Главные факторы формообразования
Для классических музыкальных форм исключительно важно значение тематизма — наличия одной или двух, трех тем, то или иное соотношение между ними, тот или иной принцип их взаимодействия. Обобщающей категорией, генерирующей музыкальную фор-
му, является музыкальная мысль.* Как музыкально-эстетическое понятие, «музыкальная мысль» не тождественна «музыкальной теме» (тем более — тематическому материалу). Мысль выражается в единстве ритмо-тематического материала, гармонии (прежде всего тональности), определенного характера движения (и, соответственно, рисунка фактуры), особенностей структуры. Поэтому может быть, например, контраст двух тем-мыслей при том же тематическом материале (см.: Гайдн, 103-я симфония, I часть; новая тема — в заключительной партии, а не в побочной).
Тематическая структура классических музыкальных форм есть также определяющий признак, согласно которому они разделяются на группы, существенно различающиеся между собой по типу формообразующего значения гармонии. Это прежде всего разделение форм на однотемные малые и многотемные крупные. К малым (также именуемым «песенными») формам относятся простая двухчастная и простая трехчастная; в ту же группу входит и период (также большое предложение), если он служит формой полного изложения темы (как, например, в I части арии Снегурочки из пролога «Снегурочки» Римского-Корсакова или в I части пьесы «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» Мусоргского). С точки зрения формообразующей роли гармонии, малыми формами являются также такие, которые по принципу своей структуры представляют собой повторение простой формы, — вокальная куплетная форма (АА1А2...) и инструментальная тема с вариациями (ΑΑ1Α2...).** К крупным относятся трехчастная с переходами (иначе называемая «форма адажио»), рондо (включая и рондо-сонату; было бы логично относить сюда и встречающуюся в финалах циклов так называемую «сонатную форму с эпизодом вместо разработки»), сонатная форма. Как многотемная (двухтемная) к ним же относится и сложная трехчастная форма с трио, однако трактовка этой формы может быть двойственной: форму составную с трио возможно трактовать не только как одну двухтемную, но также и как две однотемных, чередующихся друг с другом.
Главным фактором формообразования в классических малых (песенных) формах является метр. Его законы для музыки нового времени столь же универсальны, как и значение метра, стоп, стихов для поэзии. Именно доминирование метра как формующего начала и объединяет песню-стихи и песню-музыку, музыкальную форму.
* Центральная категория музыкальной эстетики эпохи венских классиков — категория чувства («Музыкальный гений имеет своей основой сердце», — писал Д. Шубарт в 1784 г.; опубл. в 1806 г.). Заслугой музыки считалось «правильное выражение чувств и страстей» (Й. Г. Зульцер, 1792-1794), а ее целью — нравственное совершенствование человека. Музыкальная мысль и есть выражение чувства в искусстве звуков (подробнее см. в упоминавшейся выше работе Л. В. Кириллиной. Т. 2. С. 7-17).
** Понятно, что замена песенной мелодии орнаментом пассажей и фигурации (например, в вариациях Моцарта на тему песенки «Ah, vous dirai-je, maman», C-dur) касается фактуры и совершенно ничего не меняет в типе формы. Поэтому наличие в пьесе орнаментально-вариационной, этюдной, инструментально-виртуозной фактуры не может быть аргументом против термина «песенная форма».
Песня изначально — синкретическое единство стиха и пения. Поэтому и естественно наименование малых форм как песенных (их можно было бы называть также и «стиховыми»). Метр скрепляет начальные мотивы и группы. Регулярные заключения разной степени силы (и каденции) в песенной форме выполняют «слаживающую» роль, сходную с системой рифм в стихах. Метрическая экстраполяция (ожидание определенного продолжения на основе данного начала) помогает установить остро воспринимаемую связь между частями построения и позволяет повторениям мотивов в другой, функционально контрастной гармонии, быть действенным средством гармонического развития. Как правило, такая «песня» однотональна, имеет единый тональный центр.
Главные факторы образования крупных форм — прежде всего тематизм и модуляция. Влияние метра как формообразующего начала сказывается здесь лишь в образовании самих тем. Крупное же целое складывается из изложения контрастных тем и переходов от одной темы к другой. Смена тональностей — скачком или постепенным переходом (то есть модуляция) — обеспечивает музыкальной мысли возможность развиваться и позволяет вообще построить крупное музыкальное целое.
Что же именно выявляет гармония в музыкальной форме? Основной момент, с которым связано участие гармонии в формообразовании, — это выявление функций частей музыкальной формы (структурных функций) посредством создания соответствующих разнофункциональных гармонических структур, то есть гармонических построений, воплощающих различие в смысловых (логических) значениях всех мелких и крупных частей музыкальной композиции.
ГАРМОНИЯ И МЕТР
В малых формах (простой двух- и трехчастной) основных функций частей (которые призвана выявлять гармония) — три: экспозиционная, или функция изложения (начальное предложение или начальный период), срединная (развивающая часть темы) и функция утверждения (завершающая часть темы; часто — тематическая реприза).
Роль гармонии в образовании начального периода особенно последовательно связана с метром, то есть с распределением в форме тяжелых и легких тактов. Согласно классической (римановской) теории метрического периода, метрические функции тактов распределяются в квадратном периоде (а он есть основной тип классического периода) следующим образом:*
Функции тактов
Обозначения: легкое время; - тяжелое время; — вдвойне тяжелое время; ≡втройне тяжелое время.
Тяжелое время, тяжесть — не усиление звучности или опора, нажим, а заключающая способность (фактор музыкально-логический).
Тяжелые такты: 8 — функция полного заключения, ответа на полузаключение 4-го такта; 4 — функция полузаключения; 2 — функция простой остановки; 6 — функция остановки и в то же время устремления к 8-му такту; как бы «ожидание».
Легкие такты: 7 — функция сильнейшего устремления к такту полного заключения (= 8); 3 — функция сильного устремления к такту полузаключения (= 4); 1 — начало; функция (едва заметного) устремления к такту простой остановки (= 2); 5 — функция ответа на 1-й такт и устремления к такту остановки (= 6).
Все функции легких тактов отражают функции тяжелых, которые после них следуют (поэтому при фиксации анализа легкие такты можно не отмечать).
Во многих случаях слуховому усвоению метрических функций может помочь использование (предложенных еще в XVIII в.) знаков препинания:
Эти четыре знака соответствуют основным метрическим функциям:
♦ после 2-го такта — остановка (,)
♦ после 4-го такта — полузаключение (;)
♦ после 6-го такта — ожидание (:)
♦ после 8-го такта — полный каданс (.)