Роль органных пунктов в музыкальной форме

Наиболее дифференцированы и функционально наиболее ярки органные пункты в классической музыкальной форме, то есть у венских классиков и у последующих композиторов в той мере, в какой они используют формы классического типа (вплоть до компо­зиторов XX в. — Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Бартока). Роль органных пунктов в музыкальных формах барокко и нашего времени во многом сходна с ролью в классических (хотя, конечно, огромное различие между теми и другими происходит от разнород­ности большинства музыкальных форм).

С учетом указанного центрального положения функций органно­го пункта в классической форме, по сравнению с другими формами, мы и ограничим наше изложение разъяснениями роли органных пунктов преимущественно в формах классического типа.

1. Тонический органный пункт, символизирующий звучание то­нального устоя и как бы укрупняющий его, применяется в тех мес­тах музыкальной формы, где уместно или даже необходимо продол­жительное звучание тоники.

Согласно общим принципам европейской автономно-музыкаль­ной формы нового времени (XVII-XIX вв.), наибольшая сила звуча­ния тоники необходима в заключительном разделе произведения. Тем самым обеспечивается наиболее полное снятие предшествующего на­пряжения, наиболее полная его разрядка, наиболее совершенное раз­решение всех неустоев пьесы в главный устой. Отсюда эстетическое значение заключительного органного пункта — чувство эстетическо­го удовлетворения при завершении процесса спада гармонического напряжения.

Органный пункт на тонике в коде, дополнении, в конце про­странного заключительного каданса — чрезвычайно распространен­ное явление музыкальной формы, встречающееся в самых различ­ных стилях и структурах: и в коде сонатной формы (Бетховен, фор­тепианная соната ор. 28, часть I, последние 24 такта), и в коде барочной прелюдии (Бах, ХТК. Т. 1, прелюдия es-moll), и во множе­стве разнообразных форм XX в. То же — в конце крупных (и мел­ких) частей посреди произведения, например при окончании первой части сложной трехчастной формы (см. окончание группы вариа­ций, соответствующей первой части сложной трехчастной формы с эпизодом, во II части сонаты Бетховена ор. 111), иногда даже при окончании главной партии сонатной формы (Бетховен, 5-я симфо­ния, часть I, такты 34-44).

Другая область применения тонического органного пункта свя­зана с функцией начального изложения тоники. Необходимость ус­тановления тональной ясности и определенности благоприятствует применению в этих целях и тонической педали (см.: Бах, ХТК. Т. 2, прелюдия C-dur; Прокофьев, 8-я фортепианная соната, часть I, на­чало главной партии). То же — в началах крупных (иногда и мел-

ких) частей формы посреди произведения (например, нередко в на­чале трио сложной трехчастной формы). Особо следует выделить начало связующей партии сонатной формы с тонического органного пункта, как бы с подтверждающей констатации того устоя, который предстоит свергнуть в процессе развертывания этой модулирующей части формы (Бетховен, 1-я симфония, часть I).

Особняком от названных типовых случаев (заключительный и начальный органный пункт на тонике) стоят те, в которых необхо­димость применения тонической педали вызывается особыми выра­зительными, изобразительными, программными, жанровыми усло­виями. Органный пункт тогда нередко занимает целую пьесу или целиком ее крупную часть.

К таким особым случаям относятся:

Жанровые органные пункты — в музыке, связанной с жанрами волынки (бурдон, мюзет), пасторали, шарманки, колыбельной и т. п. (см.: Бах, пастораль F-dur для органа; Бах, мюзет из 3-й английской сюиты g-moll; Шуберт, «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»; Шопен, «Колыбельная»; Брамс, «Колыбельная»).

Изобразительные, выразительные, в частности программные. Так, программное значение имеет органный пункт в пьесе Бородина «В монастыре» (из фортепианного цикла «Маленькая сюита»), где повторяющиеся звуки тонической примы в басу символизируют мер­ные удары большого колокола; изобразительный момент — звуча­ние струн аккомпанирующего танцевального ансамбля (или инстру­мента) в трио мазурки Шопена ор. 17, № 4; в опере Мусоргского «Борис Годунов» пароксизм ужаса царя Бориса в сцене появления призрака в конце II акта (ц. 100, такты 1-4) показан с участием органного пункта (страх парализует героя и как бы приковывает его к одному звуку; тональность здесь имеет особую структуру, но пона­чалу Es — тоника, а не доминанта).

2. Доминантовый органный пункт, символизирующий звучание наиболее яркого и динамически самого сильного тонального неус­тоя, соответственно применяется в тех местах музыкальной формы, где требуется такое длительное напряжение, которое сосредоточива­ется на ощущении предстоящего разряда, останавливается на мо­менте подготовки наступающего далее раздела.

Такого рода «укрупненное» звучание доминанты уместно (а час­то необходимо) прежде всего в подготавливающих частях, предык­тах — перед репризой сонатной формы (примеры бесчисленны), пе­ред любой классической репризой вообще (в трехчастной форме с переходами, в рондо, в крупных простых трехчастных формах), в барочных прелюдиях (см., например, Бах, ХТК. Т. 1, прелюдия C-dur), концертных формах (Бах, вступительная прелюдия 3-й анг­лийской сюиты, перед последним проведением темы). Доминанто­вый предыкт на органном пункте может быть не только перед повто­рением уже звучавшей темы, но также и перед введением новой: в связующей партии сонатной формы, в аналогичном разделе формы

трехчастной с переходами (см., например, Моцарт, фортепианный концерт A-dur, Adagio), в больших рондо (уже в пятичастных — см.: Бетховен, финал сонаты ор. 49 № 2 G-dur).

Важна также роль доминантового органного пункта как средства динамизации реприз (Бетховен, фортепианная соната ор. 57, часть I; Чайковский, 4-я симфония, часть I). Придание репризе напряженного звучания способствует более крупному дыханию формы, намного уси­ливает размах сквозного развития и динамизм музыкальной формы.

Во вступлении к данной форме звучание доминантового органно­го пункта родственно предыкту (Бородин, «Князь Игорь», вступле­ние к начальному хору пролога, C-dur) либо по существу совпадает с предыктом (когда он находится в последнем разделе вступительной части; см.: Бетховен, 2-я симфония, часть I).

Доминантовый органный пункт — один из распространенных ти­пов построения середины в простой двух- или трехчастной форме (по образцу главной темы Adagio 1-й фортепианной сонаты Бетховена).

Как и тонический, доминантовый органный пункт может иметь в произведении мотивировку, связанную скорее с задачами изобра­зительными, программными, чем с обычными функциями частей музыкальной формы. Так, в четвертой картине «Пиковой дамы» Чайковского органный пункт на доминанте fis-moll (в темном темб­ре альтового баска) передает атмосферу пугающей настороженности, психологического напряжения. У Чайковского в 6-й симфонии, при проведении темы «Со святыми упокой», доминантовый органный пункт связывается с напряженно-трагическим звучанием, придан­ным композитором церковному напеву.

Наши рекомендации