Глава 9. лады модального типа
МОДАЛЬНОЕ ОДНОГОЛОСИЕ
Интервальные системы различных родов составляют, если так можно выразиться, «материальную часть» крупных, развернутых во времени музыкальных цельностей («организмов») — ладов. Интервальные системы — организация материала ладов как музыкально-выразительных и логически осмысленных звуковых объединений.
В широком смысле слова лады — это все системы логически связанных и функционально дифференцированных звукоотношений. Однако практически часто бывает целесообразным дифференцировать общее понятие «лады» и пользоваться более узкими, специфическими, конкретизирующими ту или иную группу таких систем. К числу наиболее важных специфических понятий относятся: лады модального типа, тональность (лады тонального типа), в музыке XX в. также сонорные структуры, серийные структуры (додекафония) и ряд других.
Лады | |
модальные | тональные |
Основные понятия (общее и специфические) ладов до XX в.:
Под модальными ладами чаще всего подразумеваются «старинные» лады или «лады народной музыки» (дорийский, фригийский и др.), пентатоника (какого-либо вида), «венгерская» гамма (с двумя увеличенными секундами) и т. п. Под «тональными» (или «тональностью») понимают мажор и минор классического типа, основанные на доминировании функций S, D, Т. Термин «лады» применяется в двух значениях — общем (любые логически дифференцированные системы звукоотношений, включая и старинные лады, и тональность мажорно-минорного типа) и более специальном («лады» в отличие от тональностей мажора и минора*). Различие между тем и другим,
* Например, одна из книг Г. Э. Конюса называется «Курс контрапункта строгого письма в ладах»(М., 1930; курсив мой. — Ю. X.).Термин был весьма распространенным. На титульном листе у Конюса значится добавление: «Составлен применительно к требованиям учебного плана Московской государственной консерватории». Модальные лады начали осмысливаться (без этого термина) еще во второй половине XIX в. По словам Б. Л. Яворского, С. И. Танеев называл модализмы в соединениях аккордов (например, II-VI, II-III и т. п.) «ладовой музыкой»; он пользовался также выражением: «построения по „гаммам"» (например, тоновой, тон-полутон, полуторатоновой). В другой связи Танеев применял и термин «мелодическая тоника», противопоставляя ее «гармонической», обычной (см.: Танеев С. И. Из научно-педагогического наследия. М., 1967, с. 104, 101).
таким образом, некоррелятивно (одно не исключает другое). Противопоставление исходит из того, какой из признаков системы является преобладающим: в «ладах» (дорийском, эолийском, фригийском и прочих) доминирует специфический признак ладового звукоряда (хотя есть и своя система устоев и неустоев), в «тональности» — специфический признак взаимодействия D—T и других тональных функций (хотя существен и признак звукоряда, в особенности — звукоряда всегда указываемых при ключе основных ступеней).
Ввиду постоянного смешения признаков «лада» и «тональности» терминологически более конкретно противопоставление не столько этих категорий, сколько двух типов ладовых структур: модального (за основу принимается звукоряд) и тонального (за основу берется соответственно система тональных функций S-D-T).
В ладах модального типа звукоряд соблюдается строго — в них типично выдерживание ладового звукоряда на всем протяжении построения с данным устоем (единая точка отсчета ступеней звукоряда), а дифференцированность и определенность тональных функций могут даваться в любых пропорциях, вплоть до отсутствия постоянного ощущения тяготения к тонике и до тональной неопределенности; показательно, что в подробно разработанной древнегреческой ладовой (модальной) теории нет развитого учения об устое, тем более о тонике.
В ладах тонального типа, наоборот, тональные функции ощущаются с предельной отчетливостью — и притом в них непрерывно на всем протяжении пьесы единому тональному центру подчиняется ряд микротоник (множественность точек отсчета звукоступеней лада), а звукоряд основных ступеней данного лада может соблюдаться или не соблюдаться в любых пропорциях от строгой диатонической семиступенности (Шопен, этюд ор. 10 № 3 E-dur, такты 1-5) вплоть до полной хроматической гаммы (Шопен, этюд ор. 10 № 2 a-moll, такты 1-4).
Закономерности ладов могут реализовываться в двух измерениях: 1) по горизонтали и 2) по вертикали. Первое (логически и исторически) основополагающее проявление ладовых закономерностей — действие их в последовании, в мелодии. В развитом многоголосии (особенно при четырехголосном сложении) утрачивают свое значение некоторые важнейшие факторы монодического лада (амбитус, реперкусса, единичность финального тона) и появляются новые (двух- и трехзвучность финалиса, кварто-квинтовая связь созвучий и т. д.). Отсюда известное различие между ладами, например, грегорианской монодии и нидерландских месс. В зависимости от форм изложения музыкальной ткани возможно следующее важнейшее деление ладов:
1) одноголосные лады (монодия; мелодия в составе многоголосной ткани);
2)многоголосные лады, полифонического (полимелодического) и аккордо-гармонического типа.
Модальный тип ладов с наибольшей чистотой и определенностью раскрывается в монодическом (одноголосно-мелодическом) складе музыкальной ткани. Он важен и для мелодики многоголосного склада. Иначе говоря, модальный тип — мелодическая ладовость. В целях упрощения изложения, однако, целесообразно не дифференцировать мелодическую ладовость на несколько самостоятельных видов (собственно-монодический, полифонно-мелодический, гомофонно-тонально-гармонический), а рассмотреть ее обобщенно — как ладовые структуры в монодии и в мелодике при многоголосном изложении (сохранив, однако, — условно — в качестве общего термина указание на одноголосие как на основной и исходный тип склада фактуры).
Так же как мелодия есть первичная форма музыки, модальное одноголосие — это первичный тип развитой ладовой структуры, в некоторых музыкальных культурах составляющий все богатство звуковысотных отношений. Если взять всю музыку в целом, то окажется, что модальная монодия может быть признана количественно преобладающим типом лада, ладовой организации. Она свойственна древнегреческой музыке, древним восточным, африканским, европейским культурам, народной музыке всех стран, грегорианским мелодиям, древнерусским роспевам, а также — в составе многоголосной ткани — европейской полифонии и гомофонии. Новый импульс к развитию модальное одноголосие получило в музыке XX в.
Специфика модального одноголосия, выражающаяся в связи ладовой выразительности со строением звукоряда, фиксируется поэтому в виде соответствующих звукорядов с указанием главного звука-устоя.
Пример 110 демонстрирует ладовые звукоряды различных типов (звуки-устои указаны нотами в квадратах).