Пентатоника. квинтовая пятиступенность
Первым и в числовом отношении простейшим среди интервалов, образованных звуками различного качества (то есть помимо октавно-унисонных тождеств), является квинта. Будучи среди них носителем самого простого музыкального числа (3 : 2), она обладает самым сильным связующим действием и становится первым строительным интервалом акустической системы.
Простейшая из образованных наслоением квинт (или кварт) интервальная система — пентатоника.
Слово «пентатоника» происходит от греч. πέντε — пять и «тон», звук; буквально «пентатоника» значит «пятизвуковая» или «пятиступенная» (подразумевается «система»). В древнегреческой теории музыки (Клеонид, Бакхий) был термин «пентатон» (πεντάτονον — букв. «пятитон»), означавший интервал в пять целых тонов и стоявший в одном ряду с другими, указывавшими число целых тонов: тон, дитон, тритон, тетратон, пентатон. Слово «пентатоника» содержит уже другой смысл. Обычно под этим термином понимают бесполутоновую (ангемитонную) пятиступенную систему, звуки которой расположимы по квинтам (пример 83).
Интервальный состав однофакторной пентатонной системы (в ней, как в пифагорейском строе, только один строительный интервал — чистая квинта; октава используется как отношение тождества) устанавливается в зависимости от содержания квинт в интервале, то есть в зависимости от того, сколько квинтовых шагов необходимо, чтобы получить данный интервал (см. рис.).
Предел, естественно ограничивающий рост пентатоники, — диатонический полутон, малая секунда.
Интервалика пентатонной системы характеризуется преобладанием двух гаммовых (поступенно идущих) интервалов — целого тона и «гемидитона» (малой терции) при отсутствии полутона. Притом в рамках своей системы
1 шаг — чистая квинта (кварта); 2 — большая секунда; 3 — малая терция («гемидитон»); 4 — большая терция («дитон»).
пентатоника — звукоряд полный, так что его нельзя рассматривать с позиции диатоники как звукоряд с пропущенными ступенями. В отношении терминологии здесь существует большое неудобство для нашего музыкального сознания, воспитанного на более многозвучном интервальном роде. В пентатонике всего пять автономных ступеней, а не неполных семь (пример 84).
Поэтому применение в этой системе привычных нам названий интервалов имеет определенный элемент условности. Так, словом «терция» обозначается третья («tertia») ступень звукоряда, а в пентатонике (см. пример 84А) она не третья, а вторая (для обозначения этой малой терции правильнее был бы греческий термин «гемидитон» — «полудвутон», то есть интервал в полтора тона); слово «кварта» указывает на «четвертую» ступень, а в пентатонике — она всегда третья (см. пример 84) и т. д. Однако устанавливать иную систему названий для пентатоники явно нецелесообразно.
Отсутствие полутонов не допускает образования в пентатонике острых ладовых тяготений. Малочисленность тонов вместе с ангемитонностью не предрасполагает к выявлению определенного тонального центра. Отсюда легкая возможность каждому из пяти звуков системы становиться как местным, так и общим устоем (см. пример 83).
Структурный принцип ангемитонно-пентатонного рода — опора на квартовый остов (по-видимому, самая древняя структурная опора; греческие теоретики назвали ее «первый консонанс») или так же на квинтовый остов, к которому прилегают смежные в данной системе тоны, причем относительное равноправие всех звуков позволяет практически любому тону (чаще нижнему или средним) становиться устоем.
Опора на самые элементарные, самые первичные звукоотношения (кварто-квинтовая связь) — что типично для пентатоники — есть естественная и закономерная ранняя стадия развития музыкального ладового мышления. Не случайно поэтому, что в своем натуральном виде пентатоника встречается в древнейших пластах народной музыки самых различных рас и национальностей (в том числе и у народов Западной Европы). Но наиболее характерна пентатоника для стран Востока (Китай, Вьетнам); из российских народов — для музыки татар, башкир, бурятов и др. Элементы пентатоники свойственны и древнейшим русским народным песням.
Помимо основного типа пентатоники — бесполутоновой системы — встречаются и иные, редкие типы:
♦ полутоновая (см. пример 85А);
♦ смешанная (см. пример 85Б);
• темперированная (это не значит, равномерно-темперированная), при которой октава делится на пять относительно равных частей, не совпадающих по величине ни с тонами, ни с гемидитонами (например, в индонезийском звукоряде слендро). Полутоновая и смешанная пентатоники, относящиеся к пятиступенным системам (I-II-III-IV-V-I), однако, не принадлежат пентатонике как интервальному роду, так как имеются интервалы диатонического рода; поэтому, строго говоря, они занимают промежуточное положение.
