События в Вавилоне и Персии
4 Книга Царств заканчивается падением Иерусалима от руки вавилонян и депортацией многих жителей Иудеи в восточные земли (из них конкретно упомянут лишь Вавилон). Последние стихи этой книги сообщают, что вавилонский царь Евилмеродах освободил иудейского царя Иехонию, который 37 лет томился в темнице, и позаботился о нем: «Каждый день жизни своей
Глава 1. Время второго храма
он обедал в присутствии царя. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его» (25:29-30). Это сообщение подтверждается данными вавилонских документов, которые упоминают о содержании Иехонии и его сыновьям.
Еще некоторые сведения о вавилонских изгнанниках содержатся у пророка Иезекииля. Он сам запечатлел свое знаменитое видение божественной колесницы на реке Ховаре, где были и другие переселенцы (Иез 1:1). Впоследствии он упоминает переселенцев в Тель-Авиве (3:15), расположенном возле той же реки. Его видение о восстановленной земле Иудиной и восстановленном храме, которое излагается в конце книги (40-48), относится к 573 году до н.э.
После этого наша информация о евреях в Месопотамии становится очень скудной. Как мы уже видели, Ездр 1 сообщает, что некоторые из них вернулись на родину, а другие — нет и лишь поддержали репатриантов деньгами. Сам Ездра пришел из Вавилона (Ездр 7:9; 8:1). Желающих вернуться Ездра собрал «у реки, втекающей в Агаву» (8:15; ср. ст. 21, 31); упомянуто о его контактах с «главным в местности Касифье», где также жили храмовые служители (8:17). Неемия находился при царском дворе в Сузах (Неем 1:1). Судя по этим обрывочным упоминаниям, а также текстам вроде Пс 137, в некоторых местах Месопотамии и Персии действительно жили евреи (быть может, в немалом количестве), но источники не позволяют узнать о них что-либо подробно. Отдельные библейские и апокрифические тексты относятся к восточной диаспоре, но для них трудно подобрать исторический контекст.
Например, Книга Товита (о ней см. подробнее 2-ю главу) повествует о событиях в -израильской диаспоре, которая появилась после разрушения Самарии ассирийцами (722 до н.э.), задолго до того, как навилоняне завоевали Иерусалим, а персы победили вавилонян. Как сказано, сам Товит был поставщиком у царя Енемессара (Салманассара). Его племянник Ахиахар (Ахикар) был высоким
-[10]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
чиновником при царях Сеннахириме и Асардане (1:21-22). Эта книга — первый образец литературного сюжета, который впоследствии станет знакомым: израильтяне/евреи занимают очень крупные должности при дворах чужеземных царей.
Библейские примеры такой литературы — Книги Даниила и Есфири, но далеко не факт, что они излагают реальные исторические события. Даниил, сообщается нам, был одним из израильских юношей царского рода, которых Навуходоносор депортировал и поставил служить при своем дворе (Дан 1:1-7), где они на разные лады и отличились. В частности, Даниил оказался прозорливым снотолкователем (гл. 2 и 4), а также разгадал таинственную надпись (гл. 5). Во второй половине книги (гл. 7-12) он и сам зрит видения, которые нуждаются в истолковании. Его деятельность при дворах чужеземных владык пришлась на царствования Навуходоносора (гл. 1-4) и Валтасара (гл. 5, 7, 8) Вавилонских, Дария Мидийского (гл. 6, 9; ср. 11:1) и Кира Персидского (гл. 10-12). Навуходоносор и Валтасар (назван царем, хотя, видимо, никогда им не был) известны по другим источникам, знаком и Кир. Тем не менее у Даниила он не завоеватель Вавилона, и совершенно непонятно, кто имеется в виду под Дарием мидянином, который в Книге Даниила представлен непосредственным преемником Валтасара, а значит, и завоевателем Вавилона. Однако персидский царь Дарий не был мидийского происхождения, а Дарий Даниила — «сын Ас-суиров, из рода мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским» (9:1). И это лишь некоторые из причин, почему многие исследователи считают рассказы в Книге Даниила неисторическими.
Второй библейский рассказ о евреях на высоких должностях при дворах чужеземных владык — Книга Есфири. Действие происходит во времена Артаксеркса, которого обычно отождествляют с персидским монархом Ксерксом I (486 - 465 до н.э.), особенно знаменитым своим вторжением на греческие территории. Есф 1:3 упоминает третий год его правления как время,
Глава 1. Время второго храма
когда царица Астинь (Вашти) впала в немилость и развернулись процессы, в результате которых царицей стала еврейка Есфирь. Драматические события, составляющие ядро повествования, отнесены к двенадцатому году этого царя (3:7). Есфири и Мардохею (ее двоюродный брат и воспитатель) удалось убедить царя издать контруказ в противовес повелению царского визиря Амана перебить всех евреев в Персидской империи; евреи успешно защитили себя от нападения, а в память о случившемся учредили праздник Пурим. Есфирь и Мардохей отсутствуют во внебиблейских исторических источниках, связанных с царем Ксерксом (да и жену Ксеркса зовут иначе), и в тексте есть ряд других неправдоподобных вещей (например, сказано, что в империи 127 провинций). Стало быть, опять перед нами текст Неисторический. Подобно другим рассмотренным выше произведениям, он изображает евреев способными получить высокие должности в великих чужеземных империях.
эллинистический период (332 - 63 до н.э.)
Победив персидского царя Дария III в битве при Иссе (333
до н.э.), Александр Македонский захватил почти всю Сирию
и территории к югу, включая Иудею, причем практически без
боя. Бои ему пришлось вести лишь в Тире и Газе. Затем Алек-
сандр прошел в Египет, где его провозгласили не только новым
фараоном, но и сыном бога Амона. Он также основал там город
Александрию, назвав его в свою честь. Из Египта отправился в
завоевательный поход на восток. Нанес окончательное пора-
жение Дарию в битве при Гавгамелах (330 до н.э.) и прибрал
к рукам его огромную империю. Но даже этого ему было мало.
Он дошел до Индии, а затем вернулся в Вавилон, где и умер в
возрасте тридцати трех лет (323 до н.э.). Он оставил после себя
очень маленького сына, который не смог ему унаследовать, ибо
борьбу за обширные владения развернули крупнейшие воена-
чальники Александровой армии. Войны между этими военачаль-
-[12]-
-[13]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
никами продолжались около поколения, прежде чем установилась какая-то стабильность. Эпоху, наступившую после Александра, называют эллинистическим периодом: в это время широко распространились и стали доминировать греческая культура и знание греческого языка. Эта новая культурная и политическая реальность наложила неизгладимый отпечаток на еврейскую историю нескольких последующих столетий.