Пентатоника. квинтовая пятиступенность

Первым и в числовом отношении простейшим среди интервалов, образованных звуками различного качества (то есть помимо октавно-унисонных тождеств), является квинта. Будучи среди них носите­лем самого простого музыкального числа (3 : 2), она обладает самым сильным связующим действием и становится первым строительным интервалом акустической системы.

Простейшая из образованных наслоением квинт (или кварт) ин­тервальная система — пентатоника.

Слово «пентатоника» происходит от греч. πέντε — пять и «тон», звук; буквально «пентатоника» значит «пятизвуковая» или «пяти­ступенная» (подразумевается «система»). В древнегреческой теории музыки (Клеонид, Бакхий) был термин «пентатон» (πεντάτονον — букв. «пятитон»), означавший интервал в пять целых тонов и стояв­ший в одном ряду с другими, указывавшими число целых тонов: тон, дитон, тритон, тетратон, пентатон. Слово «пентатоника» содер­жит уже другой смысл. Обычно под этим термином понимают беспо­лутоновую (ангемитонную) пятиступенную систему, звуки которой расположимы по квинтам (пример 83).

пентатоника. квинтовая пятиступенность - student2.ru

Интервальный состав однофакторной пентатонной системы (в ней, как в пифагорейском строе, только один строительный интервал — чистая квинта; октава используется как отношение тождества) ус­танавливается в зависимости от содержания квинт в интервале, то есть в зависимости от того, сколько квинтовых шагов необходимо, чтобы получить данный интервал (см. рис.).

Предел, естественно ограничи­вающий рост пентатоники, — диа­тонический полутон, малая секунда.

Интервалика пентатонной си­стемы характеризуется преобла­данием двух гаммовых (поступен­но идущих) интервалов — целого тона и «гемидитона» (малой тер­ции) при отсутствии полутона. Притом в рамках своей системы

пентатоника. квинтовая пятиступенность - student2.ru

1 шаг — чистая квинта (кварта); 2 — боль­шая секунда; 3 — малая терция («гемидитон»); 4 — большая терция («дитон»).

пентатоника. квинтовая пятиступенность - student2.ru

пентатоника — звукоряд полный, так что его нельзя рассматривать с позиции диатоники как звукоряд с пропущенными ступенями. В отношении терминологии здесь существует большое неудобство для нашего музыкального сознания, воспитанного на более много­звучном интервальном роде. В пентатонике всего пять автономных ступеней, а не неполных семь (пример 84).

Поэтому применение в этой системе привычных нам названий интервалов имеет определенный элемент условности. Так, словом «терция» обозначается третья («tertia») ступень звукоряда, а в пен­татонике (см. пример 84А) она не третья, а вторая (для обозначения этой малой терции правильнее был бы греческий термин «гемидитон» — «полудвутон», то есть интервал в полтора тона); слово «квар­та» указывает на «четвертую» ступень, а в пентатонике — она все­гда третья (см. пример 84) и т. д. Однако устанавливать иную систе­му названий для пентатоники явно нецелесообразно.

Отсутствие полутонов не допускает образования в пентатонике острых ладовых тяготений. Малочисленность тонов вместе с ангеми­тонностью не предрасполагает к выявлению определенного тонально­го центра. Отсюда легкая возможность каждому из пяти звуков систе­мы становиться как местным, так и общим устоем (см. пример 83).

Структурный принцип ангемитонно-пентатонного рода — опо­ра на квартовый остов (по-видимому, самая древняя структурная опора; греческие теоретики назвали ее «первый консонанс») или так же на квинтовый остов, к которому прилегают смежные в данной системе тоны, причем относительное равноправие всех зву­ков позволяет практически любому тону (чаще нижнему или сред­ним) становиться устоем.

Опора на самые элементарные, самые первичные звукоотноше­ния (кварто-квинтовая связь) — что типично для пентатоники — есть естественная и закономерная ранняя стадия развития музы­кального ладового мышления. Не случайно поэтому, что в своем натуральном виде пентатоника встречается в древнейших пластах народной музыки самых различных рас и национальностей (в том числе и у народов Западной Европы). Но наиболее характерна пента­тоника для стран Востока (Китай, Вьетнам); из российских наро­дов — для музыки татар, башкир, бурятов и др. Элементы пентато­ники свойственны и древнейшим русским народным песням.

