Первое и второе явления Бога Соломону
Содержит 22 главы, повествующие о восшествии Соломона на престол в Израиле, о славном периоде правления Соломона и о разделении его царства на Израильское и Иудейское после его кончины. Далее излагается параллельная история обоих царств при первых четырех царях иудейских и первых восьми царях Израильских. Таким образом, третью книгу Царств условно можно поделить на 2 части: 1) с 1 по 11 гл. - описание Царства Соломона и 2) с 12 по 22 гл. - синхронная история разделенных царств - северного и южного.
Библейское повествование об этом событии содержит много назидательного. Приступая к молитве, Соломон воздвиг руки к небу и преклонил колени, в чем выразилось его особое благоговение и смирение перед Богом.
Начинается молитва с благодарения Господу за исполнение обещанной еще Давиду милости - построение Храма; и Соломон просит укрепить род Давидов на царском престоле (23-26).
27-30 ст. Соломон исповедует вездесущее присутствие и невместимость Бога в рукотворном храме и, однако, молит и просит Господа благосклонно внимать в этом Храме "молитвам народа на всякое время".
Далее идет семь отдельных прошений (31-53), седмеричное число которых может обозначать всю совокупность возможных молений, ибо число 7 - священное, часто понимаемое как выражение полноты и совершенства.
В первом прошении Соломон молится о том, чтобы Бог обличал виновного и оправдывал невиновного, приходящих для разрешения спора в храм перед Лице Живого Бога. В Ветхом Завете был особый обычай клятвенного заверения в правдивости при помощи особых клятв - призывания Имени Иеговы (31-32).
Во втором прошении царь молится о принятии покаяния народа в сем храме в случае опасности пленения и нашествия языческих народов (33-34).
В третьем - Соломон просит, чтобы Бог, принимая покаяние, отводил засуху, которая всегда воспринималась на Востоке как страшная небесная кара (35-36).
В четвертом - Соломон просит Господа отвести от народа такие бедствия, как голод, эпидемия, губительный палящий ветер, нашествие саранчи, червя, притеснение от неприятелей. Царь просит: "Услыши и помилуй" кающихся и просящих о пощаде, а также насади в сердце народа страх Божий, чтобы народ не уклонялся от заповедай Твоих" (37-40).
В пятом прошении Соломон молится, чтобы Господь услышал молитву всякого иноплеменника, который может посетить сей храм. В этом царь как бы предвидит распространение славы Истинного Бога среда иноплеменников, что, действительно, позже имело место (Царица Савская, Нееман Сириянин; 41-43).
Шестое прошение - "прими молитвы уходящих на войну по Твоему повелению" (44-45).
Седьмое прошение. Может случиться, что весь Израиль будет уведен в плен в землю иноплеменников, и евреи будут молиться в сторону оставленного храма. "...Тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их, и сделай, что потребно для них" (46-50). Соломон мог предвидеть плен вавилонский, ибо уводить весь народ покоренной страны в плен было в обычае у восточных завоевателей.
В конце молитвы Соломон указывает на основание своей надежды - избрание Богом еврейского народа и Его милосердие к кающимся, "ибо нет человека, который не согрешил бы" (51-53).
Первое явление Бога Соломону описано в третьей главе. По воцарении над Израилем юный Соломон был угоден Богу, ибо "возлюбил Господа и ходил по уставу Давида отца своего" (3, 3). Однажды, после очередного жертвоприношения в Гаваоне, Господь явился Соломону во сне и сказал: "Проси, что дать тебе" (3, 5). Благочестивый Соломон сказал, что все, чем он владеет после отца, есть свидетельство благословения Божия на доме Давида. Народ израильский столь многочислен, что "его нельзя ни исчислить, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему, - говорит Соломон,- сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло" (3, 9). И сказал ему Бог: "За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему" (3, 11-12). Мудростью своей Соломон прославился среди всех народов, она явилась источником и всех несметных богатств, которые укрепили его царство; и "не было подобного ему между царями" (3, 13).
