Дополнительная: № 3,7,10,11, 13, 39,40,41, 42, 48, 52, 66, 67, 71, 84, 96, 107
Тема 2. Мифологический метод (2 часа) (самостоятельно)
План
- Мифологический метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель мифопоэтических исследований.
- История формирования мифопоэтической школы (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев).
Литература
Основная: № 1, 4, 5, 8, 10.
Дополнительная: № 1, 13, 39, 41, 42, 45, 47, 52, 73, 81.
Тема 3. Культурно-исторический метод (2 часа) (самостоятельно)
План
- Культурно-исторический метод в литературоведении. Возникновение и развитие.
- Основные принципы культурно-исторической школы.
- И.Гердер, И.Тэн и русская культурно-историческая школа. Общее и национально особенное в культурно-историческом методе 19 века.
Литература
Основная: № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10.
Дополнительная: № 3, 8, 10-12, 39, 41, 47, 60, 71, 85.
Тема 4.. Сравнительно-исторический метод (2 часа)
План
- Сравнительно-исторический метод в литературоведении.
- «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского как методологическая основа сравнительно-исторических исследований.
- Трансформации сравнительно-исторической методологии в XX веке: труды В.М. Жирмунского, Н.И.Конрада.
Литература
Основная: № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10.
Дополнительная: № 3, 8, 10-13,18, 19, 25, 26, 27, 30, 39, 40, 41, 47, 49.
Тема 5. Культурологические исследования (2 часа) (самостоятельно)
План
- Культурологические исследования в современном литературоведении.
- Развитие метода в литературоведении 20 века.
- Исследования поэтики древнерусской литературы в трудах Д.С. Лихачева, западноевропейской культуры – М.М. Бахтиным.
Литература
Основная: № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10
Дополнительная: № 3-7, 10, 39, 41, 42, 47, 52, 67, 70, 71, 73, 87, 94.
Учебно-тематический план (1-й семестр)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
лекции | Практи- ческие | СРС | ||
Психологический метод в литературоведении. Гносеологическая основа, предмет и цель психологических исследований текста. Труды В.Гумбольдта и А.А. Потебни и их роль в изучении психологии художественного творчества и художественного восприятия. | ||||
Историко-функциональный метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель историко-функциональных исследований. Психологическая школа в предыстории метода. Историко-генетический метод в литературоведении | ||||
Герменевтика. | ||||
Формальный метод | ||||
Структурно-семиотический метод | ||||
Современные методы изучения литературы | ||||
Всего: |
Тематический план на 2-й семестр
Лекции:
1. Психологический метод в литературоведении. Гносеологическая основа, предмет и цель психологических исследований текста. Труды В.Гумбольдта и А.А. Потебни и их роль в изучении психологии художественного творчества и художественного восприятия. Психоанализ. (2 часа)
2. Историко-функциональный метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель историко-функциональных исследований. Психологическая школа в предыстории метода. Историко-генетический метод в литературоведении(2 часа).
Практические занятия:
Тема 1. Герменевтика. (2 часа)
План
- Герменевтика Понятие «герменевтического круга».
- Герменевтическая теория в современном русском литературоведении. Рецептивная эстетика.
- Понятия «горизонт ожидания», «коммуникативная определенность / неопределенность», «эстетический опыт».
- Герменевтическая теория в современном русском литературоведении (Ю.Борев, Г.И.Богин).
Литература
Основная: № 1-10
Дополнительная: № 9, 10, 14, 16, 17, 20, 35, 39, 41, 42, 49, 52, 57, 65, 70, 73.
Тема 2. Формальный метод (2 часа)
План
- Возникновение метода в западноевропейском искусствоведении.
- Ранние русские формалисты. Труды В.Шкловского, Б.Эйхенбаума, Б.Томашевского. Понятия «прием/материал», «мотивировка», «остранение» и др.
- Критика и самокритика метода и его судьба в развитии литературоведения 2-й половины 20 века.
Литература
Основная: № 1-10
Дополнительная: № 1, 39, 41, 65, 67, 70, 71, 83, 84, 91, 96, 99-100.
Тема 3. Структурно-семиотический метод (2 часа)
План
- Структурно-семиотический метод в литературоведении. Идеи и принципы французского структурализма сер. 20 века.
- Структурно-типологические и структурно-семиотические исследования в современном литературоведении.
- Тартусско-Московская семиотическая школа (Ю.М. Лотман и др).
Литература
Основная: № 1-10
Дополнительная: № 1, 2, 23, 39, 43, 44, 46, 52, 53, 76, 88, 93.
Тема 4-5. Современные методы изучения литературы. (4 часа)
План
- Концепция личности. Развитие идеи концепции личности в трудах Б. Храпченко, Ю. Павлова, Д Ковальчука и др.
- Художественный мир произведения как разновидность традиционного исследования.
- Постструктурализм как современный этап развития литературоведения.
- Феноменология. Деконструктивизм. Мультикультурализм.
- Итоги развития методов литературоведения.
Литература
Основная: № 1-10
Дополнительная: № 1, 2, 3, 7. 18, 39, 42, 43, 52, 53, 64, 81, 103.
V. Материалы по используемым инновационным методам обучения
Образовательные технологии
Семестр | Вид занятия (Л, ПР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Кол-во часов |
Л | Проблемная лекция | ||
Л | Лекция - визуализация | ||
ПР | Семинар – дискуссия | ||
Итого: |
VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий.