ПРАКТИКУМ К ТЕМЕ «Личность и процесс ее формиования»

Задания части 1

1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает:

1) знания и умения,

2) чувства и волю,

3) физическое развитие,

4) человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности

5) возрастные особенности.

2. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) индивид,

2) деятель,

3) творец,

4) индивидуальность.

3. Укажите верные суждения о личности.

1) Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

2) Новорожденный человек является личностью

3) Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

4) Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.

5) Человеку присуща ориентация на определенные ценности

4. Какие суждения о социализации верны?

1) Социализация - процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.

2) Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

3) Первичная социализация проходит в семье

4) В качестве агентов социализации могут выступать как отдельные люди, так и организации

5) социализация осуществляется только путем целенаправленного воздействия

5. Какой статус относится к предписанному статусу?

1) водитель,

2) студент,

3) младенец

4) мужчина,

5) депутат.

6. Какие суждения о социальных ролях человека верны?

1) Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

2) Между понятиями «социальная роль» и « социальный статус» различия отсутствуют.

3) Все социальные роли человека имеют четкое формализованное закрепление.

4) Ролевой набор личности не изменяется с течением времени

5) Каждый человек обладает целым набором социальных ролей

7. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к преобразовательной деятельности,

2) стремление к самореализации,

3) умение приспосабливаться к природным условиям,

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем,

5) потребность в воде, пище, отдыхе,

6) способность к самосохранению.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков,

«Человек живёт в _____ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ______ (Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной _______ (В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными _____ (Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает _____ (Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ____ (Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) знание

2) общество

3) группа

4) позиция

5) отношение

6) норма

7) закономерность

8) поведение

9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е
           

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности; 2) результаты деятельности; 3) мотивы деятельности; 4) субъекты деятельности; 5) структура деятельности

Ответ: ___________

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к глобальным проблемам.

1) война и мир 2) международный терроризм 3) экологическая 4) иммиграция 5) демографическая 6) торговля

Ответ: ___________

11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Самосознание личности включает в себя элементы самопознания и самоотношения. (Б) В качестве основных методов самопознания выступают самонаблюдение и самоисследование. (В) Человек, по- видимому, и становится человеком, постигая себя, свою сущность. (Г) Со всей очевидностью можно утверждать, что человек понимает, какой он есть, сравнивая себя с другими людьми, изучая отношение к себе других людей. (Д) Изучением самосознания занимаются такие науки, как психология и философия.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Ответ запишите в таблицу:

А Б В Г Д
         

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка термины, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для мыслительной деятельности человека существенна её связь не только с ___ (А), но и с речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и зафиксировать ____ (Б) о нём в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую ___ (В), в которой она и становится непосредственной действительностью для её субъекта, других людей и нас самих. Человеческое____ (Г) не возможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому и становится возможным развёрнутое, последовательное, систематическое, чёткое и правильное ____ (Д) друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе интеллектуальной деятельности».

Термины в списке даны в именительном падеже. Каждое слово или словосочетание может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно один термин за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что терминов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) рациональное познание

2) мышление

3) истина

4) представление

5) воображение

6) сопоставление

7) материальная оболочка

8) чувственное познание

9) рассуждение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д
         

13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропусков.

«Жизнь и деятельность ___ (А) обусловлены единством и взаимодействием биологического и ___ (Б) факторов. Поскольку сознание, внутренняя и внешняя речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие ___ (В) как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического___ (Г). Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает ___ (Д), но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный ___ (Е), общения, сознания, самосознания... Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)уникальные признаки

2)опыт человечества

3)социализация

4)целостность

5)социальный

6)субъект деятельности

7)социальные воздействия

8)человек

9)индивид

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А Б В Г Д Е
           

26.Приведите три института социализации, проиллюстрировав их влияние на личность человека конкретными примерами.

28. Вам поручено составить развернутый план по теме«Социализация индивида»

29. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев)

«Ад – это не другие, ад – это когда нет других» (Ф.Уэлдон)

«Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М.Вебер)

«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, су­масбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)

Наши рекомендации