В) А. Скрябин. «Поэма экстаза» (схема)
можности подводить аккорд нII6 под школьную табличку альтераций звукоступеней лада:
В примере 257Б то, что должно быть исключительно сильной альтерацией, с удвоенной энергией тяготения стремиться к разрешению, — «дважды» уменьшенная октава a-asas вовсе не воспринимается как таковая. В данном случае — не без влияния соперничающих функций (формула) в субсистеме Des (фактические основные тоны des-heses-ges). В других — часто под влиянием сходных причин (в примере 257В основные тоны es-c; разрешение в Т C-dur не только не является результатом особенно сильных «тяготений», а, наоборот, носит характер неожиданности; уж скорее в подобных последованиях можно было бы услышать прерванный оборот, то есть нечто диаметрально противоположное альтерации).
Альтерация как-то «засыхает», иссякает источник ее функциональной энергии. Как было показано выше (см. § 22), таковым источником была линеарная энергия хроматических проходящих и вводнотонных хроматических вспомогательных. Но для того чтобы сами эти хроматико-линеарные явления ощущались отчетливо, необходимы несколько условий:
♦ наличие диатонической подосновы (альтерируемых звукоступеней);
♦ преобладание диатоники;
♦ ясность направления альтерирования;
♦ разрешение как изначально предполагаемая и действительно достигаемая цель альтерации.
Когда не соблюдается совокупность названных условий, а тем более когда отсутствуют они все вместе, уже не осуществляется функция хроматически проходящего звука, и даже вводновспомогательного. Альтерация перерастает в постальтерацию. Путь этого перерастания и намечен во всех фрагментах примера 257. Третий из них (кстати, правильно нотированный автором — без всякой альтерации) лишь только чисто головным, умозрительным расчетом
может быть превращен в . Услышать «сверхальтерацию» в фиктивных энгармонических интервалах dis-des вообще нельзя, несмотря на несомненное полутоновое прилегание всех звуков к тонике.
Постальтерация — это техника оперирования аккордами, по структуре имеющими вид альтерированных (хроматически видоизмененных), но по своей функции уже не соответствующих альтерации, то есть применяемых свободно, практически вне подчинения первичной линии хроматических проходящих звуков. Образцы постальтерации — все сочинения Скрябина позднего периода творчества (начиная с ор. 58; например, 6-я соната, «Прометей») и многое в среднем периоде (ор. 40-50-е).
Образцы развитой постальтерации представлены фрагментами сочинений А. Скрябина (пример 258).
См. также: «Мечты» ор. 49 № 3, заключительный каданс; 5-я соната, связующая партия, такты 1-6 после перемены знаков на 2 бемоля; «Поэма экстаза», вступление, такты 7-9; этюд ор. 56 № 4, заключительный каданс; «Ласка в танце» ор. 57 № 2, начало; «Листок из альбома» ор. 58.