Миксодиатонические лады. Обиходные

Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru

Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru

Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru

*) Условные знаки. Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru = низящие ступени: Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru = 384 цента, Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru — 882 ц., Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru = 180, Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru = 678. Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru = высящие ступени: отстоят на комму Миксодиатонические лады. Обиходные - student2.ru 24 цента от ближайшей сверху ступени.

Модальное одноголосие, особенно в монодической фактуре (то есть не в рамках многоголосной обработки), обладает характерными ладовыми свойствами, сильно отличающими модальность от при­вычного нам тонального и многоголосно-аккордового изложения в ладах полифонической и гомофонной музыки. Сравним их.

В тональных ладах (в мажоре и миноре) основой лада являются: 4 устой-тоника (трезвучие);

4 сильное и непрерывное тональное тяготение к тонике; 4 сила основных тонов микроцентров (аккордо-ступеней) тональ­ности, подчиненных тонике; смены этих ступеней-функций; 4 тональные формулы-модели универсального значения: D-T, S-T, S-D-T и т. д.

В модальных одноголосных ладах действительны другие крите­рии, иные факторы ладовой структуры:

4 звукоряд (состав звуков) в его конкретном объеме и порядке реальной высоты (то есть без перенесения в другие октавы); вы­держивание звукоряда;

4 устой-тон (отдельный звук, а не аккорд); 4 местоположение устоя в реальном звукоряде (внизу, в середине,

изредка вверху); 4 способ расположения тонов ряда — выше устоя (супертоны) и

ниже устоя (субтоны); регистр как фактор ладообразования; 4 возможные побочные опоры лада (местные звуки-устои) в различ­ном интервальном соотношении с главным звуком-устоем; особен­но важна ладообразующая роль реперкуссы (ведущей из побочных опор лада) — реперкуссия как взаимодействие реперкуссы с ос­новным тоном лада составляет характерный облик лада; 4 влияние членения текста на образование ладовых заключений

(каденций) и тем самым — на ладообразование; 4 ладовые формулы — характерные для данного лада мелодиче­ские обороты; типа мелодии-модели (близость понятий «лад» и «определенная мелодия»).

Возможно также и наличие ладовых (модальных) тяготений и соответственно разрешений (как в малом, так и в крупном плане). Гармония звуков в модальном одноголосии и сводится в сово­купности этих (и подобных) звукоотношений к развертыванию си­стемы их во времени. В отличие от многоголосных тональных ла­дов, где главный устой, как правило, дается в начале (причем тони­ческий аккорд обрисовывает квинтовый остов лада в одновременном звучании 1 и 5), в модальном одноголосии подобные отношения рас­крываются лишь в последовательности (по горизонтали); происхо­дит ретроспективное синтезирование ладовой структуры в процессе восприятия. Отсюда особая важность для монодической модальности фактора постепенности раскрытия ладовых связей, значение цельно­сти восприятия мелодии, важность функции конечного тона для вер­ного восприятия ладовых отношений начального и срединного участ­ков ладомелодического развертывания. Еще Гвидо Аретинский (XI в.)

в «Микрологе учения искусству музыки» сформулировал эту осново­полагающую закономерность модальной монодии: «В начале пения мы не знаем, что будет потом, но, услышав последний звук, понима­ем [vides] все, что ему предшествовало» (GS II, 12а).*

Строение конкретного модального лада и методы его анализа по­кажем при разборе мелодий, приведенных в примерах 111, 112, 113.

Наши рекомендации