Г. Литературные и публицистические произведения
Необходимо отличать литературные произведения как исторические источники и источники по истории литературы (в качестве которых могут выступать и вещественные памятники, и различные виды письменных источников). Кроме того, следует учесть употребление понятия «литература» в смысле обозначения всех памятников письменного повествовательного характера (мемуарная литература, эпистолярная литература). В дальнейшем под этим понятием будем иметь в виду художественную литературу.
Произведения литературы, где художественная форма не менее существенная, чем само содержание, как и памятники публицистики (для которых характерно преобладание полемической функции) занимают особое место среди исторических источников. Они не столько документально фиксируют события, сколько отражают эмоции, ощущения, размышления авторов об определенных событиях и явлениях. Литературные и публицистические произведения имеют первостепенное значение для изучения истории культуры, идеологии. Они также могут служить и служат интересным источником восстановления социально-политической картины эпохи, к которой они относятся.
До настоящего времени историки, если и обращались к литературным произведениям, то лишь, по преимуществу, периода XII–XVIII вв. Подход этот (по справедливому замечанию И.Н. Данилевского) отличался, за небольшим исключением, «наивным историзмом и потребительским отношением к источниковой информации» (Учебник РГГУ. 1998. С. 280).
Между тем на смену античной литературе пришла совсем иная. В средневековье в книге искали отнюдь не эстетического удовольствия, а прежде всего мудрости. В традиции Руси уже чтение было Мудростью (Ярослав Мудрый) и ученый того времени являлся именно книжником. Литература приобрела информативный и немногословный характер (кроме отдельных жанров, предполагающих красноречие). Другая важнейшая черта литературы средневековья – ее преимущественно религиозное содержание и характер.
Если затронуть литературные произведения Руси XII–XIV вв., то наряду с памятниками светского характера (действительно единичными), можно заметить преобладание как переводов духовной литературы (скриптурных и литургических, вероучительных, проповеднических, житийных), так и наличие огромного количества произведений оригинальных канонических произведений. Литература была призвана обеспечить передачу, трансформацию знаний, этим предопределялось наличие множества поучений и посланий. Этой же цели служила и житийная литература (явившаяся предметом магистерской диссертации В.О. Ключевского). Информационный характер произведений выявился и в литературе путешествий («Хожения»).
При всех отличиях, однако, литература средневековья основывалась на прочном фундаменте литературы античности. Та же агиографическая литература как бы продолжала традиции эллинистического романа (который оформился к середине второго столетия нашей эры в отдельный жанр), имея первоначальной целью не только поучительное и занимательное чтение (первые повести о муках христиан – «пасионы» («страсти»), «мортирии» («свидетельства»)). Только со временем элементы беллетристики, занимательности в агиографии исчезли, уступая место прагматизму и схематизму повествования; персонажи все более приобретают обобщенный характер, формируясь из «типовых» положительных качеств.
Единичность источников эпохи средневековья, их крайняя немногочисленность принуждали исследователей обращаться и к литературным произведениям. Иную ситуацию мы наблюдаем по отношению к новому и новейшему времени. Индивидуализация персонажей, психологичность и эмоциональность повествования и многоликость литературных произведений наряду с ростом количества других видов источников стали серьезным препятствием для обращения к ним историков, исследователей по социальной истории.
Вместе с тем художественная литература, как никакой другой источник, может показать образ мышления людей разных поколений, разных социальных слоев, их представлений об идеалах, о счастье, о материальных и моральных ценностях. В последнее время широкое распространение, в том числе и в восточноевропейских странах получила так называемая «история повседневности». Вместе с тем наши архивы содержат подробнейшую информацию о различных учреждениях и – минимальную – о конкретных людях, о семье, о личном. В этом отношении именно художественная литература представляет собой ценнейший источник о том, как жили, о чем мечтали, как одевались, как любили, ухаживали за дамами и т. д. в те или другие времена. Ведь известно выражение о том, что «зная, чем питалось то или иное общество, можно определить его культуру, философию, политику и все, все остальное» (Цит. по: Кабанов В.В. Источниковедение истории Советского общества. РГГУ. 1997. С. 340).
Советская (да и во многом западноевропейская) историческая литература долгое время пыталась изучать или усредненные «народные массы» или же типизированные образы вождей. Ценность художественной литературы в том, что она помогает установить побудительные мотивы тех или иных индивидуальных действий, создает образ человека определенной эпохи, «героя нашего времени».
При этом одинаково ценны все жанры литературы: от документальной повести до фантастики. Ведь последняя также отражает степень технического развития общества и представления о будущем, различные социальные идеалы (не случайно существовал феномен «советской фантастики»).
В большей степени, нежели художественные произведения, у исследователей социальных наук настоящий интерес вызывали публицистические произведения. Они были и являются неразрывно связанными не только с литературными, но и другими видами повествовательных источников. Характерным являлось, уже отмеченное выше, стремление публицистов использовать эпистолярную форму. Единственным известным произведением митрополита Климента Смолятича (XII в.) является «Послание к Фоме Пресвитеру».
Еще большее развитие это направление получило в эпоху Реформации и Возрождения («Письма темных людей» и др.). Примерно в это время зарождается особый жанр – эссе. Эссеист излагает мнение по произвольно выбранной им или общественно значимой проблеме, но выступает не от имени какой-то социальной группы (что характерно для публицистики в целом), а от своего имени.
Публицистика – вид исторических источников, возникающий преимущественно в общественной сфере. Она призвана выражать мнение какой-либо социальной группы об общественно значимой проблеме. В то же время публицистические произведения могут иметь как индивидуального, так и коллективного автора. Следует также отметить, что выступление автора от имени какой-либо группы может иметь не всегда открыто выраженный характер.
Если в период средневековья публицистическая литература связана по преимуществу с религиозными спорами, то в новое и новейшее время в качестве произведений публицистики выступают проекты государственных преобразований и конституций, происходит слияние публицистики и периодики (яркий пример – «Мужицкая правда» К. Калиновского), возникают новые формы, отчетливо очерчиваются литературно-художественная, научная и общественно-политическая публицистика. Выделяются официальная, правительственная и оппозиционная публицистика. Яркой страницей белорусской публицистики второй половины XIX в. является публицистика белорусских народников.
С начала ХХ в. публицистика становится одной из форм партийной пропаганды. Публицистическую направленность приобретают программные документы различных партий. Получают широкое развитие такие формы публицистической литературы как прокламации и листовки. Последние, впрочем, использовались там, где свободное выражение мнений было невозможным или неблагоразумным с целью дискредитации власти и выражения общественной оппозиции еще в античные времена. В ХХ в. они становятся массовым источником, сопровождаются рисунками, графическими изображениями, что приближало их к плакатам.