Понятие о циклизации в былинах
В эпической циклизации различают 2 ее вида: линейный и концентрический. В первом случае выстраивается более или менее связное жизнеописание богатыря (циклизация биографическая) или нескольких поколений богатырей (циклизация генеалогическая). Пример – армянский эпос (4 поколения героев). Во втором случае общими остаются лишь персонажи цикла, локализация событий в пространстве и во времени, определенная эпическая эпоха и эпическое государство с эпическим владыкой во главе. Среди русских богатырей это в особенной степени относится к Илье Муромцу, отчасти к Добрыне Никитичу, Василию Буслаевичу и к некоторым другим. На основании второго принципа по территориальному критерию выделяют Киевский (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дюк Степанович, Дунай) и Новгородский циклы (Василий Буслаевич и Садко). Отдельным циклом являются былины о старших богатырях (Вольга, Святогор, Микула Селянинович). К Киевскому циклу относятся все те былины, в которых так или иначе фигурирует название города или имя князя Владимира. Действие отнесено соответственно ко временам его правления, хотя упоминаются события, имевшие место в период с X-XV вв. Циклы образуют, как правило, сказания о богатырях популярных и любимых в народе. Их имена включались в былины, отнесенные ко временам, в которые они жить уже не могли. Например, в былине «Добрыня и Василий Казимирович» действуют самый старый и один из самых молодых богатырей киевского цикла (ориентировочно конец XV века). Объединяющим лицом киевского цикла является князь Владимир. Образ Владимира в былинах изменялся с течением времени. В первых былинах он изображается идеализированно, однако в поздних этот образ меняется. В былине «Ссора Ильи Муромца с Владимиром» Владимир изображен как самодур, который может оказать богатыря без вины., отнять жену у слуги («Данила Ловчанин»), нарушить обычай «Женитьба Алеши Поповича», как безвольный правитель «Илья Муромец и Калин-царь».
Свадьба
Все семейные обряды имеют единую морфологическую и семантическую структуру. В каждом ритуале происходит переход из одного состояния в другое, причем особую важность имеет промежуточное (маргинальное) состояние. Например, сходство обрядов можно проследить при сравнении свадьбы с похоронами (сходство – причитания, прячут невесту и покойника, платок). В рамках семейных обряда много пересечений. Цель свадебного обряда: 1)юридически-бытовая (свадьба обязательно игралась при свидетелях). Окончательное решение, скрепленное «рукобитием», нельзя было отменить. 2) хозяйственная функция. свадьба рассматривалась как купля-продажа, можно было поправить свое материальное положение. 3) эстетически-игровая функция (см. ниже обряд) 4)магически-заклинательная, сбережение от нечистой силы (участников нельзя называть по именам, они тщательно скрывались, подмена невесты, приглашение «дружки», прикрытие всех обнаженных мест в свадебном наряде – пояс, фата, кружева). Структура свадебного обряда. 1) этап отделения невесты от семьи, невесте приходится трудно в новой семье, поэтому ее отделяют заранее (сватовство-смотрины-рукобитие-баня-девишник). На этом этапе доминирует жанр причитания. 2) этап переходного состояния (от дня свадьбы до брачной ночи). До отъезда из дома вокруг невесты звучат причитания, плачи. После венчания невеста молчит, звучат велисальные песни. 3) Отгащивание (проверка невесты как хозяйки). Невеста одета в красное (цвет крови). Существуют нормы поведения участников, кот. могут не совпадать с реальными чувствами. Точка зрения невесты - в причитаниях, точка зрения жениха – в приговоре. Замещать имена молодых могут «селезень, лебедь, месяц, солнышко, князь и тп».
Свадебный обряд включает огромное количество явлений народной поэзии. В св. обрядовости получили отражение крестьянское мировосприятие ( проверка невесты как умелой хозяйки), магические действия (особые слова и обереги, призванные уберечь молодых от сглаза).Жанры: причитания (речитативно, с плачем исполняемые песенные импровизации; исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом ее с женихом к венцу, после венчания не исполнялись; не имеют сюжета, отражают бытовую жизнь крестьян; наполнены синтаксическими параллелизмами и повторами, вопросами и восклицаниями; эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения), лирические и обрядовые свадебные песни (в течение всего обряда; звучали в хоровом исполнении; относительно устойчивый текст; мотивы грусти, мотивы веселья; героиня изображается идеальной; параллелизм, символизм, эмоциональность), величальные песни (на сватовстве, рукобитье, выкупе, свадебном пиру и др.; в идеализированном плане описываются жених и невеста, дружка, сват, сваха и др.), корильные песни (на свадебном пиру; своеобразные пародии на величания; пелись с целью рассмешить и развеселить гостей), приговоры дружек (прозаические импровизации, имеющие некоторую ритмическую организацию), приметы, пословицы, поговорки, поверья, заговоры (в течение всего обряда), былички (на сбор свадебного поезда, на пиру и др.).