Помимо основного типа пентатоники — бесполутоновой систе­мы — встречаются и иные, редкие типы:

♦ полутоновая (см. пример 85А);

♦ смешанная (см. пример 85Б);

пентатоника. квинтовая пятиступенность - student2.ru

• темперированная (это не значит, равномерно-темперированная), при которой октава делится на пять относительно равных час­тей, не совпадающих по величине ни с тонами, ни с гемидитонами (например, в индонезийском звукоряде слендро). Полутоновая и смешанная пентатоники, относящиеся к пятисту­пенным системам (I-II-III-IV-V-I), однако, не принадлежат пента­тонике как интервальному роду, так как имеются интервалы диато­нического рода; поэтому, строго говоря, они занимают промежуточ­ное положение.

ДИАТОНИКА

Все интервальные системы (роды), как уже было сказано, суть звуковой материал для соответствующих ладовых систем (с их мно­гообразными типами, видами и модификациями). Внутренняя орга­ническая связь звуков, которая принадлежит к коренным матери­альным свойствам лада, естественно начинается с отношения наи­высшей природной связи — кварто-квинтовой. Столь же закономерно, что кварто-квинтовая связь продолжает оставаться мощным факто­ром внутреннего родства и в прочих родах интервальных систем. Многообразие интервальных систем отражает поступательный ход развития музыкального сознания и музыкального мышления, кото­рый позволяет расположить различные типы систем в порядке нара­стающей высоты их структурной организации. Такой порядок при­близительно соответствует основным магистральным линиям разви­тия и музыкальной истории в целом.

В исторической эволюции интервальных систем (и ладов, разви­тие которых они отражают) можно усмотреть некоторые закономер­ности, являющиеся, очевидно, общими принципами этого процесса.

1. Общая направленность развития в сторону расширения, ус­ложнения, возвышения («подъем»).

2. Как первый фактор развития данной системы — количествен­ное ее увеличение («рост»), например разрастание звукоряда.

3. Вытекающее отсюда усложнение форм согласования, стимул к возникновению иных форм связи («реорганизация»).

4. Переход количественных изменений в качественные, переход к новой, более высокой системе («новая система»).

Логически следующий этап подъема ставит после пентатоники диатонику.

Диатоника есть семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Подобно тому как следствием пятичленности квинтовой цепи пентатоники является заполнение

октавы целыми тонами и гемидитонами, следствием семичленности диатоники оказывается заполнение октавы целыми тонами и полу­тонами. И если пределом, естественно ограничивающим рост пента­тоники, является диатонический полутон — малая секунда, то ана­логичным пределом диатоники оказывается хроматический полу­тон — увеличенная прима (а также, как следствие, последование двух полутонов подряд).

Не следует путать понятия диатонических ступеней и основных ступеней. Эти понятия логически разнородны: «основная» ступень — явление ладофункциональное (ей противопоставляется «альтераци­онная» ступень; альтерация как один из видов хроматики); «диато­ническая» же ступень — явление интервального рода (где, напри­мер, малая секунда — диатонический интервал — сама может быть, если так можно выразиться, «хроматикой» по отношению к пента­тонному гемидитону).

Слово «диатоника» греческого происхождения и имеет два вари­анта объяснения.

1. «Диатоника» — соединение двух слов: δια — через и τόνος — тон (в смысле «целый тон»; для обозначения «тона» в значении «звук» у греков применялся термин φωνή, отсюда наши термины «фонетика», «фонизм», магнитофон и т. п.). В этой, основной для греков, трактовке «диатоника» значит «идущая по [целым] тонам». У греков имелся в виду тетрахорд, в котором движение по тонам образовывало диатонический род интервалики (полутон — остаток от двух тонов в кварте): пентатоника. квинтовая пятиступенность - student2.ru

Другое толкование.

2. «Диатоника» — от прилагательного «διατονικός» — «растяну­тый». Смысл этого объяснения — «растянутость» интервалов в тет­рахорде, вследствие чего наибольший интервал меньше суммы двух других. Если оба целых тона равны между собой («дитоновый диатон» — один из видов греческого диатона), тогда «наибольшим» интервалом может быть любой из них; в других же видах диатона (у Птолемея всего пять видов) тоны — разной величины (например, у Дидима e1d1c1h = 9/8, 10/9, 16/15). Это толкование термина «диа­тоника» подчеркивает отличие ее от остальных греческих интер­вальных родов (см. выше), в которых, наоборот, наибольший интер­вал больше суммы двух других.

Таким образом, оба коренных значения термина «диатоника» структурные (а не функциональные), и оба говорят о преобладании широких интервалов — больших секунд. Следует обратить внима­ние на то, что в первоначальных смысловых значениях термина «диатоника» нет указания на понятие «основные ступени» (у гре­ков во всех трех родах все четыре ступени — или, как они говори­ли, «четыре струны» — были основными, в том числе и в хроме, и в энармонике).

