Глава 9. лады модального типа

МОДАЛЬНОЕ ОДНОГОЛОСИЕ

Интервальные системы различных родов составляют, если так можно выразиться, «материальную часть» крупных, раз­вернутых во времени музыкальных цельностей («организ­мов») — ладов. Интервальные системы — организация материала ладов как музыкально-выразительных и логически осмысленных зву­ковых объединений.

В широком смысле слова лады — это все системы логически свя­занных и функционально дифференцированных звукоотношений. Од­нако практически часто бывает целесообразным дифференцировать об­щее понятие «лады» и пользоваться более узкими, специфическими, конкретизирующими ту или иную группу таких систем. К числу наи­более важных специфических понятий относятся: лады модального типа, тональность (лады тонального типа), в музыке XX в. также со­норные структуры, серийные структуры (до­декафония) и ряд других.

Лады
модальные тональные

Основные понятия (общее и специфи­ческие) ладов до XX в.:

Под модальными ладами чаще всего подразумеваются «старин­ные» лады или «лады народной музыки» (дорийский, фригийский и др.), пентатоника (какого-либо вида), «венгерская» гамма (с двумя увеличенными секундами) и т. п. Под «тональными» (или «тонально­стью») понимают мажор и минор классического типа, основанные на доминировании функций S, D, Т. Термин «лады» применяется в двух значениях — общем (любые логически дифференцированные систе­мы звукоотношений, включая и старинные лады, и тональность ма­жорно-минорного типа) и более специальном («лады» в отличие от тональностей мажора и минора*). Различие между тем и другим,

* Например, одна из книг Г. Э. Конюса называется «Курс контрапункта строгого письма в ладах»(М., 1930; курсив мой. — Ю. X.).Термин был весьма распростра­ненным. На титульном листе у Конюса значится добавление: «Составлен примени­тельно к требованиям учебного плана Московской государственной консерватории». Модальные лады начали осмысливаться (без этого термина) еще во второй половине XIX в. По словам Б. Л. Яворского, С. И. Танеев называл модализмы в соединениях аккордов (например, II-VI, II-III и т. п.) «ладовой музыкой»; он пользовался также выражением: «построения по „гаммам"» (например, тоновой, тон-полутон, полуторатоновой). В другой связи Танеев применял и термин «мелодическая тоника», противопоставляя ее «гармонической», обычной (см.: Танеев С. И. Из научно-педа­гогического наследия. М., 1967, с. 104, 101).

таким образом, некоррелятивно (одно не исключает другое). Проти­вопоставление исходит из того, какой из признаков системы являет­ся преобладающим: в «ладах» (дорийском, эолийском, фригийском и прочих) доминирует специфический признак ладового звукоряда (хотя есть и своя система устоев и неустоев), в «тональности» — специфический признак взаимодействия D—T и других тональных функций (хотя существен и признак звукоряда, в особенности — звукоряда всегда указываемых при ключе основных ступеней).

Ввиду постоянного смешения признаков «лада» и «тональности» терминологически более конкретно противопоставление не столько этих категорий, сколько двух типов ладовых структур: модального (за основу принимается звукоряд) и тонального (за основу берется соответственно система тональных функций S-D-T).

В ладах модального типа звукоряд соблюдается строго — в них типично выдерживание ладового звукоряда на всем протяжении построения с данным устоем (единая точка отсчета ступеней звуко­ряда), а дифференцированность и определенность тональных функ­ций могут даваться в любых пропорциях, вплоть до отсутствия постоянного ощущения тяготения к тонике и до тональной неопре­деленности; показательно, что в подробно разработанной древне­греческой ладовой (модальной) теории нет развитого учения об ус­тое, тем более о тонике.

В ладах тонального типа, наоборот, тональные функции ощущают­ся с предельной отчетливостью — и притом в них непрерывно на всем протяжении пьесы единому тональному центру подчиняется ряд мик­ротоник (множественность точек отсчета звукоступеней лада), а звуко­ряд основных ступеней данного лада может соблюдаться или не соблю­даться в любых пропорциях от строгой диатонической семиступенно­сти (Шопен, этюд ор. 10 № 3 E-dur, такты 1-5) вплоть до полной хроматической гаммы (Шопен, этюд ор. 10 № 2 a-moll, такты 1-4).

Закономерности ладов могут реализовываться в двух измерениях: 1) по горизонтали и 2) по вертикали. Первое (логически и историче­ски) основополагающее проявление ладовых закономерностей — дей­ствие их в последовании, в мелодии. В развитом многоголосии (осо­бенно при четырехголосном сложении) утрачивают свое значение не­которые важнейшие факторы монодического лада (амбитус, реперкусса, единичность финального тона) и появляются новые (двух- и трехзвучность финалиса, кварто-квинтовая связь созвучий и т. д.). Отсюда известное различие между ладами, например, грегорианской монодии и нидерландских месс. В зависимости от форм изложения музыкаль­ной ткани возможно следующее важнейшее деление ладов:

1) одноголосные лады (монодия; мелодия в составе многоголос­ной ткани);

2)многоголосные лады, полифонического (полимелодического) и аккордо-гармонического типа.

Модальный тип ладов с наибольшей чистотой и определенно­стью раскрывается в монодическом (одноголосно-мелодическом) складе музыкальной ткани. Он важен и для мелодики многоголос­ного склада. Иначе говоря, модальный тип — мелодическая ладо­вость. В целях упрощения изложения, однако, целесообразно не дифференцировать мелодическую ладовость на несколько самостоя­тельных видов (собственно-монодический, полифонно-мелодический, гомофонно-тонально-гармонический), а рассмотреть ее обобщенно — как ладовые структуры в монодии и в мелодике при многоголосном изложении (сохранив, однако, — условно — в качестве общего тер­мина указание на одноголосие как на основной и исходный тип склада фактуры).

Так же как мелодия есть первичная форма музыки, модальное одноголосие — это первичный тип развитой ладовой структуры, в некоторых музыкальных культурах составляющий все богатство зву­ковысотных отношений. Если взять всю музыку в целом, то окажет­ся, что модальная монодия может быть признана количественно преобладающим типом лада, ладовой организации. Она свойственна древнегреческой музыке, древним восточным, африканским, евро­пейским культурам, народной музыке всех стран, грегорианским мелодиям, древнерусским роспевам, а также — в составе многого­лосной ткани — европейской полифонии и гомофонии. Новый им­пульс к развитию модальное одноголосие получило в музыке XX в.

Специфика модального одноголосия, выражающаяся в связи ладовой выразительности со строением звукоряда, фиксируется по­этому в виде соответствующих звукорядов с указанием главного звука-устоя.

Пример 110 демонстрирует ладовые звукоряды различных типов (звуки-устои указаны нотами в квадратах).

глава 9. лады модального типа - student2.ru

глава 9. лады модального типа - student2.ru

Наши рекомендации