Типы аккордовых соединений
Не устраняя целиком саму проблему прерванных оборотов, целесообразно классифицировать и дифференцировать все типы оборотов (от D, D7) в качестве гармонических средств, использовавшихся композиторами в практике тональной музыки. Основой классификации послужат интервальные отношения между основными тонами аккордов:
1) кварто-квинтовые (автентические, плагальные);
2) терцовые (б. 3↓, м. 3↓, б. 3↑, м. 3↑; соответственно — медиантовые и субмедиантовые);
3) секундовые (б. 2↑, б. 2↓; вводные — м. 2↑, м. 2↓);
4) тритоновые.
Некоторые образцы (в мажоре) см. в примере 180.
Из приведенных четырех классов 2-й, 3-й и 4-й могут использоваться как прерванные обороты. По образцу показанных оборотов применяются гармонические соединения с другими функциональными отношениями (по отношению к другим аккордам). Сами по себе обороты классов 2-4 не могут считаться прерванными. Природа «прерванности» — не чисто гармоническая, а прежде всего метрико-структурная. Если гармонический оборот направляется к сильной доле тяжелого такта и по контексту (структурному и стилистическому) становится очевидным, какой аккорд должен появиться, тогда уклонение от него эффективно и производит впечатление прерванного оборота. Если же эти условия контекстуальной экстраполяции не соблюдаются, то ощущения прерванности не возникает. Не является прерванным, например, оборот T-D-S-T в начале увертюры к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона-Бартольди.
Где безусловно можно говорить о прерванном обороте? Там, где контекстуальная экстраполяция сильнее всего, — в каденции (поэтому теория всегда и говорила о прерванном кадансе, а не прерванном обороте). В прочих случаях наличие «прерванности» в гармонических оборотах часто сомнительно и не должно рассматриваться как проблема.
КВИНТОВЫЕ РЯДЫ ДИАТОНИКИ. К ПРОБЛЕМЕ УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ
Как было показано в § 8 этой главы, установление уже одной квинты над доминантой может привести к такому переосмыслению функциональных отношений внутри ядра тональности, которое подобно временному переходу в другую тональность. Но из квинто-терцовой сущности тональной диатоники выходит возможность квинтового расположения всех аккордов, то есть их основных тонов (показано на примере трезвучия), см. пример 181 на с. 312.
Под воздействием самого коренного, автентического отношения по модели D-T, квинтовые ряды обычно идут по квинтам вниз, мультиплицируя на всех ступенях функциональное движение основного двучлена. Квинтовые ряды соответствуют остаточному слою модальности, включенному в классическую тональность и выразительно представленному квинтовым рядом ее ключевых знаков.
Как видно из схем, внутри самой первичной тональной диатоники опять обнаруживается неустранимое из системы комматическое равенство, на сей раз не связанное с модуляцией на один ключевой знак, а обусловленное другими причинами. Из разделения квинтовых рядов диатоники на две половины (нижнюю и верхнюю, мажорную и минорную) следует, что комматическое напряжение связано
A
Б
со взаимодействием параллельных ладов, отношения между которыми переносятся на внутритональные значения аккордов квинтовой диатоники. Но ясно, что и отношения параллельных ладов не первичны. Они сами проистекают от квинто-терцовой сущности чистого строя (двухкомпонентность и рядов основных тонов гармонической системы и тонов акустической системы). А самым первичным носителем этой двухкомпонентности выступает центральный элемент основанной на интонационных отношениях системы — консонирующее трезвучие. Таким образом, свойства системы представляют собой рост и распространение коренных свойств центрального ее элемента.
Включенные в пределы основной тональности, диатонические квинтовые ряды могут рассматриваться и как средство расширения тональных связей посредством распространения функциональных отношений (D-T, S-T) на другие основные тоны того же самого лада. Это всегда несет в себе оттенок отклонений, пусть и в рамках строгой диатоники (о настоящем отклонении можно говорить тогда, когда такие ячейки примут вид последований в мажоре или в гармоническом миноре; см. § 15 этой главы). Реализация диатонических отклонений наиболее наглядно проявляется в форме диатонических секвенций (см. следующий параграф).
С точки зрения квинтовой системы диатонических основных тонов, уменьшенное трезвучие занимает особое положение. Лишенное
консонантного ядра, оно, в сущности, не имеет того статуса самостоятельного аккорда, который приравнивал бы его к «совершенным аккордам» — консонирующим трезвучиям. Не случайно уменьшенное трезвучие чаще всего выступает в форме секстаккорда, то есть либо как минорный аккорд с секстой (вместо квинты), либо как ставший самостоятельным D7 без примы (чаще всего проходящий или вспомогательный).
В составе квинтовой цепи, однако, уменьшенное трезвучие может исполнять и роль аккорда на основном тоне своего нижнего звука. Необходимое условие для этого — разрешение в аккорд, основной тон которого лежит квинтой ниже (VII-III), дополнительные условия — аналогия с другими такими же оборотами, где, однако, основной тон не вызывает сомнений (также нижнеквинтовый ход баса), пример 182.
При этом закономерно и правильно удвоение вводного тона (см. пример 182Г), ибо он здесь — прима местной доминанты. То же возможно и вне секвенции, просто как отрезок квинтового ряда диатоники (пример 183).
А. Бородин)
Использование функциональных спутников превращает квинтовые ряды в терцовые (пример 184).
А
Б