Миксодиатонические лады. Обиходные
*) Условные знаки. = низящие ступени: = 384 цента, — 882 ц., = 180, = 678. = высящие ступени: отстоят на комму 24 цента от ближайшей сверху ступени.
Модальное одноголосие, особенно в монодической фактуре (то есть не в рамках многоголосной обработки), обладает характерными ладовыми свойствами, сильно отличающими модальность от привычного нам тонального и многоголосно-аккордового изложения в ладах полифонической и гомофонной музыки. Сравним их.
В тональных ладах (в мажоре и миноре) основой лада являются: 4 устой-тоника (трезвучие);
4 сильное и непрерывное тональное тяготение к тонике; 4 сила основных тонов микроцентров (аккордо-ступеней) тональности, подчиненных тонике; смены этих ступеней-функций; 4 тональные формулы-модели универсального значения: D-T, S-T, S-D-T и т. д.
В модальных одноголосных ладах действительны другие критерии, иные факторы ладовой структуры:
4 звукоряд (состав звуков) в его конкретном объеме и порядке реальной высоты (то есть без перенесения в другие октавы); выдерживание звукоряда;
4 устой-тон (отдельный звук, а не аккорд); 4 местоположение устоя в реальном звукоряде (внизу, в середине,
изредка вверху); 4 способ расположения тонов ряда — выше устоя (супертоны) и
ниже устоя (субтоны); регистр как фактор ладообразования; 4 возможные побочные опоры лада (местные звуки-устои) в различном интервальном соотношении с главным звуком-устоем; особенно важна ладообразующая роль реперкуссы (ведущей из побочных опор лада) — реперкуссия как взаимодействие реперкуссы с основным тоном лада составляет характерный облик лада; 4 влияние членения текста на образование ладовых заключений
(каденций) и тем самым — на ладообразование; 4 ладовые формулы — характерные для данного лада мелодические обороты; типа мелодии-модели (близость понятий «лад» и «определенная мелодия»).
Возможно также и наличие ладовых (модальных) тяготений и соответственно разрешений (как в малом, так и в крупном плане). Гармония звуков в модальном одноголосии и сводится в совокупности этих (и подобных) звукоотношений к развертыванию системы их во времени. В отличие от многоголосных тональных ладов, где главный устой, как правило, дается в начале (причем тонический аккорд обрисовывает квинтовый остов лада в одновременном звучании 1 и 5), в модальном одноголосии подобные отношения раскрываются лишь в последовательности (по горизонтали); происходит ретроспективное синтезирование ладовой структуры в процессе восприятия. Отсюда особая важность для монодической модальности фактора постепенности раскрытия ладовых связей, значение цельности восприятия мелодии, важность функции конечного тона для верного восприятия ладовых отношений начального и срединного участков ладомелодического развертывания. Еще Гвидо Аретинский (XI в.)
в «Микрологе учения искусству музыки» сформулировал эту основополагающую закономерность модальной монодии: «В начале пения мы не знаем, что будет потом, но, услышав последний звук, понимаем [vides] все, что ему предшествовало» (GS II, 12а).*
Строение конкретного модального лада и методы его анализа покажем при разборе мелодий, приведенных в примерах 111, 112, 113.