Охарактеризуйте основные стадии конфликта и механизмы перехода от одной стадии к другой

Какое место занимают конфликты в структуре социальных взаимодействий?

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем.

Классификация соц.взаимодействия

1. Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),

2. по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,

3. Разнонациональные,

4. Между людьми разного достатка, и т. д.

Изложите концепцию власти как источника социального конфликт

Социальный конфликт можно также определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов (или социальных групп), на основе действительного или ошибочного несовпадения интересов, нехватки ресурсов.

Ключевые моменты в определении: 1) «борьба, силовое динамическое воздействие». Конфликт – это реальное столкновение, имеющее пространственные и временные границы.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Существует 4 основных источника социальных конфликтов: богатство, власть, престиж, достоинство.

Основой социальных конфликтов в постиндустриальном обществе является не собственность и экономика, а власть.

§ концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;

§ конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;

§ общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.

Концепции Л. Козера

§ обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

§ социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

§ социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

§ постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;

§ любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;

§ разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.

Структура социального конфликта

Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);

2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

3) объект конфликта (скрытые нужды - блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт);

4) предмет конфликта (открытые нужды - материальные образования с ним связанные);

5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит “противоречие в действии”.

Назовите основные сферы проявления конфликтов. Что общего и особенного между конфликтами в различных сферах общественной жизни?

Политическая, экономическая, социальная, правовая и духовная(я думаю)

Сформулируйте необходимые и достаточные условия для возникновения конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Противоборство- Борьба против кого-либо или против чего-либо.

Мотив- материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Охарактеризуйте основные стадии конфликта и механизмы перехода от одной стадии к другой.

Рассмотрим стадии объективно существующего конфликта:

  1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
  2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников.
  3. Конфликтное поведение или взаимодействие. Это уже обоюдонаправленная система эмоционально окрашенных действий, которые затрудняют взаимодействие.

На стадии конфликтного поведения возможны две фазы: конструктивная и деструктивная. Более подробно описана деструктивная фаза, так как именно она является предметом работы психолога.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность друг другом, способами решения проблем, продуктивностью совместной деятельности превышает порог и совместная деятельность становится неуправляемой. Деструктивная фаза может быть разбита на две ступени.

Первая ступень характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности партнера, самоутвердиться за его счет необоснованностью критических замечаний, пренебрежительными репликами, жестами, взглядами. Обычно эти реакции воспринимаются как личные оскорбления и включают активные механизмы зашиты и противодействия.

Вторая ступень характеризуется повышенной активностью оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия и реакций партнера вплоть до полного искажения его слов и жестов. Кроме этого, часто имеет место уход от проблемы, подмена предмета спора и переход на личности, взаимные оскорбления. На этой ступени процесс становится неуправляемым и необратимым.

Если 3-я стадия конфликта, напротив, была конструктивной, то возможна следующая стадия-исход, или разрешение, конфликта (частичное или полное).

Если все-таки конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий:

  • неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности труда;
  • уменьшение сотрудничества между работниками;
  • сильная преданность своей группе и большая непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
  • представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
  • сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
  • увеличение враждебности между конфликтующими сторонам?
  • придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, т.е. к устранению проблемы, вызвавшей конфликт и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.

Управление конфликтом может выражаться в урегулировании. завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т.д.

Наши рекомендации