Поэма а.с. пушкина «полтава»
Ответ: по 1 б. за прав. ответ
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
б | в | в | г |
Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (максимальный балл – 18):
2.1. Выберите из предложенного перечня реформы, осуществленные в правление Ивана Грозного:
а) ограничение местничества
б) отмена кормлений
в) учреждение патриаршества
г) отмена приказной системы
д) введение бессрочного сыска беглых крестьян
е) создание стрелецкого войска
2.2. Какие из перечисленных явлений характерны для эпохи дворцовых переворотов?
а) явление фаворитизма
б) прямая система престолонаследия (от отца к сыну)
в) решающая роль стрелецкого войска
г) частая смена правителей
д) усиление роли церкви
е) возможность наследовать престол представительницам женского пола
2.3. Укажите битвы, произошедшие в ходе русско-турецких войн.
а) сражение при Гросс-Егерсдорфе
б) Чесменский бой
в) взятие Измаила
г) Полтавская битва
д) сражение под Фокшанами
е) сражение у деревни Лесная
2.1. | 2.2. | 2.3. |
Ответ: по 2 балла за каждый правильный ответ
2.1. | 2.2. | 2.3. |
а, б, е | а, г, е | б, в, д |
Задание 3. По какому принципу образованы ряды (до 2 баллов за каждый ряд, всего за ответ 8 баллов).
1. наместник, губной староста, воевода, губернатор
2. 1474, 1654, 1721, 1783 гг. НЕ СЛОЖНО?? Собирание земель вокруг москвы 1471 новгород тверь и т.д. или договоры с турцией
3. В. Атласов, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Дежнев
Ответ:
1. Это должности людей, управляющих на местах в разные исторические периоды.
2. Присоединение крупных территорий к Российскому государству (Казанское ханство, Украина, территории Прибалтики, Крым)
3. Землепроходцы Восточной Сибири.
Задание 4. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы, найдите современников (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 12). Убрать 1 б. изменить эталон
1) | а) | Константин 7-й Багрянородный | |
2) | княгиня Ольга | б) | |
3) | Иван Грозный | в) | Наполеон Бонапарт |
4) | Александр Меньшиков | г) | Уильям Шекспир |
5) | Иван III | д) | Карл XII |
6) | Иван Калита | е) | Князь Гедимин |
ж) | Аристотель Фиорованти |
Ответ:
б | а | г | д | ж | е |
Задание 5. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (максимальный балл – 3).
а) возведение Успенского собора Московского кремля
б) строительство Софийского собора в Киеве
в) возведение церкви Вознесения в селе Коломенском
г) строительство Золотых ворот во Владимире
д) строительство Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге
Ответ:
б | г | а | в | д |
а) возведение Успенского собора Московского кремля 1475
б) строительство Софийского собора в Киеве 1017
в) возведение церкви Вознесения в селе Коломенском 1528
г) строительство Золотых ворот во Владимире 1164
д) строительство Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге 1703
Задание 6. Соотнесите высказывания с обстоятельствами, при которых они были произнесены. (2 балла за каждое верное соотношение, максимальный балл – 10).
1)заменить 2) «На том стою и не могу иначе» 3) «Если бы я не был царем, то желал бы быть адмиралом великобританским» 4) «Нельзя воевать с идеями при помощи пушек» 5) «Я покажу, кто император: я или Меншиков!» | а) Речь Мартина Лютера, произнесенная в 1521 г. перед рейхстагом б) Петр II члену Верховного тайного совета А.И. Остерману в) Иван IV в послании князю Андрею Курбскому г) Слова, произнесенные Петром I во время пребывания за границей в составе Великого посольства д) заменить е) Высказывание Екатерины II по поводу Французской революции |
Ответ:
д | а | г | е | б |
Задание 7. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).
«Московский (1) созвал (2) относительно нововведений и разных погрешностей в делах веры. Звали его (3). Он обратил внимание на то, что произошли существенные изменения в церковных обрядах и призвал к их упорядочению по (4) образцу. Некоторые из архиереев ответили повиновением, а некоторые из них внутренне возроптали. Возглавил сопротивление реформе протопоп (5). Литературный памятник, который он оставил после себя, выдержан в жанре (6). Это реформа привела к церковному (7) в обществе. Те, кто остался верен старым обрядам, получили в истории имя (8). Русский царь (9) отправил в ссылку обоих вдохновителей реформы».
№ | Вставка | № | Вставка |
Ответ:
№ | Вставка | № | Вставка |
патриарх | Аввакум | ||
Собор | житие | ||
Никон | расколу | ||
византийскому | Старообрядцев, староверов, раскольников | ||
Алексей Михайлович |
Задание 8. С помощью карты назовите этапы Полтавской битвы и определите, о каких этапах идет речь в историческом описании сражения и в поэме А.С. Пушкина «Полтава». Заполните таблицу. (12 Баллов).
Ответ:
№ на карте | Этап сражения 4 б. | Историческое описание 4б | Поэма А.С. Пушкина «Полтава» 4б |
I | Начало боя, атака шведами русских редутов | ||
II | Затишье, построение войск перед главным сражением | ||
III | Главное сражение | ||
IV | Разгром шведов и их бегство |
Историческое описание
1. Король Карл попытался одним ударом прорвать центр русских войск. И шведам удалось бешеной атакой прорвать первую линию, состоявшую из солдат Новгородского полка. Петр I лично повел батальон второй линии в контратаку. На месте прорыва завязался упорный рукопашный бой, который вскоре стал всеобщим.
2. Основные силы обеих армий построились в боевые порядки. Петр приказал вывести из лагеря 42 пехотных батальона, расположив их в центре построения. Между боевыми порядками пехоты и перед фронтом разместилась артиллерия, на флангах – драгуны. Армия была построена в две линии. В боевой порядок построилась и шведская армия.
3. Шведы не смогли подойти незамеченными к русскому лагерю. Русские войска встретили подошедших в три часа ночи шведов интенсивным огнем. Но шведская кавалерия потеснила русских драгун, а пехота прорвалась за линию редутов. Однако, оказавшись без поддержки артиллерии, шведы понесли огромные потери; русские пушки расстреливали их в упор и с флангов. Когда Петр велел отвести конницу с поля боя, шведы приняли это за отступление, бросились ее преследовать и попали под огонь русских орудий. Шведы понесли существенные потери и были вынуждены отойти за пределы досягаемости ружейного и пушечного огня.
4. Яростная схватка принесла успех русским, и они усилили натиск по всему фронту. Огромное опустошение рядов атакующих шведов производила артиллерия. Бросившись в атаку, русская конница прогнала шведскую кавалерию с поля боя. Примерно за два часа ожесточенного боя по всей линии шведская армия была разбита. Карл XII, сколько ни призывал бегущих остановиться, не смог предотвратить паники.
Поэма А.С. Пушкина «Полтава»
1. И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. | 3. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там; Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. |
2. Но близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы. О славный час! о славный вид! Еще напор — и враг бежит. И следом конница пустилась, Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась, Как роем черной саранчи. | 4. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Ровняясь строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев Прервали свой голодный рев. И се — равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра. |
Ответ:
№ на карте | Этап сражения | Историческое описание | Поэма А.С. Пушкина «Полтава» |
I | Начало боя, атака шведами русских редутов | ||
II | Затишье, построение войск перед главным сражением | ||
III | Главное сражение | ||
IV | Разгром шведов и их бегство |