A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое)
одинаковой структуры) обиходного звукоряда GAHcdefgabcldl лад — малый d (см. пример 116); положение конечного в середине при слабо выраженных динамических свойствах регистра связано скорее с «парящим» характером мелодии, чем с неполным спадом напряжения; вторая опора лада (господствующий тон) — звук g;интервал g-d ретроспективно образует важнейший ладоинтонационный «ствол» мелодии; вся мелодия соткана из сцепленных друг с другом попевок (пример ИЗБ), характерных для ладов данного гласа и встречающихся во множестве других мелодий того же гласа;* совокупно комплекс попевок (среди которых встречается даже дифференциация на i-m-t, то есть на начальные, срединные и заключительные) выполняет роль мелодии-модели высшего порядка.
Следует специально обратить внимание на резко выраженное различие между ладами в мелодиях, приведенных в примерах 112 и 113, — несмотря на точное совпадение звукорядной основы. Подобное различие доказывает, что звукоряд сам по себе, хотя и является основой и исходным пунктом модальности, еще не предопределяет собой механически сложения лада. Лад формуется благодаря той или иной конкретной структуре звукоряда, его определенному истолкованию (то есть слышанию), в особенности же — благодаря интервалике мелодии и конкретным попевкам,интонационно-мелодическим моделям лада (а они полностью не совпадают в сравниваемых мелодиях). Различие в названиях при тех же звукорядах (см. в примерах 110-113) как раз и отражает разницу в интонационном наполнении формально тождественных звукорядов, то есть разницу между звукорядом и ладом.
* Монтаж попевок как принцип формообразования может быть охарактеризован термином «центон» (букв., «лоскутное одеяло», название одной из литературных форм). Метод сочинения по типу «мелодия-модель» в древнерусской музыке носил название «на подобен».
ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ
Свойственная модальным ладам слабость тонального тяготения (специфическим свойством которого является ясно слышимое стремление к тонике даже в моменты отхода от нее к другим ступеням и функциям) и большая роль ретроспективности в процессе сложения ладовой структуры благоприятствуют распространению свойств ладовой переменности. Чем меньше действие тональной централизации, тем больше проявляется в разных видах ладовая переменность.
Понятие ладовой переменности применяется не в едином значении и раскрывает разные свойства ладовой структуры. По отношению к модальности важнейшие из них следующие.
1. Переменность устоя при том же самом звукоряде. Примеры: русская народная песня «Ходила младешенька по борочку», лад параллельно-переменный, ионийский С — эолийский а; песня «Вдоль по Питерской», лад ионийский F — ионийский С (квартой ниже); переменность может касаться более чем двух ладовых устоев, как, например, в песне «Про татарский полон»: ионийский (большой) G — эолийский (малый) e — дорийский (малый) d (o терминах «большой», «малый», «укосненный» лады см. далее, в § 3 этой главы).
2. Переменность звукоряда при том же самом устое. Примеры: русские народные песни «Что не ястреб совыкался с перепелушкой» (в сборнике Римского-Корсакова № 18; песня использована в хоре «Не сокол летит по поднебесью» в опере Мусоргского «Борис Годунов», сцена под Кромами), «Не твори-ко, млада, жалобу» (в сборнике Лядова, 1959, № 76); грегорианская мелодия «Ессе nomen Domini» (антифон I тона, Antiphonale monasticum, 1963. P. 186).
3. Децентрализованность лада (любая остановка воспринимается как устой) при замкнутости одновысотным устоем. Примеры: мелодия 3-й и 6-й стихир Федора Крестьянина «Магдалыни Марии» (начало и конец — в укосненном e1) и «Воистинну мира, ты, Христе» (начало и конец — в большом обиходном f'1).
4. Децентрализованность лада (также остановка на любом тоне воспринимается как устой) при разомкнутости устоев (начального и конечного). Примеры: Блаженна 6-го гласа «Помяни мя, Боже» из мелодий знаменного роспева; 1-я стихира «На гору ученикомо» Федора Крестьянина (начало в малом обиходном g1,окончание в большом обиходном f1).
5. Теоретически возможная переменность и устоя, и звукоряда (объединение пунктов 1 и 2) встречается реже и означает скорее срастание двух ладовых структур, чем единый, пусть и переменный лад.
Образцы переменных ладов различных видов показаны в примере 114. К типу ладовой переменности можно отнести также структуру с окончанием не на главном устое; пример — былина «О птицах» (в сборнике Лядова, № 70), пример 115.