Образование в Палестине
Иосиф Флавий, Против Апиона, 1.12: «Больше же всего мы обращаем внимание на воспитание детей и хранение законов, считая главнейшей задачей всей жизни соблюдать преподаваемое ими благочестие».
Образование в Палестине отличалась тремя характерными особенностями:
Ø Центральное место Закона в учебном плане
Ø Обязательный домашний элемент обучения
Ø Вовлеченность в жизнь общины и синагоги
Вывод: прекрасное развитие навыков запоминания!
Устои общества в Палестине
A. Семья
Семья в Палестине была основной ячейкой общества. Ранние браки и большие семьи не были редкостью. Полигамия была распространена лишь среди.
B. Нравственность
Гандри напоминает: «Разводы были делом легким, довольно распространенным и вполне признанным. По сути дела, документы о разводах встречаются среди сохранившихся папирусов чаще всего» (Гандри, Обзор НЗ, 43; см. Barrett, NT Background, ).
IV. Религиозный фон
Иудейский религиозный фон (особенно для Евангелий)
Ключевые предпосылки религиозного разнообразия иудаизма
«Возникновение разнообразия, которое стало такой важной характеристикой межзаветного иудаизма, без сомнения, испытало влияние со стороны отдельных личностей и групп, а также географических, социальных и экономических факторов. Тем не менее, было как минимум два ключевых события, которые привели к кризисам, породившим взрывную силу в процессе формирования иудаизма»
(Scott, Jewish Backgrounds, 107).
A. Кризис шестого века
Разрушение первого храма в 586 г. до Р.Х. Равнодушие иудеев, описанное в Книге пророка Малахии даже после восстановления храма.
Эффекты:
Ø С географической точки зрения, этот кризис ознаменовал появление диаспоры
Ø С политической точки зрения, этот кризис означал утрату Израилем национальной независимости
§ Утрата земли
§ Утрата монархии
§ Утрата храма
Ø С религиозной точки зрения, этот кризис повлек за собой множество богословских вопросов
§ Постоянное соприкосновение с язычеством: опасность осквернения и синкретизма
§ Утрата защиты религиозного поклонения
§ Проблема актуальности Закона Моисеева в новых условиях + пророческое молчание
B. Кризис четвертого века
Наступление греческой культуры (эллинизация).
Опасность в 3-х сферах:
· Правительство / управление
· Гражданство
· Греческий дух
Эффекты:
Ø Постоянная угроза физическому и духовному выживанию
Ø Внутренний конфликт между различными группами еврейского народа
Ø Развитие партикуляризма (обособленности)
C. Общая реакция на кризисы
Ø Смещение внимания с обрядов на этику (моральный закон)
Ø Смещение акцента с ортодоксии к ортопраксии
Ø Развитие партикуляризма, эксклюзивизма и превосходства
Например, реакция жителей Назарета на упоминание Иисусом язычников (Лк. 4:24-29). См. также Деян. 22:21-22.
Ø Обновление внимания к религиозным и культурным различиям
§ Обрезание
§ Соблюдение субботы
§ Пищевые запреты
Ø Увеличение влияния Священных Писаний
§ Развитие методов толкования
§ Переводы (Септуагинта и ее редакции)
§ Признание канона
Ø 1.5.2.1.2.3 Развитие синагоги
2. Ключевые религиозные (и нерелигиозные) партии иудаизма [
Классификация:
За пределами иудаизма | Внутри иудаизма |
Самаряне | Хасидим |
Саддукеи Фарисеи Ессеи Зилоты / сикарии | |
Язычники | Иродиане Терапевты Магический иудаизм |
Книжники | |
Синедрион |
I. Самаряне
Источники информации:
Евангелие от Иоанна 4:9: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».
Евангелие от Иоанна 8:48: «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе».
История происхождения
Несколько этапов:
Ø Идолопоклонство, установленное Иеровоамом (3 Цар. 12:25-33)
Ø Переселенцы в результате ассирийского пленения (4 Цар. 17) → синкретизм
Ø Вражда с иудеями, возвратившимися из плена (Ездра 4)
Ø Постройка самарянского храма на горе Гаризим
Ø Отделение самарян от иудеев во время гонений со стороны Антиоха Эпифана
Ø Создание самарянской версии Пятикнижия
Богословские воззрения:
Ø Строгий монотеизм
Ø Особая роль Моисея
Ø Акцент на собственной редакции Закона
Ø Особый статус горы Гаризим
Новозаветный взгляд:
Ø Пример Иисуса в притче: Лк. 10:29-37
Ø Упоминание о благодарности исцеленного самарянина: Лк. 17:11-19
Ø Миссия в Самарии как в языческой стране: Деян. 8:4-25
Последующая история: Существует небольшая группка даже до сих пор.
Ii. Хасидим
«Благочестивые» (от hesed)
История происхождения:
Эта группа организовалась во время кризиса четвертого века, т.е. наступления эллинизма. Хасидим стали основным оплотом Маккавейского восстания и сопротивления эллинизму. Однако вскоре их постигло разочарование в политической стороне деятельности Хасмонеев.
Богословские воззрения:
Посвященность Закону Моисееву
Первая книга Маккавейская 2:41-43: «41 И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах. 42 Тогда собрались к ним множество Иудеев, крепкие силою из Израиля, все верные закону. 43 И все, бежавшие от бедствия, присоединились к ним и сделались подкреплением для них.»
Новозаветный взгляд:
В НЗ не упоминаются
Последующая история:
Вероятнее всего, хасидим стали предшественниками фарисеев.
iii. Саддукеи]
Название «саддукеи», возможно, происходит от имени Садок (см. 1 Пар. 16:39; 24:3, 31)
ИЛИ от слова «Праведные»
ИЛИ от слова «syndikoi» - члены высшего совета
Источники информации:
Ø Иосиф Флавий
Ø Новый Завет
Ø Раввинистическая литература
История происхождения:
Ø Положительная реакция первосвященнической прослойки на программу эллинизации.
Ø Сторонники политики Хасмонеев.
Ø Небольшая группа образованных людей, занимавших видное положение в обществе и контролировавших храм.
«По мере того как росла их политическая власть, их благочестие уменьшалось» (Мецгер, НЗ, 45).
Первая книга Маккавейская 1:14-15: «14 Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому 15 и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло».
Саддукеи не пользовались популярностью среди простого народа.
Богословские воззрения:
Ø Только Тора, против устной традиции фарисеев (только записанный Закон, против устного Закона фарисеев).
Ø Подчеркивали центральное место жертвоприношений (House, 74).
Ø «Саддукеи не верили в божественное предопределение, в ангелов, в духов, в бессмертие души и воскресение тела» (Гандри, Обзор НЗ, 67).
Новозаветный взгляд:
Враги Христа и христианства по доктринальным и практическим вопросам (Мф. 22:23; Мк. 12:18; Деян. 4:5; 23:8).
Последующая история:
Прекратили свое существование после разрушения храма в 70 г. по Р.Х.