О выразительности старинных модальных ладов
В европейских тональных ладах нового времени имеется явная тенденция к поляризации двух направлений эмоциональных состояний. Мажор обычно связывается со светом, уверенностью, бодростью, радостью, минор — с мраком, скорбью, слабостью. Казалось бы, это неизбежно: эмоция может носить либо характер положительный (восходящая), либо, наоборот, отрицательный (нисходящая) — с бесконечной гаммой эмоциональных оттенков между ними. Вместе с тем множество модальных систем более старого времени не обнаруживают этой дихотомичности, давая, однако, ладовым явлениям яркие, впечатляющие характеристики.
В наиболее древних учениях о ладе часто встречаются космологические мотивы, символически связывающие лады или их элементы с природными силами, стихиями.
В трактате древнекитайского мудреца Мэн-цзы (IV в. до н. э.) говорится о происхождении пяти ступеней пентатоники, из которых первая символизировала раскаты грома («мудрые люди, слушая раскаты грома, определяли первый тон»), а остальные шум колеблемого ветром дерева, треск огня горящих дров, журчание воды в ручье; там же приводятся названия звуков лада: гун — дворец, шан — беседа, цзюе — рог, чжи — манифестация и юй — крылья.
В других источниках находим следующие уподобления (табл. 11).
Та6лица 11
Звуки | гун (= с) | шан (= d) | цзюе (= e) | чжи (= g) | юй (= a) |
Страны света | север | восток | центр | запад | юг |
Планеты | Меркурий | Юпитер | Сатурн | Венера | Марс |
Стихии | лес | вода | земля | металл | огонь |
Цвета | черный | фиолетовый | желтый | белый | красный |
Явления общественной жизни | правитель | чиновники | народ | деяния | объекты |
Такая таблица наглядно демонстрирует полноту космологических значений музыкальных звуков в трактовке древнекитайских ученых.
Космологизм присущ и древнеиндийским теориям лада. В трактате Бхараты (I в. до н. э.) «Гитанланкара» («Сочинение о красотах музыки») семь макроступеней лада (семь «свар»)уподобляются цветам, краскам (см. табл. 12).
Семи сварам дается также и «биологическое», физиологическое объяснение, с чем связаны и названия их:
I. Шадджа — «рожденный шестью»;
II. Ришабха — «бык»;
III. Гандхара, от «гандха» — «запах»;
Таблица 12
I | II | III | IV | V | VI | VII |
Шадджа | Ришабха | Гандхара | Мадхьяма | Панчама | Дхайвата | Нишада |
Цвет лепестков лотоса [бледно-розовый] | Желто-зеленый, «как попугай» | Золотого цвета | Цвета жасмина | Черный | Ярко-желтый | «Всех цветов» |
IV. Мадхьяма — «серединная»;
V. Панчама — «пятая»;
VI. Дхайвата — «бегущий»;
VII. Нишада (объяснение не дано).
Свары соотносятся с общественными сословиями, каждая свара — со звуками определенных птиц и животных.*
В XIV главе Бхарата насчитывает «тридцать шесть главных ладов» («варн», впоследствии — «paгa»). Первые двенадцать — «лады мужского рода», вторые двенадцать — «их жены», остальные двенадцать — «их дети». Описание выразительности ладов — целая «поэма». Например: «Первый лад называется Шрирага — „наслаждение счастья", так как когда-то его спела сама Лакшми [богиня счастья, красоты и богатства; ее другое имя, Шри — „процветание", „счастье", „слава"; также богиня плодородия и изобилия]. Он внушает восторг и ликование богам» (МЭСВ. С. 90-100).
В «Трактате о музыке» персо-таджикского поэта и музыкального теоретика Абдурахмана Джами (1414—1492) раздел 23 посвящен характеристике эмоционального действия ладов: «Знай, что каждый из двенадцати [макамов], каждый авазе и шу'бе обладают своим особым воздействием [на слушателей], помимо общего для всех них свойства доставлять наслаждение. Так, ушшак, нава и бусалик возбуждают силу и храбрость, тогда как авазе не имеют этого влияния. <...> В то же время раст, ирак и исфахан пригодны для возбуждения веселья и радости. <...> Бузрук, зирафганд, рахави и зангуле вызывают печаль и горесть». Всего восточный теоретик находит четыре типа эмоциональных состояний. Из сорока двух ладов (12 макамов, 6 авазе и 24 шу'бе) даются характеристики тридцати восьми.**
В древнегреческой пифагорейской традиции сама вселенная, чей божественный порядок, «гармония сфер», является прообразом
* В трактате Матанги (приблизительно в VII в.) «Брихаддеши» («Сочинение о музыке разных местностей») «свара» этимологически объясняется как «сияющее само по себе», а части свар — «шрути» — как «доступные слуху» (МЭСВ. С. 120, 123).
** См.: Джами А. Трактат о музыке. С. 65.
Шесть авазе — 2-я группа ладов 17-ступенной системы (микрохроматического рода), более поздняя, чем группа макамов.
Двадцать четыре шу'бе — 3-я группа ладов 17-ступенной системы, более поздняя (как и авазе), чем макамы.
Ушшак, нава, бусалик — наименования первых трех макамов.
Раст, ирак, исфахан — макамы 4-й, 9-й и 10-й.
Бузрук, зирафганд, рахави, зангуле — макамы 12-й, 11-й, 7-й и 8-й.
