Типы аккордовых соединений

Типы аккордовых соединений - student2.ru

Не устраняя целиком саму проблему прерванных оборотов, целе­сообразно классифицировать и дифференцировать все типы оборотов (от D, D7) в качестве гармонических средств, использовавшихся ком­позиторами в практике тональной музыки. Основой классификации послужат интервальные отношения между основными тонами ак­кордов:

1) кварто-квинтовые (автентические, плагальные);

2) терцовые (б. 3↓, м. 3↓, б. 3↑, м. 3↑; соответственно — медиантовые и субмедиантовые);

3) секундовые (б. 2↑, б. 2↓; вводные — м. 2↑, м. 2↓);

4) тритоновые.

Некоторые образцы (в мажоре) см. в примере 180.

Из приведенных четырех классов 2-й, 3-й и 4-й могут использо­ваться как прерванные обороты. По образцу показанных оборотов применяются гармонические соединения с другими функциональ­ными отношениями (по отношению к другим аккордам). Сами по себе обороты классов 2-4 не могут считаться прерванными. Природа «прерванности» — не чисто гармоническая, а прежде всего метрико-структурная. Если гармонический оборот направляется к сильной доле тяжелого такта и по контексту (структурному и стилистическо­му) становится очевидным, какой аккорд должен появиться, тогда уклонение от него эффективно и производит впечатление прерванно­го оборота. Если же эти условия контекстуальной экстраполяции не соблюдаются, то ощущения прерванности не возникает. Не является прерванным, например, оборот T-D-S-T в начале увертюры к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона-Бартольди.

Где безусловно можно говорить о прерванном обороте? Там, где контекстуальная экстраполяция сильнее всего, — в каденции (по­этому теория всегда и говорила о прерванном кадансе, а не прерван­ном обороте). В прочих случаях наличие «прерванности» в гармони­ческих оборотах часто сомнительно и не должно рассматриваться как проблема.

КВИНТОВЫЕ РЯДЫ ДИАТОНИКИ. К ПРОБЛЕМЕ УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ

Как было показано в § 8 этой главы, установление уже одной квинты над доминантой может привести к такому переосмыслению функциональных отношений внутри ядра тональности, которое по­добно временному переходу в другую тональность. Но из квинто-терцовой сущности тональной диатоники выходит возможность квин­тового расположения всех аккордов, то есть их основных тонов (по­казано на примере трезвучия), см. пример 181 на с. 312.

Под воздействием самого коренного, автентического отношения по модели D-T, квинтовые ряды обычно идут по квинтам вниз, мультиплицируя на всех ступенях функциональное движение основ­ного двучлена. Квинтовые ряды соответствуют остаточному слою модальности, включенному в классическую тональность и вырази­тельно представленному квинтовым рядом ее ключевых знаков.

Как видно из схем, внутри самой первичной тональной диатони­ки опять обнаруживается неустранимое из системы комматическое равенство, на сей раз не связанное с модуляцией на один ключевой знак, а обусловленное другими причинами. Из разделения квинто­вых рядов диатоники на две половины (нижнюю и верхнюю, мажор­ную и минорную) следует, что комматическое напряжение связано

A

Типы аккордовых соединений - student2.ru

Б

Типы аккордовых соединений - student2.ru

со взаимодействием параллельных ладов, отношения между кото­рыми переносятся на внутритональные значения аккордов квинто­вой диатоники. Но ясно, что и отношения параллельных ладов не первичны. Они сами проистекают от квинто-терцовой сущности чис­того строя (двухкомпонентность и рядов основных тонов гармони­ческой системы и тонов акустической системы). А самым первич­ным носителем этой двухкомпонентности выступает центральный элемент основанной на интонационных отношениях системы — кон­сонирующее трезвучие. Таким образом, свойства системы представ­ляют собой рост и распространение коренных свойств центрального ее элемента.

Включенные в пределы основной тональности, диатонические квинтовые ряды могут рассматриваться и как средство расширения тональных связей посредством распространения функциональных отношений (D-T, S-T) на другие основные тоны того же самого лада. Это всегда несет в себе оттенок отклонений, пусть и в рамках строгой диатоники (о настоящем отклонении можно говорить тогда, когда такие ячейки примут вид последований в мажоре или в гармониче­ском миноре; см. § 15 этой главы). Реализация диатонических от­клонений наиболее наглядно проявляется в форме диатонических секвенций (см. следующий параграф).

С точки зрения квинтовой системы диатонических основных то­нов, уменьшенное трезвучие занимает особое положение. Лишенное

консонантного ядра, оно, в сущности, не имеет того статуса самостоя­тельного аккорда, который приравнивал бы его к «совершенным аккордам» — консонирующим трезвучиям. Не случайно уменьшен­ное трезвучие чаще всего выступает в форме секстаккорда, то есть либо как минорный аккорд с секстой (вместо квинты), либо как ставший самостоятельным D7 без примы (чаще всего проходящий или вспомогательный).

В составе квинтовой цепи, однако, уменьшенное трезвучие мо­жет исполнять и роль аккорда на основном тоне своего нижнего звука. Необходимое условие для этого — разрешение в аккорд, ос­новной тон которого лежит квинтой ниже (VII-III), дополнительные условия — аналогия с другими такими же оборотами, где, однако, основной тон не вызывает сомнений (также нижнеквинтовый ход баса), пример 182.

Типы аккордовых соединений - student2.ru

При этом закономерно и правильно удвоение вводного тона (см. пример 182Г), ибо он здесь — прима местной доминанты. То же возможно и вне секвенции, просто как отрезок квинтового ряда диатоники (пример 183).

А. Бородин)

Типы аккордовых соединений - student2.ru

Использование функциональных спутников превращает квинто­вые ряды в терцовые (пример 184).

А

Типы аккордовых соединений - student2.ru

Б

Типы аккордовых соединений - student2.ru

Наши рекомендации