История юридической науки. фгбоу впо тюменский
ФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Е. Н. Яркова
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Учебное пособие
Тюмень
Е.Н. Яркова.ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - с.
В предлагаемом вниманию читателя учебном пособии выявляется специфика научного рационализма как формы познания, прослеживается генезис юридического научного знания, представляются основные исторические типы юридической науки: классический, неклассический, постнеклассический, определяются их ключевые принципы и положения, репрезентируются основные элементы и этапы научного познания, позиционируются общелогические, общенаучные методы и процедуры исследования, рассматриваются основные методологические традиции юридической науки: герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постмодернизм, структурный функционализм, культурно-исторический (цивилизационный) подход, эволюционизм, формационный подход, синергетика. Концепция курса носит принципиально плюралистический характер – ни одной из рассматриваемых научных парадигм не отдается предпочтения. Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся по специальности «Юриспруденция», а также всем, кто интересуется историей и методологией юридической науки.
Рецензенты:
Ответственный за выпуск: А.В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения ИДО Тюменского государственного университета
© Тюменский государственный университет, 2012
© Е.Н. Яркова 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………………7
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ…............ …………….9
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАУКИ…………………………………………………..9
§1. Наука как форма познания…………………………………………………10
§2. Наука как сфера культуры…………………………………………………..14
§3. Наука как социальный институт……………………………………………16
Резюме…………………………………………………………………………….18
Вопросы для самопроверки………………………………………………………18
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ……………………………..19
§1. Периодизация истории формирования
научной рациональности…..……………………………………………………19
§2. Ростки юридической науки в культуре Древневосточных
цивилизаций……………………………………………………………………...20
§3. Юридическая мысль в культуре Древней Греции…………………………25
§4. Наука о праве в Древнем Риме……………….……………………………..31
§5. Юридический рационализм Средневековья……………………………….36
§6. Юридическая рациональность в культуре Возрождения…………………45
Резюме……………………………………………………………………………53
Вопросы для самопроверки……………………………………………………..53
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ……….……………………54
§1. Основные модели историографии науки…………………………………..54
§2. Основные этапы развития и основные
исторические формы научной рациональности……………………………….54
§3. Классический этап развития юридической науки…………………………56
§4. Неклассический этап развития юридической науки………………………73
§5. Постнеклассический этап развития юридической науки…….…………...82
Резюме……………………………………………………………………………86
Вопросы для самопроверки…………..…………………………………………87
ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ…………88
ГЛАВА 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ………………………….88
§1.Основные элементы научного познания…………………………………...88
§2. Этапы научного познания………………………………………………… ..93
§3. Методология научного познания: философские,
общелогические, общенаучные методы исследования ……………………….96
§4. Функции научного метода…………………………………………………102
Резюме……………………………………………………………………………103
Вопросы для самопроверки……….…………………………………………….104
ГЛАВА 5. ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ПАРАДИГМА
ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………105
§1. Основные идеи и принципы герменевтики
как методологии социально-гуманитарного познания……………………..105
§2. Герменевтика в истории методологической мысли…………………….107
§3. Юридическая герменевтика………………………………………………118
Резюме………………………………………………………………………….124
Вопросы для самопроверки……..…………………………………………….124
ГЛАВА 6. НАТУРАЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА
ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………….125
§1. Основные идеи и принципы натурализма
как методологии социально-гуманитарного познания………………………125
§2. Исторические сложившиеся формы натурализма………………………..127
§3. Юридический натурализм…………………………………………………135
Резюме…………………………………………………………………………..139
Вопросы для самопроверки……………………………………………………139
ГЛАВА 7. АКСИОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА
ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………….140
§1. Основные идеи и принципы аксиологии как методологии
социально-гуманитарного познания…………………………………………140
§2. Аксиология в истории методологической мысли……………………….144
§3. Юридическая аксиология…………………………………………………156
Резюме………………………………………………………………………….164
Вопросы для самопроверки……………………………………………………164
ГЛАВА 8. ПРАГМАТИЗМ КАК ПАРАДИГМА
ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………164
§1. Основные идеи и принципы прагматизма
как методологии социально-гуманитарного познания………………………165
§2. Прагматизм в истории методологической мысли……………………….168
§3. Юридический прагматизм…………………………………………………178
Резюме…………………………………………………………………………..185
Вопросы для самопроверки……………………………………………………186
ГЛАВА 9. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА
ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………..186
§1. Основные идеи и принципы феноменологии
как методологии социально-гуманитарного познания………………………186
§2. Феноменология в истории методологической мысли……………………190
§3. Юридическая феноменология……………………………………………..200
