Философия культуры тойнби
1889 – 1975 гг. Главный труд – «Постижение истории» в 12 томах, 1934 – 1962 гг. Согласно Тойнби, жизнь любого общества развивается как природный процесс, главными единицами которого являются цивилизации. Каждую цивилизацию, в свою очередь, Тойнби уподобляет биологическому виду, имеющему свойственную только ему среду обитания, ареал. В создании неповторимого облика каждой цивилизации существенную роль, по его мнению, играют географические природные условия. Основные фазы развития цивилизации Тойнби описывает в терминах философии жизни Анри Бергсона. Стадии:
1. возникновение
2. рост
3. надлом
4. упадок
5. разложение и гибель
Первые два этапа протекают за счет энергии «жизненного порыва», остальные характеризуются истощением жизненных сил. После того как эти этапы пройдены, место умершей цивилизации занимает новая цивилизация, которая обречена повторить тот же самый путь, однако пройти указанный путь до конца способна далеко не каждая цивилизация. В качестве альтернатив возможны либо гибель цивилизации, либо остановка в ее развитии и связанное с этим монотонное прозябание. Всего Тойнби насчитывает 13 развитых цивилизаций:
1. инда
2. эгейская
3. египетская
4. шумеро-окатская
5. античная
6. сирийская
7. китайская
8. андская
9. центрально-американская
10. православная
11. исламская
12. западная
13. индийская
Подчеркнутые – сохранились. По мнению Тойнби, в основе каждой цивилизации лежит религиозная принадлежность. Главным фактором исторического процесса является закон вызова и ответа. Импульсы вызова и ответа развертываются в 2х слоях: в сакральном и мирском. В сакральном слое каждый вызов представляет собой стимул к осуществлению людьми абсолютно свободного выбора между добром и злом, который предоставил им Бог. В мирском слое вызов – это любая проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути своего развития: ухудшение природных условий, экономический кризис и т.д. Поиск ответа на вызов является движущей силой в развитии любой цивилизации. Если нужный ответ не находится, в социальном организме возникает аномалия, накопление которых приводит к преждевременному надлому цивилизации, ее упадку и гибели.
Поисками ответа, то есть адекватной реакции на изменение ситуации, в нормальном обществе занимается так называемое «творческое меньшинство». Именно оно выдвигает новые идеи и самоотверженно проводит их в жизнь, увлекая за собой остальных. В эпохе начала и расцвета цивилизации власть в обществе всегда принадлежит творческому меньшинству, и власть эта легитимирована дарованиями, талантами, заслугами и авторитетом представителей творческого меньшинства. Однако с течением времени происходит неизбежное ухудшение состава правящей элиты, которая постепенно превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся касту – «господствующее меньшинство». Представители господствующего меньшинства опираются уже не на дарования, таланты и заслуги, а на материальные инструменты власти и прежде всего, как считает Тойнби, на силу оружия. Вместе с тем практически одновременно возникает сознание несправедливости существующего строя, ведущего к «расколу в духе». Творческие люди мысленно обращаются к поиску другой правды, лишь механически исполняя повседневные обязанности. Обычно этих людей называют диссидентами, а замкнутая каста – номенклатура.
На противоположном полисе общества появляется и накапливается «внутренний пролетариат» - слой людей, ведущих паразитическое существование и не способных ни к труду, ни защите Отечества, но в любой момент готовых к возмущению, коль скоро не будут удовлетворены их требования хлеба и зрелищ (идентичны по своей сути субпассионариям Гумилева). На внешних границах цивилизации накапливается «внешний пролетариат», то есть народы, не успевшие сделать решающего скачка от архаического традиционного общества к модернизированному. Для того чтобы адекватно пояснить сущность философии культуры, сформулированной Тойнби, необходимо помнить, что она коренится в христианской доктрине. До грехопадения, то есть до свершения первого акта свободного выбора человеком, мир был внеисторическим, истории не было, человек не был отделен от Бога, а потому не нуждался ни в проявлении, ни в осознании своей собственной сущности. С момента своего свободного выбора человек утрачивает природное единство с Богом, возникает разделенность между Богом и человеком: Бог пребывает в неизменной вечности, а человек низвергается в непрерывно меняющийся мир, где правит время, начинает стареть и умирать. Следовательно, первый акт свободного выбора человека открывает путь истории и ставит человека в ситуацию диалога с Богом. Это диалог первоначально запечатлен в Ветхом Завете, где содержится пророчество относительно будущего. С момента воплощения божественного логоса в лице Христа история начинает разворачиваться как процесс спасения человечества и одновременно как наиболее полное проявление человеческой сущности. Таким образом, согласно Тойнби, в основе истории лежит взаимодействие божественного логоса как мирового закона и человечества, которое каждый раз дает ответ на божественное вопрошание, выраженное в форме природного или какого-либо иного вызова. Постижение истории, с одной стороны, является постижением человечеством самого себя, а с другой стороны – постижением в самом себе божественного закона и высшего предназначения. Тойнби полагал, что вызовы и ответы могут быть явлены в разных формах, но все ответы по существу сливаются в 1 универсальный ответ: «доверяясь зову Господа, чувствовать и находить вслед за ним».
вопросы для самостоятельной работы:
1. Понятие «осевого времени» и периодизация всемирной истории у Карла Ясперса.
2. Сущность Античной культуры в формулировке А.Ф. Лосева.
Лосев «12 тезисов об Античной культуре» (книга «Дерзания духа»)
Теория литературы:
1. Цветан Тодоров «Поэтика» и «Понятие литературы» (статьи)
2. Лотман «О структуре и содержании понятия художественной литературы»
3. Томашевский «Теория лит-ры» - введение.