ДИАТОНИКА
Все интервальные системы (роды), как уже было сказано, суть звуковой материал для соответствующих ладовых систем (с их многообразными типами, видами и модификациями). Внутренняя органическая связь звуков, которая принадлежит к коренным материальным свойствам лада, естественно начинается с отношения наивысшей природной связи — кварто-квинтовой. Столь же закономерно, что кварто-квинтовая связь продолжает оставаться мощным фактором внутреннего родства и в прочих родах интервальных систем. Многообразие интервальных систем отражает поступательный ход развития музыкального сознания и музыкального мышления, который позволяет расположить различные типы систем в порядке нарастающей высоты их структурной организации. Такой порядок приблизительно соответствует основным магистральным линиям развития и музыкальной истории в целом.
В исторической эволюции интервальных систем (и ладов, развитие которых они отражают) можно усмотреть некоторые закономерности, являющиеся, очевидно, общими принципами этого процесса.
1. Общая направленность развития в сторону расширения, усложнения, возвышения («подъем»).
2. Как первый фактор развития данной системы — количественное ее увеличение («рост»), например разрастание звукоряда.
3. Вытекающее отсюда усложнение форм согласования, стимул к возникновению иных форм связи («реорганизация»).
4. Переход количественных изменений в качественные, переход к новой, более высокой системе («новая система»).
Логически следующий этап подъема ставит после пентатоники диатонику.
Диатоника есть семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Подобно тому как следствием пятичленности квинтовой цепи пентатоники является заполнение
октавы целыми тонами и гемидитонами, следствием семичленности диатоники оказывается заполнение октавы целыми тонами и полутонами. И если пределом, естественно ограничивающим рост пентатоники, является диатонический полутон — малая секунда, то аналогичным пределом диатоники оказывается хроматический полутон — увеличенная прима (а также, как следствие, последование двух полутонов подряд).
Не следует путать понятия диатонических ступеней и основных ступеней. Эти понятия логически разнородны: «основная» ступень — явление ладофункциональное (ей противопоставляется «альтерационная» ступень; альтерация как один из видов хроматики); «диатоническая» же ступень — явление интервального рода (где, например, малая секунда — диатонический интервал — сама может быть, если так можно выразиться, «хроматикой» по отношению к пентатонному гемидитону).
Слово «диатоника» греческого происхождения и имеет два варианта объяснения.
1. «Диатоника» — соединение двух слов: δια — через и τόνος — тон (в смысле «целый тон»; для обозначения «тона» в значении «звук» у греков применялся термин φωνή, отсюда наши термины «фонетика», «фонизм», магнитофон и т. п.). В этой, основной для греков, трактовке «диатоника» значит «идущая по [целым] тонам». У греков имелся в виду тетрахорд, в котором движение по тонам образовывало диатонический род интервалики (полутон — остаток от двух тонов в кварте):
Другое толкование.
2. «Диатоника» — от прилагательного «διατονικός» — «растянутый». Смысл этого объяснения — «растянутость» интервалов в тетрахорде, вследствие чего наибольший интервал меньше суммы двух других. Если оба целых тона равны между собой («дитоновый диатон» — один из видов греческого диатона), тогда «наибольшим» интервалом может быть любой из них; в других же видах диатона (у Птолемея всего пять видов) тоны — разной величины (например, у Дидима e1d1c1h = 9/8, 10/9, 16/15). Это толкование термина «диатоника» подчеркивает отличие ее от остальных греческих интервальных родов (см. выше), в которых, наоборот, наибольший интервал больше суммы двух других.
Таким образом, оба коренных значения термина «диатоника» структурные (а не функциональные), и оба говорят о преобладании широких интервалов — больших секунд. Следует обратить внимание на то, что в первоначальных смысловых значениях термина «диатоника» нет указания на понятие «основные ступени» (у греков во всех трех родах все четыре ступени — или, как они говорили, «четыре струны» — были основными, в том числе и в хроме, и в энармонике).
Интервалы в диатонике — те, что могут быть получены в пределах цепи шести квинт: с «нулевым интервалом» (прима) они дают вместе со своими октавными обращениями семь пар интервалов различных свойств. Причем количество (N) интервалов какого-либо определенного вида находится в строгом соответствии с числом квинтовых шагов (Q), необходимых для его получения, и с общим количеством (S) квинт в системе (включая нулевое).