Блаженный Феодорит так комментирует это место: "Владыка Бог, подавая прошение, и просимое даровал, и присовокупил все прочее. Это и в святом Евангелии узаконил Владыка. Ибо говорит: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится вам" (Мф. 6, 33). Сии то дары Бог дал Соломону и обещал сподобить его всякого промышления.
О втором явлении Бога Соломону сказано в 9 главе. Явление это было на двадцатом году царствования Соломона. Он недавно закончил строительство храма, во всем ему сопутствовал успех, он был в зените своей славы и могущества. Господь явился ему во сне и сказал, что хотя Он и освятил храм и исполнил прошения царя, однако судьба сего храма, а также судьба дома Соломонова и вообще всего народа израильского зависит единственно от верности царя уставам и законам Господним. Явление это имело как бы предупредительное значение. Бог предвидел слабость Соломона и указывал, по милосердию Своему, на опасность для него греховного падения.
2. Пророчество о рождении Эммануила от Девы. (Ис. 7:14).
3. Богослужебное употребление книги пророка Захарии.
Билет
1. История разделения царства Соломонова на Израиль и Иудею.
Характеристика этих царств.
После смерти Соломона в 931 году происходит разделение царства на северное и южное, Израиль и Иудею. Все население обоих царств составляло в то время около 5 млн. человек.
Израильское царство, в которое вошли 10 колен израилевых (все, кроме колена Иудина и Вениаминова) возглавил "раб Соломонов" Иеровоам. Ранее (3 кн. Цар., 11, 28-32) пророк Ахия предсказал Иеровоаму разделение царства Соломонова и владычество первого над 10 коленами.
История Израильского царства в основном связана с коленом Ефремовым (по площади самым большим), поэтому иногда пророки называли северное царство "Ефремом". Здесь же была и столица - Самария (основана Амврием в 885 году; до этого столицей был сначала город Сихем, а потом Фирца). Земли, занимаемые Израильским царством, - северная и средняя часть Ханаана -были самыми плодородными в Палестине. По площади и по населению севернее царство в 3 раза превосходило южное.
Иудейское царство, состоявшее из колен Иудина и Вениаминова и занимавшее менее плодородные земли, возглавил сын Соломона Ровоам. Столицей остался Иерусалим.
Насколько царство Израильское выгодно отличалось в экономическом отношении (выход к морю, плодородные земли), настолько царство Иудейское превосходило первое по внутренней духовной силе, ибо имело у себя святыню Израиля храм Соломонов, истинное священство и пророков.
Израильское царство просуществовало 209 лет. Характерные черты этого периода: постоянные внутренне междоусобицы, частая смена царей, из которых все 19 были богоотступниками; низкая нравственность, идолопоклонство.
Северное - Израильское царство пало в 722 году при царе Осии. Жители были уведены в Ассирийский плен.
Иудейское царство просуществовало 344 года. Все 19 царей происходили из дома Давидова и 8 из них были "мужами по сердцу Господа". В 597 году последний царь Иехония был уведен в Вавилонский плен вместе с народом. Окончательное разрушение Иерусалима произошло в 587 году после подавления восстания Седекии Навузарданом.
2. Пророчество о возвышении Галилеи языческой (Ис. 9)
3. Книга пророка Малахии.
Билет
1. Четвертая книга Царств. Чудесное вознесение пророка Илии на
небо. Характерные черты правления царей Езекии н Иосии.
Книга продолжает историю Израильского и Иудейского царств. Условно её можно разделить на две части.
Первая часть - с 1 по 17 гл. - синхронное изложение истории обоих царств до момента падения Израильского царства (722 г. до Р.Хр.).
Вторая часть - с 18 по 25 гл. - продолжение истории Иудейского царства до Вавилонского плена (587 г. до Р.Хр.).