и моделью всякой гармонии, лада, оказывается устроенной в виде музыкального лада, строго размеренного небесного «гептахорда».*
Круги изображают небесные сферы. Числа выражают величавый порядок, гармонию сфер: 1 = начало всего; 2 и 3 = первые простые числа (·· и ··· = линии), 4 и 9 — квадраты первых чисел (:: и = = плоскости), 8 и 27 — их кубы (= объемы). Среди них же важнейшие музыкальные интервалы, консонансы 2 : 1, 3 : 2, 4 : 3; 9 : 8 — целый тон, соединяющий два тетрахорда 4 : 3 в «симфонию» совершеннейшего консонанса октавы (4/3 χ 9/8 χ 4/3 = 2/1 или 4/3 χ 4/3 χ χ 9/8 = 2/1) согласно основному принципу греческой ладовой системы. Греческий диатон воспринимается как род строгих, суровых, мужественных мелодий. Есть сведения, что мелодии для классических трагедий подбирались только диатонические. Хрома ( = гемиолика) представлялась, в противоположность диатону, «сладчайшей и плачевнейшей» (Аноним Беллермана. II, 26). Энармоника ( = микрохроматика) — родом утонченным и изнеженным. Определенным характером наделялись и отдельные лады. Так, дорийский лад (то есть «октава» = гармония из двух дорийских тетрахордов
как истинно греческий (дорийцы — коренное греческое племя), почитался за «этос» (характер) мужественный, нравоукрепляющий, способный защищать от несчастья. Напротив, фригийский (d-d1), происходящий из Малой Азии, — лад возбужденный, экстатический, оргиастический, использовавшийся в культе Диониса (бога плодоносящих сил земли, вина, веселья). Лады ионийский (по некоторым данным — лад «эротической лирики и винопития») и лидийский как «расслабляющие» Платон рекомендует не допускать к «употреблению среди воинов» (Платон. Государство. III, 398е-399).
Ригоризм идеологов христианской церкви был направлен против чувственности и утонченности гемиольных и микрохроматических ладов. Так, Климент Александрийский (конец II — начало III в.) защищает «напевы суровые, нравственные»: «Итак, оставим хроматические гармонии (= лады. — Ю. X.) бесстыдным попойкам и пестроразодетой, как то подобает гетерам, блудливой музыке» (Педагог, II, 4,44; цит. по: МЭЗСВ. С. 100). Амвросий Медиоланский (IV в.) отвергает «смертоносные» песни «хроматиков-артистов, размягчавших ум к любовным делам» (Hexaemer, VI; цит. по: Лосев. Античная музыкальная эстетика. С. 70).
* Платон. Тимей, 35b-36b, 38b-е (и др.) // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 3, ч. 1. М., 1971; см. также комментарии на с. 668-669.
Менее пестры, красочны, но все же достаточно выразительны характеристики, даваемые и восьми грегорианским ладам. Так, первый тон (лад) дорийский d (занимавший исходное положение в системе средневековых ладов, подобное C-dur в мажорно-минорной системе) наделялся характером торжественным, величавым, спокойным. Каждый из восьми ладов получал подобную эмоциональную характеристику выразительности. Теоретик Рамос де Пареха (ок. 1440 — после 1491) в трактате «Практическая музыка» (изд. 1482) о пятом тоне (обычно понимаемом как «радостный») говорит: «Пятый лад получает господство над кровью. Поэтому он блаженным Августином именуется приятным, светлым, скромным; он веселит грустящих и беспокоящихся, он поддерживает павших духом и отчаявшихся. Поэтому он рисуется кровавым цветом. Боэций говорит, что лидийцы — задорнейший и веселый народ — очень его любят, в особенности их женщины, от которых, как говорят, произошли русские [!], столь приверженные к пляске и прыжкам» (цит. по: МЭЗСВ. С. 349).
В установлении системы характеристик ладового «этоса» первичным было наличие в художественной практике определенного числа ладов. Они наделялись наиболее типичной для них эмоциональной выразительностью, систематизировались теоретиками, стремившимися найти в них самих и в их количестве логическую (часто математическую) закономерность и, уж исходя из этого, представить дело так, как если бы исходным пунктом были эмоциональные состояния или какие-либо иные внемузыкальные факторы.
Показательна система десяти древнеармянских ладов (около середины I тысячелетия). За основу были приняты традиционные четыре лада, к четырем парам гласов были присоединены два добавочных, и, далее, получившиеся десять гласов (ладов) индивидуально наделяются символическими и космологическими значениями, которых, естественно, оказывается тоже ровно десять: «<...> Десять гласов по числу дней творения, которые суть небеса и небесные [создания], земля и земнородные, моря и морские [животные], воздух и летучие, ангелы и люди. А также по числу десяти заповедей Божьих <...>. А само [число] десять образуется из четырех.* <...> Так и из четырех гласов образовались десять». И далее наличные десять гласов связываются со стихиями, ремеслами, живыми существами (по Сааку Партеву; см.: Тагмизян Н. Теория музыки в древней Армении. С. 162). Другой средневековый поэт и музыкальный теоретик Аракел Сюнеци поясняет, как из четырех основных гласов производятся еще четыре побочных: четыре основных гласа происходят от четырех природных стихий, а, в свою очередь, «стихии эти имеют по два качества, то есть огонь — теплый и сухой, земля — сухая и холодная, вода — холодная и влажная, а воздух — влажный и теплый, итого восемь» (Там же).
*То есть 10 =1 + 2 + 3 + 4 (пифагорейская идея).
По-видимому, эти и подобные колоритные определения, сравнения, уподобления, символизации не следует понимать буквально, в смысле категорий так называемых «точных наук» и отшлифованных формулировок современной, рационалистической по своему методу, теории музыки. Допустимо применение (возможно, возобновление) критериев мышления и восприятия иного типа, где в основе лежит нечленимая синкретичная целостность интуитивного видения, вообще не доходящая до «атомизирующих дробей» той точности («точечности») определений, вне которых немыслима традиционная европейская наука, в том числе и учение о ладах.