикалов сложить оружие (29). Ничего не поделаешь: хотя писал Иосиф о прошлом, на его рассказы подчас накладывало отпечаток настоящее.
4. «Против Аниона» (в двух книгах; в некоторых источниках именуется «О древности еврейского народа»). Последняя из дошедших до нас работ (она несколько раз упоминает «Иудейские древности») содержит защиту евреев, их истории и теократии. Иосиф отвечает на различные обвинения в адрес евреев: например, будто евреи не являются древним народом, коль скоро не упомянуты в ранних греческих источниках. Здесь он, в частности, противопоставляет греческие исторические труды с их неточностями и большей заботой о стилистике, чем о точности, той аккуратности, которую гарантирует преемство пророков. Он добавляет ссылки на древние упоминания о евреях. Иосиф также критикует авторов, которые толковали предания об Исходе из Египта в негативном для евреев ключе. Один из таких авторов — египетский жрец Манефон: по его мнению, Моисей вывел из Египта группу прокаженных, которая ранее с помощью потомков гиксосов грабила Египет, а затем их изгнал фараон Аменофис (1.228-287).
Своим названием сочинение Иосифа обязано полемикой с Апионом, который был послан александрийскими греками к императору Калигуле в то же время, в которое Филон возглавлял еврейскую депутацию. Апион также негативно высказывался об
Глава 2. Еврейская литература периода второго храма
исходе, храмовом культе и других еврейских верованиях. Иосиф отвергает его обвинения, бросая тень на его нравственную личность, а также отмечая неточности.
«Против Апиона» включает и описание Моисеева законодательства и теократии, в котором во главу угла ставится практическая сторона благочестия. По мнению Иосифа, это законодательство превыше любых греческих законодательств и принесло лучшие плоды в человеческой истории.
Сочинения Иосифа Флавия, как и сочинения Филона, были сохранены христианами, а не иудеями. Причина понятна: Юст Тивериадский был не единственным из соотечественников, кто негативно отзывался об Иосифе. Иосиф неоднократно упоминает и другие обвинения в свой адрес: в глазах многих он был предателем, к тому же нажившимся на своем предательстве.