Чудесное вознесение пророка Илии на небо Событие это подробно описано во 2-й главе с 1 по 12 стихи 4 кн. Царств. Чудо это было широко известно по всему Израилю, о чем можно судить по первым словам 2 главы ("В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо...") и множеству преданий, окружающих судьбу святого пророка. Так, по Талмуду, Илия живет вечно, а иудейский историк Иосиф Флавий пишет следующее: "...Около времени Иорама исчез Илия с лица земли, и никто по сей день не знает подробностей его кончины, так же как и Еноха" (Древн. IX, 2, 2).
Значение этого события было велико для всей эпохи Ветхого Завета, ибо свидетельствовало об истине загробного существования.
Пророк Елисей и сыны пророческие имели особые ощущения этого непостижимого чуда, что заставило их неотлучно следовать за Илией. В последней просьбе Елисея ниспослать ему сугубую благодать сказывается ревность его о пророческом служении.
Вознесение Илии на огненной колеснице - символическое изображение чуда. Сверхъестественное действие, каким является вознесение святого пророка, невозможно описать земными понятиями и категориями. "Символ огня весьма соответствовал ревностному духу Илии, который жег (в смысле - обличал) подобно огню и слово его горело, как светильник", - говорит святитель Иоанн Златоуст.
Слова Елисея: "Отец мой, колесница Израиля и конница его...", - относятся к самому Илие, который был действительно могущественной опорой Израиля в борьбе с грехом.
Церковь Христова воспевает пророка Илию такими словами: "В плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илия славный", - из чего видно, что Илия, вновь возвратившись на землю, будет проповедником покаяния перед Вторым пришествием Христа.
С милотию (плащом) учителя Елисей получает сугубую силу, что подтверждается множеством чудес.
Двенадцатый по счету благочестивый царь Езекияправил Иудеей с 716 по 687 годы. Прославился он как ревнитель истинного богопочитания. С этой целью он "отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змия, которого сделал Моисей" (18, 4).
Царь в своих действиях руководствуется Законом, и Господь помогает ему в правлении. Однажды ночью Ангел Господень поражает смертью 185 тыс. ассирийцев, осаждающих Иерусалим (4 Цар. 19, 35).
Смертельно больному Езекии пророк Исаия предсказывает скорую кончину. Езекия пламенно и слезно молится о выздоровлении. Господь слышит эту молитву и дарует ему ещё 15 лет жизни. Исцеление сопровождается чудесным знамением - тень на ступенях Ахазовых возвращается на 10 ступеней (20, 8-11).
Скорбь Езекии вызвана тем, что у него не было в то время наследников, - объясняет блаженный Иероним. Манассия родился через 3 года после этих событий.
Событие это упоминается в следующих параллельных местах Священного Писания: Ис. 38, 8; Сир. 48, 26; 2 Пар. 32, 3, 1.
Митрополит Филарет (Дроздов) указывал, что множественность свидетельств Писания служит подтверждением чудесного поведения светила.
Современные ученые рассматривают этот астрономический феномен вместе с подобным чудом из истерии завоевания Земли Обетованной Иисусом Навином (Ис. Нав. 10, 12-14).
Среди немногих благочестивых царей иудейских особенно угодил Богу царь Иосия (15-й), царствовавший с 640 по 609 годы до Р.Хр. "Царствовал 31 год, - говорит Библия, - делал угодное в очах Господа, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево" (22, 2). От своего отца Иосия унаследовал духовно ослабленное царство, а потому в продолжение 6 лет он по всей Иудее и Израилю уничтожал высоты с жертвенниками и истуканами. Много сил потратил Иосия на исправление повреждений в Храме Иерусалимском, который требовал капитального ремонта. Храм под наблюдением специальной комиссии был очищен и обновлен. Во время работ священник Хелкия нашел книгу Закона Господня. Чтение её удивительно подействовало на царя и удвоило его ревность. Пророчица Олдама, у которой спросили совета, объявила "суды Господни" над землею. (Гнев Божий постигнет народ за неисполнение Закона, но Иосию Бог помилует за его смирение и мудрость).
