B. Эллинистический период (332-142 гг. до Р.Х.)
Исторический фон Нового Завета
I. Актуальность темы - Влияние на толкование Нового Завета
· Историко-грамматический метод.
Деяния 26:3: «...ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев».
Грамматико-исторический метод подразумевает изучение исторического фона. А так как книги Нового Завета были написаны в первом веке, но важность и необходимость изучения этого периода сложно переоценить. При этом очень важную роль играет межзаветный период – ближайший контекст для НЗ. Внимательное изучение этого период помогает преодолеть важные барьеры при толковании: язык, культура, история, география.
Евангелия + Деяния (до 12 гл.) – это Палестина периода второго храма с ее уникальной историей и культурой. Кроме того, Рим участвовал в распятии Христа, а Павел путешествовал по Римской империи и был римским гражданином.
· Существуют богословские разногласия, основанные на понимании исторического фона Нового Завета.
· Либеральные взгляды на происхождение новозаветных книг.
Литературная зависимость и влияние гностицизма, мистицизма и пр.
Ø Могли ли неграмотные рыбаки столь профессионально составить описание жизни Иисуса Христа?
Ø Евангелия были написаны на греческом языке. А действительно ли Иисус произносил свои проповеди на греческом, в то время, как почти все иудеи разговаривали на арамейском?
Ø Каким образом ученики могли запомнить и записать столько изречений Иисуса по памяти?
· Новый взгляд на апостола Павла (New Perspective on Paul [NPP]) и третий поиск исторического Иисуса.
Суть: Павел не критиковал Иудаизм, а Иисус пришел не для того чтобы отменить его.
· Важные духовные уроки из жизни евреев межзаветного периода.
II. Исторический фон: Период второго храма в Палестине (ок. 538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.)
1. Терминология
· Период молчания
Богословское обозначение?
Например, Р. Гандри так характеризует межзаветный период иудейской истории: «Четыре века от конца ветхозаветной истории до начала новозаветной и составляют период между Заветами (иногда именуемый «четыреста безмолвных лет» в связи с перерывом в библейской хронике и молчанием пророков)» (Гандри, Обзор НЗ, 13).
Вопрос: полное отсутствие откровения?
ü Многочисленные описания видений в апокрифической литературе
ü Упоминание о пророчествах в НЗ: см. Симеон и Анна
Луки 2:25-26: «(25) Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. (26) Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
Луки 2:36-38: «(36) Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, (37) вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. (38) И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Ответ: отсутствие авторитетного откровения судьи-вождя-пророка, который освободил бы Израиль
Этот период характеризуется:
ü Ожиданием евреев Великого Пророка
ü Отсутствием канонической библейской литературы и расцвет псевдоэпиграфии: обращение к авторитетным лицам прошлого.
ü Отсутствие независимости, т.е. Божьего избавления.
· Период второго храма (ср. иудаизм второго храма)
2. Общие характеристики периода второго храма
a) Период подъема и падения великих империй
ü Четыре царства из Даниила 2 главы
ü Противоборство двух царств
Даниила 8:20-25 «(20) Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. (21) А козел косматый – царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; (22) он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это – четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. (23) Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; (24) и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, (25) и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою».
b) Период политической зависимости евреев
c) Период перехода еврейской территории из рук в руки
Стык трех континентов, поле битвы между Месопотамией/Сирией и Египтом.
d) Период формирования различий в рамках иудаизма
Основные периоды
После разрушения Иерусалима и пленения Иудеи войсками Навуходоносора в 586 г. ...
A. Персидский период (ок. 538-332 гг. до Р.Х.)
ü Приход к власти Кира
ü Волны переселения/возвращения иудеев
§ Шешбацар/Зоровавель
§ Ездра
§ Неемия
ü Вызовы этого периода
§ Восстановление храма (второй храм: См. книги пророков Захарии и Аггея).
§ Противостояние самарян
§ Зависимость от Персии
b. Эллинистический период (332-142 гг. до Р.Х.)
Александр Великий (332-323 гг. до Р.Х.)
Терпимость Александра и эллинизация древнего мира.
После смерти Александра огромная империя разделилась на четыре царства: царство Касандра, царство Лисимаха, царство Селевка и царство Птолемея. К межзаветной истории имеют отношение только последние два царства.
ü Птолемеи в Египте (320-198 гг. до Р.Х.)
§ Терпимость Птолемеев
§ Религиозный компромисс иудеев
«Будучи зажата между Египтом и Сирией, Палестина стала жертвой соперничества между Птолемеями и Селевкидами; и те и другие стремлиилсь собирать дань с ее обитателей и сделать ее буферной зоной на случай нападения противника» (Гандри, Обзор НЗ, 14).
ü Селевкиды в Сирии (198-142 гг. до Р.Х.)
§ Завоевание Палестины Антиохом III (198 г.)