Весенне-летний цикл календарной поэзии
В марте совершался обряд встречи весны. На Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачиков, на Сороки (9 марта) – жаворонков. Дети выбегали с ними на улицу, подбрасывали вверх и кричали короткие песни – веснянки. На Благовещение (25 марта) был обычай отпускать живых птиц из клеток. Середина Великого Поста называлась средокрестием. В этот день пекли «кресты». Считалось, что в этот день «пост ломается». 23 апреля – на Егория – был обычай выгонять скот, погоняя его вербной веточкой. Егорьев день был днем почитания пастухов. Неделя перед Страстной неделей называлась Вербной. В Вербное Воскресенье было принято срывать ветки вербы и хлестать ими детей и домашних животных – для здоровья и роста. Страстная неделя включала в себя подготовку к Пасхе. В день Пасхи люди разговлялись пасхальным куличом и крашеными яйками, били яйцо об яйцо. Неделя после Пасхи звалась Фоминой, первое воскресенье – Красной горкой. С этого дня начинались игрища молодежи. О хороводах см. билет 10, вопр. 2. На седьмой после Пасхи неделе праздновался Семик – троицкие обряды. Для Троицы характерны ярко выраженные женские обряды. Их древний смысл – принятие в женскую общину повзрослевших девушек. В семик «завивали березку», кумились а в Троицу (в воскресенье) ходили развивать березку, раскумляться. Обрядовым синонимом березки могла быть «кукушка» - повязка из растения «кукушкины слезы». Троицкую неделю иногда называли Русальной – обряды, связ. с Русалками. День Ивана Купалы (24 июня) был связан с летним плодородием природы. В купальскую ночь люди очищались огнем и водой, водили хороводы, пели купальные песни. Широко распространен был обычай собирать травку и целебные растения. Легенда про цветок папоротника. Там, где Купалу не праздновали, бытовал Ярилин день – практически тот же смысл и то же время. После Купалы – похороны чучела Костромы – бросали в воду. Летние гуляния заканчивались на Петров день (29 июня), праздник солнца. С этого дня начинался покос. Возможно, у древних славян был единственный праздник апогея лета, кот. длился от Ивана до Петра.
10. Русская свадьба.
Все семейные обряды имеют единую морфологическую и семантическую структуру. В каждом ритуале происходит переход из одного состояния в другое, причем особую важность имеет промежуточное (маргинальное) состояние. Например, сходство обрядов можно проследить при сравнении свадьбы с похоронами (сходство – причитания, прячут невесту и покойника, платок). В рамках семейных обряда много пересечений. Цель свадебного обряда: 1)юридически-бытовая (свадьба обязательно игралась при свидетелях). Окончательное решение, скрепленное «рукобитием», нельзя было отменить. 2) хозяйственная функция. свадьба рассматривалась как купля-продажа, можно было поправить свое материальное положение. 3) эстетически-игровая функция (см. ниже обряд) 4)магически-заклинательная, сбережение от нечистой силы (участников нельзя называть по именам, они тщательно скрывались, подмена невесты, приглашение «дружки», прикрытие всех обнаженных мест в свадебном наряде – пояс, фата, кружева). Структура свадебного обряда. 1) этап отделения невесты от семьи, невесте приходится трудно в новой семье, поэтому ее отделяют заранее (сватовство-смотрины-рукобитие-баня-девишник). На этом этапе доминирует жанр причитания. 2) этап переходного состояния (от дня свадьбы до брачной ночи). До отъезда из дома вокруг невесты звучат причитания, плачи. После венчания невеста молчит, звучат велисальные песни. 3) Отгащивание (проверка невесты как хозяйки). Невеста одета в красное (цвет крови). Существуют нормы поведения участников, кот. могут не совпадать с реальными чувствами. Точка зрения невесты - в причитаниях, точка зрения жениха – в приговоре. Замещать имена молодых могут «селезень, лебедь, месяц, солнышко, князь и тп».
11. Жанры свадебной поэзии. Свадебный обряд включает огромное количество явлений народной поэзии. В св. обрядовости получили отражение крестьянское мировосприятие ( проверка невесты как умелой хозяйки), магические действия (особые слова и обереги, призванные уберечь молодых от сглаза).Жанры: причитания (речитативно, с плачем исполняемые песенные импровизации; исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом ее с женихом к венцу, после венчания не исполнялись; не имеют сюжета, отражают бытовую жизнь крестьян; наполнены синтаксическими параллелизмами и повторами, вопросами и восклицаниями; эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения), лирические и обрядовые свадебные песни (в течение всего обряда; звучали в хоровом исполнении; относительно устойчивый текст; мотивы грусти, мотивы веселья; героиня изображается идеальной; параллелизм, символизм, эмоциональность), величальные песни (на сватовстве, рукобитье, выкупе, свадебном пиру и др.; в идеализированном плане описываются жених и невеста, дружка, сват, сваха и др.), корильные песни (на свадебном пиру; своеобразные пародии на величания; пелись с целью рассмешить и развеселить гостей), приговоры дружек (прозаические импровизации, имеющие некоторую ритмическую организацию), приметы, пословицы, поговорки, поверья, заговоры (в течение всего обряда), былички (на сбор свадебного поезда, на пиру и др.).
12. Причитания как жанр обрядовой поэзии.
Причитания – женские элегические импровизации, связанные с к.-л. трагическими событиями. Не имеют устойчивого текста. Основные темы: брак поневоле, проводы в солдаты, смерть близкого. Существование П отмечено у большинства народов. Все трагические символы даны на фоне былого благополучия. ПОХОРОННЫЕ. 1) Вопрошание («на кого ты меня оставил») 2) Оповещение. Звучит при входе в избу узнавших о смерти. Тема: как наступила смерть. Сравнение усопшего с зашедшим солнцем или звездой. Призыв встать. 3) Плач при выносе. Мотив гроб=изба. 5) Причитания по пути на кладбище. Мотивы, как 1, 2 и 3. 6) Спуск гроба. Обещания не забывать и навещать. Просьба приходить во сне. 7) Возвращение с кладбища. Сюжет: мнимые поиски усопшего в опустевшем доме. 8) Поминальные. Все прежние мотивы. Исполняется либо при посещении могилы, либо просто так. СВАДЕБНЫЕ. 1) Плач на рукобитии. Обращение к родителям: «неужели я была вам не работница?». 2) Гостевные. Просьба защитить от чужака-жениха. 3) На девичнике. Обращения к подругам – просьба не забывать. 4) Банные плачи. 5) В день свадьбы. На расплетании косы, на дарах, на встрече жениха. Последние просьбы о спасении. РЕКРУТСКИЕ ПЛАЧИ. Исполнялись «вопленицами». Изображали чувства родных. Обряд: 1) жеребьевка 2) пир 3) разгул рекрута 4) посещение родных 5) молебен 6) благословение. У каждой местности своя символика причитаний. Наиболее характерна «птичья». Стих трехударный (либо двухвдарный), с фиксированным положением первого и последнего ударений. Между ними порядок ударных и безударных свободный. Число слогов в строке – от 7 до 13. Синтаксически тяготеет к вопросительным и восклицательным интонациям. Различные повторы с целью нагнетания. Характерно употребление увеличительных и уменьшительных суффиксов в т.ч. и в неименных формах. Экспрессивное словотворчество («улыбчатый»). Разнообразие и изобилие эпитетов.