Философия истории Августина Блаженного
Каноническое изложение «христианской идеи» истории.
Космология: Мир Божий и мир человека
Безличный космос и атрибуты Бога. Мир един. Бог живой, не абстрактный, занят делами мира.
Христианская картина мира базируется не на очевидности (зрелищности), а на вере как исходной посылке ориентации человека в мире. Мир видимый и невидимый. Логос как созидающее Слово Божие. Зависимость творения от Творца. В античности демиург отстранен. Ветхий Завет и Платон. Небо и земля.
Два взгляда на мир земной. Как творение Божие, он славит Творца. Красота мира. Жизнь безрадостна, это победа смерти. Бренность мира сего. Поразительный контраст. Реалии земной жизни – следствие грехопадения.
Человек – часть природы. Но – разум и воля. Тело, душа, дух. Образ и подобие Божие. Подобие по творению, а не рождению Человек – чудо. Существо и родовое. И уникально-неповторимое. Наместник Бога на земле. Но и источник порчи мира. Грех – не телесное начало, а моральное, свободная воля. Зло в ее употреблении. Отпадение от Творца, непослушание. Главная добродетель – любовь к Богу, главный грех – гордыня. Без Бога человек – прах. Отказ от оптимистического взгляда. Не просто общественное животное (по Аристотелю).
Изначальное единство человечества в творении – новое. Повод к гордыне. История мира – это история, в которой чередуются грехопадение и спасение.
История Священная и история светская (сакральная – профанная)
Центральный пункт – спасение через Боговоплощение. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт священной истории. Догматы веры раскрываются в терминах датированной человеческой истории. Символ веры – история. Религия сугубо историческая. Идея объективной истории, то есть истории как процесса. Доискиваться смысл событий в терминах трансцендентальных.
Человеческая драма – это драма борьбы Бога и Диавола, веры и неверия. События не включены в ритм Вселенной, человек – не главный актер. Главное – отношения человека с Богом. Провиденциализм как идея истории. Проявление Промысла Всевышнего в отдельных событиях. Различать внешнее и обманчивое от истинного. Значение пророчеств.
Языческий миф лишает историческое событие временное определенности, деисторизирует его. В христианстве важно проявление вневременного во времени.
История – процесс универсальный, провиденциальный, линейный, внутренне расчлененный, эсхатологический (конечные судьбы мира и человека).
Августин анализирует всю драму человеческой жизни во времени с позиций Символа Веры. Священное Писание содержит наиболее точную историческую картину, предсказывает будущее. Показать неприглядность картины дохристианской (профанной) истории поручил своему ученику Орозию.
Рассмотрение истории с точки зрения вечности.
Как работает Провидение? Бог посылает Свою Благодать людям злым и добрым. Люди благочестивые отличаются от неблагочестивых тем, как они воспринимают несчастья.
Смысл возвышения и падения Рима.
История развертывается с Востока на Запад: Рим занял место Вавилона. Рим – второй Вавилон. Риму попущено объединить «круг земной» как предуготовление к Благой Вести, Евангелию. Верил в продолжение империи, но не отождествлял с ней судьбу города.
Учение о двух «градах»
Ни одно политическое объединение не представляет для него абсолютной важности. Важнее борьба между верой и неверием, олицетворением которых служат два «града» – община благочестивых и община нечестивых. Незримая грань, которая делит людей – не противоборство сил политических, не противостояние Церкви и государства. Смирение и послушание, упование на Бога. Неверие – такая степень поглощенноси земными делами, которая ведет к забвению Бога и обожествлению вещей преходящих и тленных. Естественное рождение и духовное возрождение. Истина и тщеславие. Земные богаства не делают людей счастливыми. Богатство – это Бог в душе. Два града – это мистические общности. Состоящие из людей, преследующих разные цели. Они не отождествимы ни с какими земными сообществами. Но есть у Августина и другой смысл: мирское государство и Церковь.
Отношение к государству определяется тем, какую роль оно играет в деле спасения. Государство (град) – результат грехопадения Каина. Братоубийство запятнало начало Рима. Цель гос-ва – справедливость, но там царит право сильного. Но государство необходимо для сохранения мира, без которого не может распространяться свет Евангелия. Церковь – земной знак «Града Божиего», но «община паломников Божиих» ставит себя под защиту государства.
Учение о двух градах – организующих принцип христианского миросозерцания и видения истории. В нем равным образом скрывается возможность оправдания церковного государства (теократии), так и притязаний Церкви на политическую власть (папство). Так и право императоров распоряжаться папским престолом.
Представления о времени
От природы к истории. Смысл человеческой жизни – в истории.
Смена типа исторического сознания и восприятия времени.
1) Августин систематизирует и модифицирует новозаветную традицию с опорой на Плотина (204–268/69).
2) Удвоение мира, видение его с двух несовместимых позиций – метафизической и эмпирической.
Восстановление целостности внешнее, словесное.
Особенности времени:
1) Время и вечность. Различие количественное и качественное.
Трудность определения времени: прошлое, настоящее, будущее не существуют. Связь времени с миром вещей и событий. По Аристотелю: мера движения. Но существует лишь в душе человека, то есть субъективно. Прошлое, настоящее, будущее – память, внимание, предвосхищение. Но время не существует без универсума, в котором только и возможно движение. Душа, хоть и погружена в поток времени, способна воспарять над ним. Время вне связи с Творцом обладает лишь относительной реальностью. Время осквернено грехопадением, но создает возможности для перехода в вечность. Время амбивалентно: синоним греха и проявление Божией милости, Промысла Божия. Итак, время необходимо для «воспитания» рода человеческого. Воспитательный смысл истории.
2) Линейность придают потоку времени три космические точки Священной истории: Творение– Воплощение–Второе Пришествие. Конец времени предначертан в начале. Линейность пришла на смену круговороту. Круг – вечное пленение, проклятие, противоречит идее спасения. Языческая доктрина времени безнадежна. Однократность каждого события Священной истории. Конец предполагал хилиастические ожидания (тысячелетние царство Христа после Второго Пришествия). Верующий измеряет каждое мгновение времени эсхатологически. Важное культурно-историческое требование и этическая ценность. Это генеративный фактор в христианском видении истории. Апокалипсический фермент «конечного времени». Пассивная вера превращается в деятельную энергию верующего. Линия, намеченная пунктиром.
Идея развития.
Периодизация развития.
Космологическая: три эона (до закона– закон– благодать)
Аллегорическая (Филон, Ориген, Августин). Проблема шести дней творения: Юлиан Африканский (один день как тысяча лет). Шестой век с Пришествия Христа. Шесть возрастов человека. Четыре мировые монархии (книга пророка Даниила): вавилонская, персидская, Греко-македонская и римская. Бл. Иероним: отождествление последней с миром христианства. Падение Рима выдвигало проблему периодизации истории профанной. Но последняя не имеет смысла. Августин возвысил историю, но не обосновал ее логику. Эмпирическое каузально, священное – телеологично. Не знает истории христианства, поскольку для него само христианство есть история. Христоцентричность.