Образование в Палестине

Иосиф Флавий, Против Апиона, 1.12: «Больше же всего мы обращаем внимание на воспитание детей и хранение законов, считая главнейшей задачей всей жизни соблюдать преподаваемое ими благочестие».

Образование в Палестине отличалась тремя характерными особенностями:

Ø Центральное место Закона в учебном плане

Ø Обязательный домашний элемент обучения

Ø Вовлеченность в жизнь общины и синагоги

Вывод: прекрасное развитие навыков запоминания!

Устои общества в Палестине

A. Семья

Семья в Палестине была основной ячейкой общества. Ранние браки и большие семьи не были редкостью. Полигамия была распространена лишь среди.

B. Нравственность

Гандри напоминает: «Разводы были делом легким, довольно распространенным и вполне признанным. По сути дела, документы о разводах встречаются среди сохранившихся папирусов чаще всего» (Гандри, Обзор НЗ, 43; см. Barrett, NT Background, ).

IV. Религиозный фон

Иудейский религиозный фон (особенно для Евангелий)

Ключевые предпосылки религиозного разнообразия иудаизма

«Возникновение разнообразия, которое стало такой важной характеристикой межзаветного иудаизма, без сомнения, испытало влияние со стороны отдельных личностей и групп, а также географических, социальных и экономических факторов. Тем не менее, было как минимум два ключевых события, которые привели к кризисам, породившим взрывную силу в процессе формирования иудаизма»

(Scott, Jewish Backgrounds, 107).

A. Кризис шестого века

Разрушение первого храма в 586 г. до Р.Х. Равнодушие иудеев, описанное в Книге пророка Малахии даже после восстановления храма.

Эффекты:

Ø С географической точки зрения, этот кризис ознаменовал появление диаспоры

Ø С политической точки зрения, этот кризис означал утрату Израилем национальной независимости

§ Утрата земли

§ Утрата монархии

§ Утрата храма

Ø С религиозной точки зрения, этот кризис повлек за собой множество богословских вопросов

§ Постоянное соприкосновение с язычеством: опасность осквернения и синкретизма

§ Утрата защиты религиозного поклонения

§ Проблема актуальности Закона Моисеева в новых условиях + пророческое молчание

B. Кризис четвертого века

Наступление греческой культуры (эллинизация).

Опасность в 3-х сферах:

· Правительство / управление

· Гражданство

· Греческий дух

Эффекты:

Ø Постоянная угроза физическому и духовному выживанию

Ø Внутренний конфликт между различными группами еврейского народа

Ø Развитие партикуляризма (обособленности)

C. Общая реакция на кризисы

Ø Смещение внимания с обрядов на этику (моральный закон)

Ø Смещение акцента с ортодоксии к ортопраксии

Ø Развитие партикуляризма, эксклюзивизма и превосходства

Например, реакция жителей Назарета на упоминание Иисусом язычников (Лк. 4:24-29). См. также Деян. 22:21-22.

Ø Обновление внимания к религиозным и культурным различиям

§ Обрезание

§ Соблюдение субботы

§ Пищевые запреты

Ø Увеличение влияния Священных Писаний

§ Развитие методов толкования

§ Переводы (Септуагинта и ее редакции)

§ Признание канона

Ø 1.5.2.1.2.3 Развитие синагоги

2. Ключевые религиозные (и нерелигиозные) партии иудаизма [

Классификация:

За пределами иудаизма Внутри иудаизма
Самаряне Хасидим
Саддукеи Фарисеи Ессеи Зилоты / сикарии
Язычники   Иродиане Терапевты Магический иудаизм
Книжники
Синедрион

I. Самаряне

Источники информации:

Евангелие от Иоанна 4:9: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Евангелие от Иоанна 8:48: «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе».

История происхождения

Несколько этапов:

Ø Идолопоклонство, установленное Иеровоамом (3 Цар. 12:25-33)

Ø Переселенцы в результате ассирийского пленения (4 Цар. 17) → синкретизм

Ø Вражда с иудеями, возвратившимися из плена (Ездра 4)

Ø Постройка самарянского храма на горе Гаризим

Ø Отделение самарян от иудеев во время гонений со стороны Антиоха Эпифана

Ø Создание самарянской версии Пятикнижия

Богословские воззрения:

Ø Строгий монотеизм

Ø Особая роль Моисея

Ø Акцент на собственной редакции Закона

Ø Особый статус горы Гаризим

Новозаветный взгляд:

Ø Пример Иисуса в притче: Лк. 10:29-37

Ø Упоминание о благодарности исцеленного самарянина: Лк. 17:11-19

Ø Миссия в Самарии как в языческой стране: Деян. 8:4-25

Последующая история: Существует небольшая группка даже до сих пор.

Ii. Хасидим

«Благочестивые» (от hesed)

История происхождения:

Эта группа организовалась во время кризиса четвертого века, т.е. наступления эллинизма. Хасидим стали основным оплотом Маккавейского восстания и сопротивления эллинизму. Однако вскоре их постигло разочарование в политической стороне деятельности Хасмонеев.

Богословские воззрения:

Посвященность Закону Моисееву

Первая книга Маккавейская 2:41-43: «41 И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах. 42 Тогда собрались к ним множество Иудеев, крепкие силою из Израиля, все верные закону. 43 И все, бежавшие от бедствия, присоединились к ним и сделались подкреплением для них.»

Новозаветный взгляд:

В НЗ не упоминаются

Последующая история:

Вероятнее всего, хасидим стали предшественниками фарисеев.

iii. Саддукеи]

Название «саддукеи», возможно, происходит от имени Садок (см. 1 Пар. 16:39; 24:3, 31)

ИЛИ от слова «Праведные»

ИЛИ от слова «syndikoi» - члены высшего совета

Источники информации:

Ø Иосиф Флавий

Ø Новый Завет

Ø Раввинистическая литература

История происхождения:

Ø Положительная реакция первосвященнической прослойки на программу эллинизации.

Ø Сторонники политики Хасмонеев.

Ø Небольшая группа образованных людей, занимавших видное положение в обществе и контролировавших храм.

«По мере того как росла их политическая власть, их благочестие уменьшалось» (Мецгер, НЗ, 45).

Первая книга Маккавейская 1:14-15: «14 Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому 15 и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло».

Саддукеи не пользовались популярностью среди простого народа.

Богословские воззрения:

Ø Только Тора, против устной традиции фарисеев (только записанный Закон, против устного Закона фарисеев).

Ø Подчеркивали центральное место жертвоприношений (House, 74).

Ø «Саддукеи не верили в божественное предопределение, в ангелов, в духов, в бессмертие души и воскресение тела» (Гандри, Обзор НЗ, 67).

Новозаветный взгляд:

Враги Христа и христианства по доктринальным и практическим вопросам (Мф. 22:23; Мк. 12:18; Деян. 4:5; 23:8).

Последующая история:

Прекратили свое существование после разрушения храма в 70 г. по Р.Х.

Наши рекомендации