Здесь может быть выведена следующая формула: S - Q = N или N = S - Q (при S = 7). Приводимая ниже таблица 5 наглядно демонстрирует действие этой формулы.
Таблица5
Виды интервалов | Общее количество квинт в системе | Минус | Число квинтовых шагов в интервале | Равно | Количество данных интервалов в системе |
S | — | Q | — | N | |
Чистая прима, чистая октава | — | = | |||
Чистая квинта, чистая кварта | — | = | |||
Большая секунда, малая септима | — | = | |||
Большая секста, малая терция | — | = | |||
Большая терция, малая секста | — | = | |||
Большая септима, малая секунда | — | = | |||
Увеличенная кварта, уменьшенная квинта | — | = |
Резкое отличие диатоники как рода от пентатоники связано с двумя новыми парами интервалов — полутоном (Q5) и тритоном (Q6). Качество диатоники — полутон в составе тонового тетрахорда — достигается уже при шестом тоне квинтовой цепи (Q5). Седьмой тон (Q6) образует тритон — интервал с богатой историей и удивительными свойствами (обращение в самого себя; «геометрическое» деление октавы на два; введение — при натуральных отношениях 5:7 — интервала натуральной септимы, противоречащей строю прочих интервалов и т. д.).
Музыкально-исторически диатоника зафиксирована как система в древнегреческой музыке (вторая половина I тыс. до н. э.), где диатон занимает место одного из трех родов и содержит остатки генетически более ранних формаций (особенно важно здесь ограничение звукоряда устоями «неподвижных» тонов тетрахорда, находящихся в отношении чистой кварты); музыкальный образец — песня «Сколия Сейкила» (I в. до н. э.).
Новые интервалы диатоники обладают значительно более сильной гармонической экспрессией, чем каждый из предшествующих в квинтовой цепи. Это и сила «вводнотонного» тяготения малой секунды, и обостренное стремление к разрешению, которым наделяются звуки тритона, и резкость одновременного звучания полутонов и больших септим. Сплавляясь с экспрессией прочих интервалов и преобразуя коренным образом их выразительность, новые интервалы диатоники и создают звуковой материал для огромного богатства эстетических качеств ладов, опирающихся на диатонический род.
Одной из сторон процесса исторического становления явления оказывается «обращение горизонтали в вертикаль»,то есть последовательности в одновременность. Конкретно это и есть образование нового качества в процессе внутренней реорганизации предмета, в частности и интервального рода.
Так, в пентатонике это процесс преодоления остатков экмелической свободы интонации в пользу гармонически выверенных (на основе сильнейшего, кварто-квинтового родства) ступеней и интервалов, закрепление их (по сравнению с первобытной свободой — почти что «закрепощение») в виде стабильного звукоряда с высотно-стабильными и интервально-постоянными ступенями.
Аналогичная диалектически противоречивая реорганизация происходит и в диатонике, однако связана она уже с факторами реорганизации, лежащими «этажом выше». Это не движение от экмелики к квинтовости, а последовательный переход от квинтовости к квинто-терцовости. (Последний фактор может быть также сформулирован и как трезвучность.) Достижение терцовости, которая пронизывала бы всю структуру диатоники, составляет предел развития возможного в рамках диатонического рода и ставит на очередь следующий этап развития интервальной системы — хроматики, первоначально достигаемой «сложением» замкнутых диатонических систем (например: a h с1 d1 с1 b a и т. п.; один из видов «хроматизма на расстоянии»).
Весь этот процесс диалектического становления и запечатлевается в складывающейся структуре диатоники как рода. Историческое развертывание не случайно, а обусловлено внутренними логическими отношениями предмета. Но одновременно: логическая структура диалектически становящегося предмета образуется и путем фиксации линий, по которым идет историческое развитие, представляет собой как бы «след» его; поток исторического становления, застывая, кристаллизуется в формы логической структуры предмета. Можно сказать, что история «свертывается» в логику. В диатонике как интервальной системе суть развития предмета путем его внутренней реорганизации состоит в напряжении перехода от квинтовости к квинто-терцовости (подобно тому, как исторически совершается движение от пифагорейского акустического строя к чистому). Отсюда главнейшая проблематика, касающаяся сущности диатоники и ее структурных принципов. Всё концентрируется вокруг двух основных стержней — проблема квинты и проблема терции (большой терции).