Главным событием в жизни Иосии было восстановление священного обычая празднования Пасхи. Царь возобновит завет с Богом в доме Господнем при свидетельстве всего народа.
По всей стране Иосия истребил гадателей, волшебников и "языческие мерзости". Греховное падение народа было столь велико, что при Иерусалимском Храме Иосия обнаружил дома блудилищные и идолов, которых немедленно сжег. За все эти беззакония Господь наказал иудеев после смерти царя Иосии, ибо обращение их от греха и покаяние было лицемерным, утверждение благочестия было только внешнее и временное, в сердце своем народ оставался преданным идолопоклонству (4 Цар. 23, 26-27).
2. Пророчество о происхождении Господа Иисуса Христа из рода
Иессеева и о получении Им полноты даров Святого Духа.
3. Жизнь и служение пророка Осии.
Билет
1. Книги Паралипоменон. Название их в еврейской, греческой и
латинской Библии. Писатель. Цель написания.
Название их таково в еврейской, греческой и латинской Библии.
В еврейской Библии книги Паралипоменон составляют одну книгу, которая называется "Диврей - аямим", что означает "Словеса дней", т.е. дневник или летопись.
В переводе 70-ти и в других греческих списках книга состоит из 2-х частей, озаглавленных "Первая и вторая книги Паралипоменон". Греческое слово означает "содержащее добавление", "пропущенное".
В латинской Библии книги надписаны Chronicorum, т.е. хроники или летописи. Название это им дал блаженный Иероним, и оно, как удачное, вошло во многие издания Библии.
Составитель книг неизвестен. По мнению исследователей, книга написаны одним лицом. Это подтверждается единством плана обеих книг, единством цели, языка и манеры изложения. Сами книги об авторе не дают никаких сведений, но по характеру их можно заключить, что составитель был, по всей вероятности, иерусалимский левит, тесно связанный со своей средой, древнее еврейское предание называет автором книг священника Ездру.
Это косвенно подтверждается тем, что конец 2 кн. Паралипоменон и начало 1-й кн. Ездры буквально сходны.
Анализ текста дает возможность установить, что книги писались в эпоху политического, а главное, религиозно-церковного возрождения иудейской нации, возвратившейся из вавилонского плена, т.е. после 450 г. до Р.Хр.
Целью написания книг было стремление указать иудеям на древние постановления и предписания о разделении Земли Обетованной между коленами Израилевыми, чтобы восстановить царство еврейское в том виде, в каком оно существовало в эпоху своего расцвета. А поскольку центральное место в жизни богоизбранного народа занимал принцип теократии, главенствующий в повседневной религиозной жизни и особенно в богослужении при Храме, писатель стремится возбудить любовь к богоучрежденному порядку. В этой связи становится понятным, почему автор столь подробно описывает богослужение при Храме, распределение священников по чредам и прочие детали их жизни. С особой любовью останавливается автор на благочестивых царях: Давиде, Соломоне, Иосафате, Асе, Езекии и Иосии. Историю нечестивых царей автор фактически опускает.
Материал, изложенный в обеих книгах Паралипоменон, условно можно поделить на 4 части.
1 часть - 1 Пар. 1-9 гл. Родословные таблицы ведутся от Адама. Особенно подробно изложены родословные колена Иудина, Левиина и Вениаминова.
2 часть - 10-29 гл. Царствование Давида. 3 часть - 2 кн. Пар. 1-9 гл. Царствование Соломона.
4 часть - 10-36 гл. История преемников Соломона царей Иудейских.
В последней, 36 главе, упоминается указ царя Кира о восстановлении разрушенного иерусалимского Храма.
2. Пророчество о пустыне жаждущей (Ис. 35).
3. Книга пророка Осии. Мессианские места (1,2,6, 11,13 главы)
Билет