Резюме…………………………………………………………………………..204
Вопросы для самопроверки……………………………………………………205
ГЛАВА10. ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ПОСТПОЗИТИВИЗМ
КАК ПАРАДИГМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………..205
§1. Основные идеи и принципы позитивизма как методологии
социально-гуманитарного познания…………………………………………..205
§2. Позитивизм в истории методологической мысли………………………..208
§3. Юридический позитивизм….……………………………………………...210
§4. Основные идеи и принципы неопозитивизма как
методологии социально-гуманитарного познания…………………………215
§5. Неопозитивизм в истории методологической мысли…………………..216
§6. Юридический неопозитивизм……………………………………………219
§7. Основные идеи и принципы постпозитивизма как методологии
социально-гуманитарного познания…………………..……………………...221
§8. Постпозитивизм в истории методологической мысли………………….223
§9. Юридический постпозитивизм……………………………………………230
Резюме…………………………………………………………………………..231
Вопросы для самопроверки……………………………………………............231
ГЛАВА11. СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
(ПОСТМОДЕРНИЗМ) КАК ПАРАДИГМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………….232
§1. Основные идеи и принципы структурализма
как методологии социально-гуманитарного познания………………………232
§2. Основные идеи и принципы постструктурализма (постмодернизма)
как методологии социально-гуманитарного познания………………………235
§3. Структурализм и постструктурализм в истории
методологической мысли……………………………………………………...238
§4. Юридический структурализм и постструктурализм –постмодернизм..………………………………………………………………..251
Резюме…………………………………………………………………………..256
Вопросы для самопроверки…….………………………………………………256
ГЛАВА 12. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ КАК
ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………257
§1. Основные идеи и принципы структурного функционализма как методологии социально-гуманитарного познания…………………………...257
§2. Структурный функционализм в истории
методологической мысли……………………………………………………...262
§3. Структурный функционализм в юриспруденции………………………..270
Резюме…………………………………………………………………………..277
Вопросы для самопроверки……………………………………………………277
ГЛАВА 13. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД) КАК ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………..…………………………278
§1. Основные идеи и принципы
культурно-исторического (цивилизационного)
подхода как методологии социально-гуманитарного познания……………278
§2. Культурно-исторический (цивилизационный)
подход в истории методологической мысли…………………………………280
§3. Культурно-исторический подход в юриспруденции…………………….292
Резюме…………………………………………………………………………..300
Вопросы для самопроверки……………………………………………………302
ГЛАВА 14. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
КАК ПАРАДИГМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………….302
§1. Основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания………………………….302
§2. Эволюционизм, неоэволюционизм в истории
методологической мысли……….……………………………………………306
§3. Эволюционизм в юриспруденции………………………………………...313
Резюме…………………………………………………………………………..317
Вопросы для самопроверки……..……………………………………………..317
ГЛАВА 15. СИНЕРГЕТИКА КАК ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………….318
§1. Основные идеи и принципы синергетики как методологии
социально-гуманитарного познания…………………………………………318
§2. Синергетика в истории методологической мысли………………………324
§3. Юридическая синергетика…………………………………………………328
Резюме…………………………………………………………………………...333
Вопросы для самопроверки…………………………………………………….334
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..334
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ…………………………………………………335
Тесты для самоконтроля………………………………………………………336
Ключи к тестам для самоконтроля……………………………………………342
Вопросы к зачету……………………………………………………………….342
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………...344
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...348
ВВЕДЕНИЕ
«История и методология юридической науки» – новая для системы отечественного юридического образования дисциплина. Ее появление обусловлено рядом причин.
Одной из главных причин можно считать радикальное, сопоставимое с научной революцией, изменение парадигмальных оснований отечественной науки. Суть этого изменения можно определить как переход от монистической модели науки, в рамках которой исторический и диалектический материализм квалифицировался как единственная подлинно научная теория и методология, а история науки представала как история становления марксистско-ленинской научной парадигмы; к плюралистической модели, базирующейся на идее теоретического и методологического многообразия и представлении о том, что путь к созданию подлинной теории и методологии науки лежит через изучение истории науки.
Другая не менее важная причина возникновения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» связана с введением многоуровневой подготовки студентов – системы бакалавриата и магистратуры. Спецификой магистерской подготовки является ее нацеленность на научно-исследовательскую работу студентов. В отличие от бакалавриата и специалитета, которые ставили своей задачей, по-преимуществу, освоение студентами определенной системы юридических знаний, магистратура выдвигает цель овладения навыками формирования новых знаний, т.е. навыками научно-исследовательской работы. Не случайно выпускной работой в магистратуре становится не дипломная работа, а диссертация – (лат. dissertation рассуждение, исследование) – научное сочинение, публично защищаемое автором для получения ученой степени.
