Основные функции интервалики в классико-романтической гармонии
Несмотря на огромное разнообразие в использовании всевозможных интервалов, в классико-романтической гармонии просвечивают основные, достаточно четкие принципы их употребления, с ясной функциональной дифференцированностью основных, узловых предназначений того или иного типа интервалики. Чтобы ясно различить указанные функции интервалики в общей системе гармонического мышления, необходимо упростить и схематизировать массу явлений, выделив наиболее важные моменты.
Тогда получаем следующее распределение общих функций основной интервалики:
1. | Унисон 1 : 1 (и октава 2 : 1) | = | основной тон, тональное единство, тоника* |
2. | Квинты 3 : 1 (3 : 2; и кварта 4 : 3) | = | тональные функции D, S |
3. | Терции 5 : 1 (= 5 : 4; также малая терция 6 : 5; и сексты) | = | аккорды (в том числе септаккорды) |
4. | Секунды (разных видов; но не септимы!) | = | мелодика, неаккордовые звуки |
* Как уже было указано в главе 3, постоянство ощущения одного и того же тона в качестве центрального есть его самотождественность, сохраняемая во временном развертывании лада. Ощущение его как того же самого означает повторение его на той же высоте, то есть в отношении унисона (1 : 1).
В определенной мере подобная дифференциация свойственна и более ранним стилям гармонии.
Относительная, но удивительно последовательно соблюдаемая строгость интервальной дифференциации, вероятно, связана с одной из центральных идей времен венских классиков — с рационализмом эпохи европейского Просвещения.
Литература
1. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. 2. М., 1925. Гл. 2.
2. Мясоедов А. Я. Учебник гармонии. 2-е изд. М., 1983 (1-е изд. М., 1980). Гл. 7.
3. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. III, разделы «Неаккордовые звуки» и «Мнимые аккорды».
4. Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн. 1-2. М., 1976-1977.
ГЛАВА 6. ПЕРВИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ УСТОЙ: ОРГАННЫЙ ПУНКТ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ ОРГАННОГО ПУНКТА
Феномен органного пункта для гармонии особенно значим, представляя собой генетически (и исторически) первое проявление ее как многоголосного звучания тонов. Органный пункт — выдержанный звук в басу, на фоне которого движутся другие голоса, временами образуя с ним функциональное противоречие. Иное название — педаль. Приведение к функциональному противоречию педали и верхних голосов — очень яркий, характеристический, однако, строго говоря, все же не обязательный момент. Возможен вариант органного пункта и без функционального противоречия. Помимо обычного положения в басу, органный пункт может быть и в других голосах (его часто называют в этом случае выдержанным звуком или выдержанным голосом*).
Сущность органного пункта — остановка, застывание мелодической линии (по-польски nuta stala) с целью подчеркнуть и усилить ладотональную функцию выдерживаемого звука. Так, органный пункт на доминанте есть увеличенная в своих размерах и своей значительности функция звука V ступени. Соответственно и необходимость в органном пункте возникает там, где нужно более длительное сосредоточение на звучании какого-либо тона — в большинстве случаев главного представителя данной тональной функции.
Входя в противоречие со звучащими аккордами, органный пункт подобен неаккордовым звукам. Отличие от них в том, что звук органного пункта есть функционально главный момент по отношению к аккордам, а при неаккордовых звуках — обратное соотношение.
ЭТИМОЛОГИЯ
Термин «органный пункт» (нем. Orgelpunkt, англ. pedal point, итал. pedale d'armonia) восходит к эпохе органума. Слово «пункт» (лат. punctus) двояким образом могло повлиять на сложение термина. «Пунктом» («точкой») называлась нота, а «органным пунктом» (лат. punctus organalis) соответственно протянутая нота в главном голосе (он назы-
* О существенном различии между органным пунктом и выдержанными тонами говорилось в гл. 5 § 8.
вался «тенор», что по смыслу близко термину cantus firmus); в некоторых видах органума на один такой протянутый звук приходилось несколько мелизматически-контрапунктирующих звуков во втором голосе — по существу, такая структура уже напоминает наш органный пункт либо даже совпадает с ним. Но «пунктом» назывался также небольшой отдел музыкальной формы (по аналогии с «пунктом» как небольшим разделом речи; ср., например, puncta argumentorum у Цицерона; также и в современном словоупотреблении).
Слово же «органный» (лат. organalis, organicus) может означать также две вещи: собственно «органный» (от «орган») и «органумный» (от «органум»), поскольку первоначально это было одно слово (греч. όργανον, лат. organum — инструмент, орудие, орган). Таким образом, «органный пункт» (лат. organicus punctus — термин теоретика XIII в. Франко Кельнского; см. CS I, 133а) сначала означал раздел органума, где выдержанному звуку кантуса (тенора) контрапунктировал мелодический рисунок другого верхнего голоса; «пунктом» был и сам этот выдержанный звук. Далее под органным пунктом стали подразумевать вообще долгий звук органной педали (отсюда другое название органного пункта — «педаль»). Французский термин point de orgue означает фермату, а также импровизационную каденцию солиста-органиста; перенятый немецкими теоретиками (Й. Маттезоном, К. Ф. Э. Бахом), тот же термин в немецкой транскрипции Orgelpunkt впоследствии закрепился в нынешнем своем значении.
ВИДЫ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ
Органные пункты подразделяются по ряду некоррелятивных друг другу признаков:
1) по тональной функции педального тона — тонический, доминантовый;
2) по положению в ткани голосов — басовый, сопрановый, в средних голосах (с возможным вышеуказанным подразделением на альтовый и теноровый);
3) по количеству участвующих голосов — одинарный и групповой (двойной, тройной);
4) по фактурному изложению — протянутый звук, фигурационный (в частности, остинато);
5) по местоположению и функции в форме — кодовый, предыктовый, начальный, срединный.
Менее существенно:
6) по стилистической характерности — эпохи органума, эпохи полифонии строгого письма, классико-романтической эпохи и др.
В некоторых стилях возможны свои детализации, например в музыке XX в. (и близких явлениях XIX в.) — по общекомпозиционной функции:
♦ функциональные (предыктовые на доминанте и т. п.);
♦ фоновые (колористические).