А. Скрябин. Прелюдия ор. 48 № 1
Родство функций S и DD и соответственно функциональных основных тонов терцового отношения 4 и 2 (см., например, комматическое приравнивание еще в «двойном применении» Рамо) при взаимодействии с тритоновыми заменами ведет к образованию сходно-функциональной, а далее и о дисфункциональной малотерцовой цепи Eis-Gis-H-D (в будущем — уменьшенного или малотерцового лада, в сочинениях позднего периода творчества; ср. приведенный пример с началом этюда ор. 56 № 4).
По мере того как на месте тоники постепенно утверждается под разными предлогами мягко диссонирующая гармония с тритоном, тритоновая замена начинает сближать данную тонику с ее тритоновой транспозицией, что объективно ведет к будущему скрябинскому дважды-ладу, уменьшенному ладу. Поводами для укрепления «доминантовой» структуры тоники могут быть значения:
(поэма ор. 32 № 2 D-dur; «Сатаническая поэма» ор. 36, начало, см. пример 292, такт 1, а также 33);
(прелюдия ор. 31 № 4, начало; «Нюансы» ор. 56 № 3; «Желание» ор. 57, № 1, такты 1, 2).
Но в результате развития структуры тонического аккорда его роль оказался в состоянии выполнять обычно и «доминантовый» тритоно-диссонантный аккорд — функциональный дубль (пример 255).
В примере 255А «доминантообразный» аккорд тоники уже полностью лишен функции ; его следует сравнить с последним аккордом 5-й сонаты (в Dis-dur): тритоновый дубль тоники на тоническом басу завершает огромное произведение; дубль-тоникой в Dis оно и начинается.
A) А. Скрябин. 5-я соната
Б) А. Скрябин. Поэма ор. 52 № 1 (редукция)
Отметим, что дубль-тоника A/Dis в связующей партии этой сонаты играет, как уже говорилось, роль дубль-субдоминанты согласно классической формуле модуляции «Т = S» — здесь: дубль-Т = дубль-S), с той, однако, разницей, что в этом произведении две тоники — Dis и Fis, и модуляция идет непосредственно от Fis, а не от Dis. Побочная же тоника — Ais-dur = B-dur — доминантна и к Dis, и к Fis.
В примере 255Б в 1-й фразе (такты 1-3) подразумеваемая функция в тоническом аккорде не осуществляется, поэтому она, в сущности, отмирает и начинается преобладание в аккорде функции его основного тона — тоники (в произведении позднего периода — поэме ор. 59 № 1 — весьма сходное последование гармоний возглавляется уже безоговорочной тоникой: Т7, см. такты 1, 3).
В поэме ор. 44 № l C-dur начальный аккорд Т7>не выполняет роли и обнаруживает близость к дубль-Т6< (с основным тоном Ges).
Проникнув во все функции, тритоновое дублирование сближает и тритоновые тональности-антиподы. Например (ср. с примером 254):
Таблuцa 16
C-dur | S7> — дубль-S7 | дубль-DD6< — DD7 | D7 — дубль-D6< |
осн. тоны | F — h | As — d | g — des |
Fis-dur | дубль- S7—S7> | DD7 — дубль-DD6< | дубль-D6< — D7 |
Это приводит к функциональному отождествлению тоник-антиподов, к одновременному пребыванию сразу в двух тональностях, то есть к дважды-ладу (С = Fis!). Например, в скерцо ор. 46 C-dur, такты 1-2:
C-dur: | дубль-DD6< | — | дубль-D6< | — | дубль- | T6< — | T7< |
осн. тоны: | as | — | des | — | ges | — | c |
Ges-dur: | DD7 | — | D7 | — | T7> — | дубль-Т6< |
Такая тональная двойственность начинается уже с того соединения, когда два функциональных дубля идут один за другим, пример 256.