Наконец, третьей причиной введения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» в структуру отечественного юридического образования является настоятельная потребностью стимулировать развитие отечественной науки. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что развитие отечественной науки есть важнейшее условие выживания России в глобальном мире. Таким образом, «История и методология юридической науки» рассматривается как дисциплина, призванная стать катализатором роста научного знания.
Появление дисциплины «История и методология юридической науки» влечет целый ряд проблем, выделим важнейшие.
Во-первых, проблема конструирования историографии юридической науки. Очевидно, что история юриспруденции не сводима к истории политических и правовых учений, поскольку помимо научной юридической мысли история политико-правовых учений включает философскую, богословскую и даже мифологическую мысль. Соответственно, существует необходимость отделения собственно научной мысли от религиозной, философской, мифологической, а также выявление ее генезиса, этапов развития, парадигм.
Во-вторых, это проблема систематизации методологии юридической науки. Здесь также есть свои трудности, связанные с отсутствием в отечественной науке о праве традиции такого рода систематизации. В рамках «Истории политико-правовых учений» различные методологические подходы и школы представлялись согласно хронологии их возникновения и национальной принадлежности. Такого рода способ изложения, несомненно, допустим, однако, как представляется, он недостаточно репрезентативен относительно такой области знания, какой является методология юридической науки.
Несомненно, решение названных проблем требует значительных усилий и времени. Однако, как представляется, существует наиболее краткое расстояние между проблемой и ее решением. Как видится, эффективной стратегией преодоления названных проблем может быть обращение к такой достаточно развитой области знания как философия науки. Философия науки рассматривает модели историографии науки в целом, ее основные парадигмы, генезис, методологию. Философия науки - это старшая сестра истории и методологии науки юридической науки, не случайно история и методология науки изучается в магистратуре, а философия науки – в аспирантуре. Именно философия призвана дать познавательные ориентиры для истории и методологии конкретных наук.
Итак, в качестве предмета дисциплины «История и методология юридической науки» выступают сложившиеся исторические типы юридической науки, теория метода.
Главная цель дисциплины «История и методология юридической науки» – мировоззренчески-методологическая подготовка начинающего ученого, воспитание творчески, инновационно мыслящей личности.
Задачи дисциплины «История и методология юридической науки»:
- формирование представлений о научном рационализме, его элементах, исторических типах, путях развития;
- освоение накопленного теоретико-методологического потенциала юридической науки;
- воспитание навыков научной дисциплинированности, методологической конструктивности, критического мышления, творческого отношения к исследовательской работе.
Соответственно основными функциями «Истории и методологии науки» являются: мировоззренческая функция, связанная с реконструкцией мировоззренческих оснований научного творчества; методологическая функция, призванная дисциплинировать и упорядочить научно-исследовательский процесс; прогностическая функция, раздвигающая рамки сложившихся представлений и развивающая гипотетические способности ума; эвристическая функция, способствующая инновационному поиску. При этом разные функции не просто взаимосвязаны, но спаяны в неразрывном единстве. Действительно, научить научному творчеству - нелепая затея. Не существует универсальной логики открытия, как и не существует формулы научного успеха. Творческий процесс всегда в определенной мере иррационален. Поэтому суперцель истории и методологии науки отнюдь не сводится к привитию готовых навыков, ею может быть только воспитание творческой личности.
ЧАСТЬ I.
ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Юридическая наука прошла длительный путь становления и развития. Первые ростки юридической научной мысли появляются в эпоху Древности, они наполняются жизненной силой в эпоху Средневековья и Возрождения и, наконец, обретают зрелость в эпоху Нового и Новейшего времени. Приступая к изучению истории юридической науки необходимо отметить три чрезвычайно значимых для ее понимания момента.
Первый - юридическая наука является частью науки в целом, поэтому осмысление сущности юридической науки неотделимо от осмысления сущности науки как таковой.
Второй - историю юридической науки нельзя рассматривать изолированно относительно истории науки как таковой. Научной мысли различных исторических эпох свойственно определенное единство в понимании фундаментальных основ бытия. Именно поэтому понимание логики развития юридической науки раскрывается посредством ее соотнесения с логикой развития науки как таковой.
Наконец, третий - история юридической науки тесными узами связана с историей культуры в целом. Историю юриспруденции можно рассматривать как текст, интерпретация которого вне его контекста – социокультурного окружения – не достижима.
Названные моменты определяют структуру первой части предлагаемого вниманию читателя учебного пособия, которая содержит теоретический анализ науки как специфического способа познания и исторический анализ генезиса и развития научного знания.
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ НАУКИ
Наука явление многогранное, поэтому одномерные модели ее изучения нерепрезентативны. Многоликий, открывающийся только стереоскопическому видению, облик науки складывается из таких аспектов как: гносеологический (познавательный), онтологический (бытийный), социальный. Соответственно, науку можно рассматривать как форму познания, сферу культуры, социальный институт.