A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое)

A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое) - student2.ru

A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое) - student2.ru

одинаковой структуры) обиходного звукоряда GAHcdefgabcldl лад — малый d (см. пример 116); положение конечного в середине при слабо выраженных динамических свойствах регистра связано скорее с «па­рящим» характером мелодии, чем с неполным спадом напряжения; вторая опора лада (господствующий тон) — звук g;интервал g-d ретроспективно образует важнейший ладоинтонационный «ствол» мелодии; вся мелодия соткана из сцепленных друг с другом попевок (пример ИЗБ), характерных для ладов данного гласа и встречаю­щихся во множестве других мелодий того же гласа;* совокупно ком­плекс попевок (среди которых встречается даже дифференциация на i-m-t, то есть на начальные, срединные и заключительные) выпол­няет роль мелодии-модели высшего порядка.

Следует специально обратить внимание на резко выраженное различие между ладами в мелодиях, приведенных в примерах 112 и 113, — несмотря на точное совпадение звукорядной основы. Подоб­ное различие доказывает, что звукоряд сам по себе, хотя и является основой и исходным пунктом модальности, еще не предопределяет собой механически сложения лада. Лад формуется благодаря той или иной конкретной структуре звукоряда, его определенному ис­толкованию (то есть слышанию), в особенности же — благодаря ин­тервалике мелодии и конкретным попевкам,интонационно-мело­дическим моделям лада (а они полностью не совпадают в сравнивае­мых мелодиях). Различие в названиях при тех же звукорядах (см. в примерах 110-113) как раз и отражает разницу в интонационном наполнении формально тождественных звукорядов, то есть разницу между звукорядом и ладом.

* Монтаж попевок как принцип формообразования может быть охарактеризован термином «центон» (букв., «лоскутное одеяло», название одной из литературных форм). Метод сочинения по типу «мелодия-модель» в древнерусской музыке носил название «на подобен».

ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ

Свойственная модальным ладам слабость тонального тяготения (специфическим свойством которого является ясно слышимое стрем­ление к тонике даже в моменты отхода от нее к другим ступеням и функциям) и большая роль ретроспективности в процессе сложе­ния ладовой структуры благоприятствуют распространению свойств ладовой переменности. Чем меньше действие тональной центра­лизации, тем больше проявляется в разных видах ладовая пере­менность.

Понятие ладовой переменности применяется не в едином значе­нии и раскрывает разные свойства ладовой структуры. По отноше­нию к модальности важнейшие из них следующие.

1. Переменность устоя при том же самом звукоряде. Приме­ры: русская народная песня «Ходила младешенька по борочку», лад параллельно-переменный, ионийский С — эолийский а; песня «Вдоль по Питерской», лад ионийский F — ионийский С (квартой ниже); переменность может касаться более чем двух ладовых усто­ев, как, например, в песне «Про татарский полон»: ионийский (большой) G — эолийский (малый) e — дорийский (малый) d (o тер­минах «большой», «малый», «укосненный» лады см. далее, в § 3 этой главы).

2. Переменность звукоряда при том же самом устое. Примеры: русские народные песни «Что не ястреб совыкался с перепелушкой» (в сборнике Римского-Корсакова № 18; песня использована в хоре «Не сокол летит по поднебесью» в опере Мусоргского «Борис Году­нов», сцена под Кромами), «Не твори-ко, млада, жалобу» (в сборни­ке Лядова, 1959, № 76); грегорианская мелодия «Ессе nomen Domini» (антифон I тона, Antiphonale monasticum, 1963. P. 186).

3. Децентрализованность лада (любая остановка воспринимает­ся как устой) при замкнутости одновысотным устоем. Примеры: мелодия 3-й и 6-й стихир Федора Крестьянина «Магдалыни Марии» (начало и конец — в укосненном e1) и «Воистинну мира, ты, Хри­сте» (начало и конец — в большом обиходном f'1).

4. Децентрализованность лада (также остановка на любом тоне воспринимается как устой) при разомкнутости устоев (начального и конечного). Примеры: Блаженна 6-го гласа «Помяни мя, Боже» из мелодий знаменного роспева; 1-я стихира «На гору ученикомо» Фе­дора Крестьянина (начало в малом обиходном g1,окончание в боль­шом обиходном f1).

5. Теоретически возможная переменность и устоя, и звукоряда (объединение пунктов 1 и 2) встречается реже и означает скорее сра­стание двух ладовых структур, чем единый, пусть и переменный лад.

Образцы переменных ладов различных видов показаны в приме­ре 114. К типу ладовой переменности можно отнести также структу­ру с окончанием не на главном устое; пример — былина «О птицах» (в сборнике Лядова, № 70), пример 115.

Наши рекомендации