Подготовка учителя к уроку
Методика разрабатывает формы организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей. В российской школе в качестве основной принята классно-урочная форма организации обучения. Класс – это группа учащихся постоянного состава: они имеют примерно одинаковый возраст (в дневной школе), обучаются по одинаковой программе, обязаны систематически посещать уроки и готовить домашние задания.
Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в школе: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию, в сумме должны исчерпать изучение программы.
Существуют другие формы организации обучения: семинары и конференции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации и т.д. Важнейшее значение имеет домашняя работа учащихся. Высокая эффективность обучения достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации.
Урок истории – это часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени.
Урок истории – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: он отличается более строгой организационной структурой; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок истории, выделяются следующие.
1. Использование новейших достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств обучения.
9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок истории направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной, групповой деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет, мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности и т.д.; внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.
Кроме того, выделяются и другие требования к уроку: организационные, психологические, управленческие, оптимального общения учителя с учащимися, сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и др.
Важнейшими категориями методики обучения истории являются задачи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы, звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти проблемы находят отражение в уроке. Важной проблемой, которую приходится решать теоретику и практику, является определение типа уроков. Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу – группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся.
Среди учителей и методистов существуют различные точки зрения на типологию уроков – в зависимости от определения главного принципа: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по деятельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения, – комбинированный, или составной, урок; 2) урок изучения нового материала; 3) повторительно-обобщающий урок; 4) урок проверки и учета знаний. Методисты считают эту классификацию более целесообразной. Она дает возможность ясно определить основную дидактическую задачу каждого урока, структуру системы уроков по типам. В этой системе должны преобладать уроки изучения новых знаний и комбинированные, что подтверждается практикой. В 5-6-х классах в силу возраста учащихся наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной сменой видов учебной работы.
Мысль о возможности дифференцированной по возрастам типологии уроков заслуживает внимания. Так, А.А. Вагин предлагает различать для 4‑5-х классов три типа уроков: содержащие все звенья обучения; изложение в форме рассказа; повторение. Для 6-7-х классов – семь типов уроков. Для 9-10-х классов – десять типов уроков: вводный, сообщение нового материала, разбор, заключительный по теме, повторительный, обобщающий, опрос, содержащий все звенья процесса обучения. Однако предложенная классификация уязвима. Трудно представить в 4-5-х классах урок, посвященный только рассказу. Вводный урок не может выйти за рамки повторения, обобщения или сообщения нового материала. Умения и навыки могут формироваться, а знания применяться на всех этапах урока. Определение типа урока по способу его проведения ничего не дает учителю, очевидно, что урок-беседа проводится путем беседы, а киноурок – путем демонстрации кинокартины и т.д. Определение типа урока по основной дидактической цели действенно.
Особый тип урока представляют семинарские занятия по истории во втором концентре. Широкое применение в старших классах лекционно-семинарской формы обучения требует дальнейшей теоретической и практической разработки методики таких уроков.
В современных условиях учителя стремятся к разработке новых форм проведения учебных занятий, стараются выйти за рамки шаблона. О.С. Гребенюк [8] систематизировал все наработки и по форме выделяет следующие группы нестандартных уроков.
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, устный журнал.
4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча» и др.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый совет и т.д.
Учитель, проводя нестандартные уроки, стремится разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Вместе с тем нельзя на базе таких уроков построить весь учебный процесс. Урок – это каждодневный труд, нетрадиционные уроки хороши как разрядка, как праздник. Учитель включает такие уроки в систему процесса обучения, определяет их место и роль в процессе познания.
Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках реализуются почти все.
Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения. Некоторые структурные звенья опускаются в тех случаях, когда их не обязательно вводить в структуру урока. Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, одиннадцать из двенадцати уроков второго раздела программы для 6-го класса первого концентра «Классическое средневековье в Европе» взаимосвязаны идеей развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому все уроки темы «Европейское общество в классическом средневековье» (4 ч.) лучше начинать с опроса. В 11-м классе уроки по теме «Россия в годы Гражданской войны и интервенции» посвящены ходу военных действий, и каждый из них начинается с проверки усвоения материала предыдущего урока, так как новый урок раскрывает последующий ход событий. Урок «Советская модель модернизации» (тема 4: «СССР в конце 20-30-х гг.») целесообразно весь посвятить изучению нового материала. Связи с предшествующими знаниями будут устанавливаться логикой изучаемого нового материала. На таком уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в изучении нового материала, и выделять их как структурные элементы нет необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности учащихся на разных уровнях по плану учителя.
Поиски учителей и методистов, направленные на повышение эффективности урока, подтверждают, что структура урока должна быть разнообразной. Она хороша в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.
Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Обязательными его компонентами должны быть название темы и перечень ее образовательно-воспитательных и развивающих задач. Тематический план целесообразно расположить в виде таблицы:
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основные понятия | Основные умения | Межпредметные связи | Средства обучения | Тип урока |
Разрабатывая конкретное занятие, учитель должен помнить, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. В практике подготовки урока учитель прежде всего определяет его цели, тип урока, отбирает необходимое оборудование, учебные пособия, намечает объем и содержание учебного материала, логику его раскрытия. Учитель стремится отобрать к уроку наиболее убедительные факты, яркие документы, отрывки из художественной и мемуарной литературы и т.д.
Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития умений учащихся.
Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы урока с указанием их основного содержания и характера деятельности учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия корточек. При изучении нового материала планируется логика его раскрытия и деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации. В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока или его части, обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т.д. Определяя домашнее задание, учитель должен разъяснить его, дать инструкцию к его выполнению.
Урок любого типа характеризуется вариативностью методики его проведения. В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отмечается реализацией задач образования, воспитания и развития учащихся, в их единстве.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое методика обучения истории?
2. Определить связь методики с другими науками.
3. Выделить задачи курса методики.
4. Качества современного учителя. Смоделируйте портрет учителя истории.
5. Каковы перспективы исторического образования в средней школе?
6. Причины реформы исторического образования.
7. Этапы школьной реформы исторического образования.
8. Выявить особенности линейной структуры исторического образования.
9. Назвать особенности концентрической структуры исторического образования.
10. Особенности школьного исторического образования в первом концентре.
11. Особенности школьного исторического образования во втором концентре.
12. Составить учебно-методический комплекс для определенного класса и концентра по следующей схеме:
Учебные пособия | Методическая литература | Наглядные средства | Интерактивные средства |
13. Проанализировать методический аппарат учебника истории.
14. Сравнить предложенные Минобразованием альтернативные учебники по истории для любого класса.
15. Высказать свое отношение к рабочим тетрадям.
16. Разработать конспект урока по истории с использованием рабочей тетради.
17. Произвести анализ одного из сборников познавательных заданий по истории.
18. Выделить проблемы процесса познания учащимися основ исторической науки.
19. Основные направления руководства учебной деятельностью школьника.
20. Выделить уровни познавательной деятельности учащихся.
21. Источники формирования знаний в процессе обучения истории.
22. Как Вы понимаете место образа, слова и условного знака в преподавании истории?
23. Что такое метод обучения?
24. Проблема метода обучения в преподавании истории.
25. Разработать конспект урока по истории с применением различных методов обучения.
26. Виды устного изложения.
27. Что такое проблемное обучение и его применение в обучении истории?
28. Разработать эвристическую беседу по избранной проблеме.
29. Назовите инновационные технологии в преподавании истории.
30. Посетить урок в школе и дать методический анализ его по схеме «План наблюдения и анализа урока истории».
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984.
2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.
3. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 1997.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 1999.
6. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.
7. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
8. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 1996.
9. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966.
10. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.
11. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978.
12. Ежова С.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986.
13. Российский учебник: Каталог-справочник. В 2 ч. / Под ред. М.Р. Леонтьевой. М., 1996.
14. Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе: пособие для учителя к учебнику Л.А. Кацвы и А.Л. Юрганова «История России. VIII-XV вв.». М., 1997.
15. Клемешева М.А., Ильина М.В., Романь Г.П. Очерки истории края: Методическое пособие для учителей начальной и основной школы. Калининград, 1998.
16. Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М., 1960.
17. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968.
18. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
19. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М., 1982.
20. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. В 2 ч. М., 1978.
21. Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов. Учебное пособие. Калининград, 1998.
22. Программно-методические материалы. История 5-9 классы. М., 1999.
23. Программно-методические материалы. История 10-11 классы. М., 1999.
24. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии. Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996.
25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Статьи
26. Алексашкина Л.Н. и др. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область «Общество» (история) // История. 1996. ¹42, 43.
27. Бацын В.К. О реформе исторического обществоведческого образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. 1997. ¹ 8.
28. Безрогов В.Г. и др. Учебная литература по истории: современное состояние и перспективы // История. 1997. ¹ 11.
29. Богоявленский Б., Митрофанов К. История: во-первых, во-вторых, в-третьих… // История. 1994. № 27.
30. Вяземский Е.Е. и др. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область «Общество» (история) // История. 1997. ¹ 2.
31. Вяземский Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденции // История. 1997. ¹ 26.
32. Вяземский Е.Е. На пути к новой Европе. О международном сотрудничестве в области преподавания истории и обществознания // Граждановедение: Приложение к «Учительской газете». 1997. ¹ 44.
33. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России: на пути к новой парадигме // Мое Отечество. 1997. ¹ 1.
34. Вяземский Е.Е. О проблемах экспертизы учебной литературы по истории // Преподавание истории в школе. 1998. ¹ 6.
35. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной российской школе//Мое отечество. 1998. ¹ 4.
36. Головатенко А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра: Обзор проблем и контуры решений // История. 1997. ¹ 7.
37. Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги международной конференции // Преподавание истории в школе. 1999. №2.
38. Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 1997. ¹ 1.
39. Мейтлэнд С. Совет Европы и историческое образование // Преподавание истории в школе. 1995. ¹ 7.
40. О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году // Преподавание истории в школе. 1999. №6.
41. Стрелова О.Ю. Регионализация исторического образования: средство распада или объединения? // Мое Отечество. 1998. ¹3.
42. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования // История. 1994. ¹ 45.
43. Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы. М., 1996.
44. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. 1999. №1.
45. Умбражко К. Развитие творческого мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1996. ¹ 2.