К проблеме полифункциональности
Классическая тонально-функциональная система аккордовых и неаккордовых звуков регулирует тончайшие гармонико-смысловые градации отношения между тонами. Принадлежность звуков к аккорду данной функции при соблюдении строгих требований ведения неаккордовых звуков («стирание следа» при ходе на секунду и раз-
решении в аккордовый) означает гармоническую совместимость тонов, имеющую смысл в условиях противопоставления ее гармонической несовместимости звуков разной функции. Однофункциональность группы звуков в функциональной гармонии ведет свое происхождение от объединения созвучных тонов отношениями консонанса в средневековой — ренессансной гармонии. И так же как там консонантность звучания обеспечивает ему гармоническую «чистоту», противопоставляемую гармонической «грязи» при линеарно неорганизованных чуждых тонах — диссонансах, здесь аналогичную чистоту гармонии обеспечивает однофункциональность звукосочетаний, не нарушаемая примешиванием элементов другой функции.
К такого рода смешениям принадлежит и явление полифункциональности. Под полифункциональностью подразумевается одновременное звучание аккордов двух или более функций, также вообще созвучание тонов, принадлежащих различным функциям. Например, тоническое трезвучие внизу и D7 над ним; или то же наоборот. Если функция воплощает смысл, то такая полифункциональность (в рамках классической системы гармонии) — бессмыслицу. Поэтому в таком чистом своем виде полифункциональность практически не встречается. Даже в тех случаях, когда музыка воплощает какой-нибудь «разлад», композиторы предпочитают обходиться без гармонической грязи полифункциональности, хотя исключения здесь все же возможны. Вероятно, самым заметным из них является заключительный каданс финала «Музыкальной шутки» Моцарта с нестерпимо фальшивым, режущим слух сочетанием нескольких мажорных трезвучий, каждое «в своей тональности» (по отношению к главной тонике это будет «полифункциональная» какофония нескольких разных функций).
Необходимо специально предостеречь от механистической трактовки полифункциональности, возникающей при подмене понятий «функция — аккорд». Функция есть роль аккорда в гармоническом процессе, происходящая прежде всего на основе отношения аккорда к ЦЭ лада. Аккорд же есть носитель функции. Как уже было показано выше, одно и то же сочетание звуков может выполнять разные функции (например, e-g-h в C-dur). Было бы очевидно неверным «закреплять» за определенным сочетанием звуков одно-единственное значение и считать появление этих звуков свидетельством наличия только такой функции. Например, верхнее трезвучие-субаккорд (то есть созвучие как часть аккорда) большого доминантового нонаккорда (D957), совпадая с Sp, является безоговорочно созвучием доминантовой функции. При прочих обычных условиях весь аккорд не может быть трактован как полифункциональный:
В частности, когда D9 разрешается в Т, нельзя говорить, что это «двухфункциональный автентико-плагальный оборот» (как это
следовало бы из трактовки D9 в качестве «полифункционального» аккорда); D9-T — это только автентический однофункциональный оборот.
В противоположность механической полифункциональности, следует исходить из того, что целое не есть простая сумма компонентов и что объединение звуковых элементов, которые, взятые сами по себе, принадлежат разным функциям, при созвучании дает новое качество. Таким образом, звуки-элементы в отдельности и в составе более крупного целого могут существенно отличаться в функциональном отношении. Так, звук IV ступени (4), попав в состав доминантового аккорда, утрачивает свои субдоминантовые свойства и становится компонентом созвучия доминантовой функции (характерно, что функционирование септимы 9 : 5 часто соответствует несуществующей в нашей темперации септиме 7:4, например, при тенденции к расположению доминантсептаккорда по типу натурального звукоряда — см.: Шопен, 1-я баллада, кульминация побочной темы). И аккорд Sp7 на доминантовом басу подчиняется в целом господствующей в нем доминантовой функции, что и дает новое качество доминантового многозвучия (D11, например, доминантовый, а не полифункциональный предыкт перед репризой ноктюрна C-dur Грига); было бы механистичным усматривать наличие второй функции на основании того, что вне этого контекста аккорд Sp7 выполняет функцию субдоминанты (то есть является видоизменением основного аккорда S).
Тем не менее полифункциональность в гармонии все же возможна в каких-то проявлениях. Особенно часто это связано с влиянием инородного по отношению к тональной функциональности фактора — линеарности. Подобно тому как применяемые определенным образом «транзиты» видоизменяют консонантную основу ренессансной гармонии, как неаккордовые звуки могут вступать в регулируемое определенными правилами противоречие с функциональной сущностью данного аккорда, так развитые формы линеарности в состоянии порождать и более широкие противоречия этого рода, конечно, при условии строгого регулирования их законами линеарности (подробнее об этом — далее, в § 17 данной главы). Наиболее частый случай такой полифункциональности — функциональное противоречие гармоний на органном пункте (см. главу 6, § 9). К регулирующим моментам относится здесь то, что органный пункт чаще всего — отдельный звук, а не полный аккорд (как и неаккордовые чаще всего тоже звуки, а не аккорды), а также то, что музыкально-психологически при длительной неподвижности педального звука происходит отвлечение внимания от него в пользу движущегося слоя. То же относится и к К64, сохраняющему в себе звучность тоники (на доминантовом басу), хотя в целом и являющемуся задержанием к доминанте (характерно, что «микропедаль» доминанты при К64 никогда не бывает в виде терции или трезвучия, но только в виде однозвучия).
Р. Шуман. «Warum?»
К редким случаям свободного от линеарности применения полифункциональности относится показанное в примере 176 совмещение функционального разрешения со следующим функциональным шагом в одном созвучии (правда, все же педального типа).
Схема:
Так как тема начинается с аккорда , то эта полифункциональность может быть объяснена «предъемным» введением доминантовой педали (линеарное явление), то есть опять-таки строгим соблюдением законов гармонии.