пентатоника. квинтовая пятиступенность - student2.ru

Интервалы в диатонике — те, что могут быть получены в пределах цепи шести квинт: с «нулевым интервалом» (прима) они дают вместе со своими ок­тавными обращениями семь пар интервалов различных свойств. Причем количество (N) интерва­лов какого-либо определенного вида находится в строгом соот­ветствии с числом квинтовых шагов (Q), необходимых для его получе­ния, и с общим количеством (S) квинт в системе (включая нулевое).

Здесь может быть выведена следующая формула: S - Q = N или N = S - Q (при S = 7). Приводимая ниже таблица 5 наглядно демон­стрирует действие этой формулы.

Таблица5

Виды интервалов Общее коли­чество квинт в си­стеме Минус Число квин­товых шагов в ин­тер­вале Равно Коли­чество данных интер­валов в си­стеме
  S Q N
Чистая прима, чистая октава =
Чистая квинта, чистая кварта =
Большая секунда, малая септима =
Большая секста, малая терция =
Большая терция, малая секста =
Большая септима, малая секунда =
Увеличенная кварта, уменьшен­ная квинта =

Резкое отличие диатоники как рода от пентатоники связано с дву­мя новыми парами интервалов — полутоном (Q5) и тритоном (Q6). Качество диатоники — полутон в составе тонового тетрахорда — до­стигается уже при шестом тоне квинтовой цепи (Q5). Седьмой тон (Q6) образует тритон — интервал с богатой историей и удивительными свой­ствами (обращение в самого себя; «геометрическое» деление октавы на два; введение — при натуральных отношениях 5:7 — интервала нату­ральной септимы, противоречащей строю прочих интервалов и т. д.).

Музыкально-исторически диатоника зафиксирована как система в древнегреческой музыке (вторая половина I тыс. до н. э.), где диатон занимает место одного из трех родов и содержит остатки генети­чески более ранних формаций (особенно важно здесь ограничение звукоряда устоями «неподвижных» тонов тетрахорда, находящихся в отношении чистой кварты); музыкальный образец — песня «Ско­лия Сейкила» (I в. до н. э.).

Новые интервалы диатоники обладают значительно более силь­ной гармонической экспрессией, чем каждый из предшествующих в квинтовой цепи. Это и сила «вводнотонного» тяготения малой се­кунды, и обостренное стремление к разрешению, которым наделя­ются звуки тритона, и резкость одновременного звучания полутонов и больших септим. Сплавляясь с экспрессией прочих интервалов и преобразуя коренным образом их выразительность, новые интерва­лы диатоники и создают звуковой материал для огромного богатства эстетических качеств ладов, опирающихся на диатонический род.

Одной из сторон процесса исторического становления явления оказывается «обращение горизонтали в вертикаль»,то есть после­довательности в одновременность. Конкретно это и есть образование нового качества в процессе внутренней реорганизации предмета, в частности и интервального рода.

Так, в пентатонике это процесс преодоления остатков экмеличе­ской свободы интонации в пользу гармонически выверенных (на основе сильнейшего, кварто-квинтового родства) ступеней и интер­валов, закрепление их (по сравнению с первобытной свободой — почти что «закрепощение») в виде стабильного звукоряда с высотно-стабильными и интервально-постоянными ступенями.

Аналогичная диалектически противоречивая реорганизация про­исходит и в диатонике, однако связана она уже с факторами реорга­низации, лежащими «этажом выше». Это не движение от экмелики к квинтовости, а последовательный переход от квинтовости к квинто-терцовости. (Последний фактор может быть также сформулирован и как трезвучность.) Достижение терцовости, которая пронизывала бы всю структуру диатоники, составляет предел развития возможного в рамках диатонического рода и ставит на очередь следующий этап развития интервальной системы — хроматики, первоначально дости­гаемой «сложением» замкнутых диатонических систем (например: a h с1 d1 с1 b a и т. п.; один из видов «хроматизма на расстоянии»).

Весь этот процесс диалектического становления и запечатлевается в складывающейся структуре диатоники как рода. Историческое раз­вертывание не случайно, а обусловлено внутренними логическими отношениями предмета. Но одновременно: логическая структура диа­лектически становящегося предмета образуется и путем фиксации линий, по которым идет историческое развитие, представляет со­бой как бы «след» его; поток исторического становления, застывая, кристаллизуется в формы логической структуры предмета. Можно сказать, что история «свертывается» в логику. В диатонике как интервальной системе суть развития предмета путем его внутрен­ней реорганизации состоит в напряжении перехода от квинтовости к квинто-терцовости (подобно тому, как исторически совершается дви­жение от пифагорейского акустического строя к чистому). Отсюда главнейшая проблематика, касающаяся сущности диатоники и ее структурных принципов. Всё концентрируется вокруг двух основных стержней — проблема квинты и проблема терции (большой терции).

Наши рекомендации