Церковная проповедь Петровского времени
Для популяризации своей деятельности, наряду с первой русской газетой, Петр I использовал также такой традиционный жанр как церковная проповедь. Причем, как во времена Древней Руси, в духовные поучения петровского времени весьма активно проникали разнообразные публицистические сюжеты, реакция ораторов на события, происходившие в стране. Наиболее известным составителем подобных сочинений был ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович.
Феофан остался в памяти потомков не только как автор многочисленных проповедей, но и как талантливый литератор-ученый, знаменитый церковный деятель. Еще в 1705 году он написал трагикомедию «Владимир», в которой умело сочетал свои знания античной драматургии со сведениями из древнерусских летописей. Правда, в результате у него получился весьма далекий от истории рассказ о борьбе Владимира I Крестителя и его недоброжелателей. Таким образом, в историческом сюжете читатель вполне мог усмотреть намек на современные события, в первую очередь, деятельность Петра. Кроме того, перу Феофана Прокоповича принадлежит обширный трактат «Жанр и поэтика», в котором, используя сведения, почерпнутые у древних, ритор излагает свой взгляд на природу различных литературных жанров.
В 1721 году по просьбе Петра I псковский епископ также составил книгу «Первое учение отрокам» – своеобразный гибрид букваря и начатков катехизиса, в котором вниманию учеников предлагалось подробное толкование символа веры. Власть воспринимала книгу Феофана Прокоповича как чрезвычайно важное пособие для богословского образования.
И наконец, наиболее значительным деянием Феофана Прокоповича является составление «Духовного регламента», над проектом которого он работал в 1720 году.
Проповеди Феофана Прокоповича имели отличительные художественные особенности. В своих торжественных «Словах» Феофан Прокопович умело сочетал традиционную стилистику и риторические приемы традиционной проповеди с принципиально новой тематикой. Темами его сочинений периодически становились разнообразные заявления властей, оценка происходящего в стране, обсуждение различных политических вопросов.
Среди наиболее интересных сочинений Феофана Прокоповича можно отметить его «Слово о пользе путешествий» 1717 года, «Слово о власти и чести царской» 1718-го, в котором давалась оценка произошедшему конфликту между Петром и царевичем Алексеем, а также комментировался царский указ о свободе престолонаследия.
Характерным новшеством петровской эпохи, подчеркивающим публицистический характер выступлений Феофана Прокоповича, было и то, что проповеди псковского митрополита вскоре после их произнесения издавались отдельными брошюрами.
В своей проповеди «Слово похвальное о баталии Полтавской» 1717 года, произнесенной в Троицком соборе Санкт-Петербурга в восьмую годовщину полтавской победы, Феофан Прокопович дает безусловно положительную оценку деяниям Петра, при котором в России появилось обученное воинство, устроенная артиллерия и флот. Оценивая деятельность русского царя, оратор подбирает множество положительных эпитетов («дивный», «боговенчанный», «быстроумный»), а рассказывая о ходе Полтавского сражения, автор во многом продолжает традиции древнерусской воинской повести. Здесь можно найти и героический образ Петра, и восходящий до неба дым сражения, и гром пушек. Подробно останавливаясь на поведении Петра в бою, автор подчеркивает, что на русском царе не было доспехов, а в конце боя шляпа русского царя оказалась прострелена. Много внимания уделяет Феофан Прокопович также истории гетмана Мазепы, самого изменника-гетмана псковский митрополит называет «новым Иудой» и вспоминает в связи с ним множество аналогий из античной истории.