Гипербола
Гипербола часто применяется в фольклорных жанрах: в первом примере (из былины) она необходима для описания существа, с которым предстоит справиться богатырю и тем самым прославить его (богатыря) силу. Второй пример — своеобразная сказочная “формула” дальности и трудности пути в чужой мир для героя или героини сказки; третий пример — гипербола применяется для усиления комизма в дразнилке. В колядках гипербола по сути дела не является художественным средством, она возникает как магическая формула богатства, необходимая во время колядования.
Тема солдатчины
Обусловлены рекрутскими и солдатскими наборами (с 1699 по 1793 – бессрочная служба; до 1834 – 25 лет; после; 1834 – 20 лет). В солдаты провожали как на смерть, поскольку не ожидали возвращения, поэтому песни сходны с похоронными причитаниями. Преддверием к солдатчине была рекрутчина, породившая немало рекрутских песен. Известна песня «У отца было, у матери три сына любимые», в которой родители не могут решить кого из трех сыновей отправить на службу. Решают младшего, т.к. у него нет ни детей, ни жены. Но младший сын обращается к родителям с речью, и тронутые ей родители соглашаются решить вопрос жребием.
Солдатские песни могут быть лирическими и эпическими. В эпических описываются важнейшие военно-исторические события 18-19вв. В лирических полно отражается тяжелая бытовая жизнь солдат (спали в холодных казармах, плохо питались), солдатские походы, изнурительные ежедневные солдатские учения и т.д. Солдаты думают о доме, семье. В песне «В чистом поле стояло тут древо» солдаты разговаривают с птицей:
- Солдатушки, ребятушки, а где ваши жены?
- Наши жены – ружья заряжены, штыки присажены…
Новгородские былины
Садко - гусляр-новгородец.До нас дошли сводные варианты, объединившие несколько былин о Садко.В 1 былине С., поймав рыбу золотое перо, разбогател, но высоко занесся.Новый спор проиграл. Во 2 былине отправляется с товарами за море. Надо принести жертву и жребий падает на Садко. Взял гусли и прыгнул в море. Начал играть, морскому царю понравилось, Садко выбрал одну из 30 дочерей его в жены, которая оказалась рекой Волхова.Ему помогает святой Никола-Микола. Васька Буслаев - буян, его обещают скинуть в Волхову, он набирает дружину, которая объединена враждой к торговому посаду.Спор-бой, по дороге ВБ убивает архиепископа, его дружина побеждает. В этой былине показана борьба новгородских политических партий (архиеписком, торговцы как суздальская партия). Поэтому былина стала общерусской. Во 2 былине ВБ в виде ушкуйника (ушкуй - лодка). Едит с дружиной на ушкуях грабить. В "Как ВБ буслаев ездил молиться" рассказывается, как он возвращается из ушкуйничества и просит мать дать благословение на поездку в Иерусалим, там он купается в Иордане. Это кощунство заканчивается смертью. ВБ - смельчак и нигилист своего времени.
Былины – русские героические эпические песни повествовательного характера, возникшие как выражение исторического сознания русского народа в XI-XVI вв.
Это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. В первоначальном виде оформились в Киевской Руси, выражая национальное самосознание восточных славян. Известно около 100 сюжетов, 3000 тыс текстов, из которых опубликовано примерно 2500 тыс. Термин появился поздно, когда обнаружили «Слово о полку Игореве» - слово былины.
Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики, они выражали купеческий идеал, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу. Главные герои былин новгородского цикла – люди купеческих профессий.
• Садко – бедный гусляр, который внезапно разбогател(Иной тип новгородского героя – Садко. О нем известно три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом и пребывание на дне у морского царя.)
• Василий Буслаев – сын купца(«Про Василия Буслаева» и «Поездка Василия Буслаева».)
• Воевода Хотен Блудович
Это былины новелистические: в них преобладает бытовое начало. Описываются общественные и семейные отношения, торговля, пиры, присутствует описание вече, описание кулачных боев.
В Новгородских былинах возвеличен Новгород, его купцы. Чисто новгородским богатырем является Василий Буслаев (мот, гуляка).
• «Василий Буслаев и новгородцы» - спор с новгородцами
• «Поездка Василия Буслаева». – Вас Буслаев молиться в Ерусалим поехал/смерть Вас. Буслаева
Социальный конфликт находит широкое развитие в былинах о Василии Буслаеве. Они тоже носят яркий новгородский колорит, что говорит об их происхождении. Образ Василия Буслаева М. Горький назвал одним из величайших и значительных художественных обобщений в русском фольклоре. Суть этого образа — в выражении народного протеста против богатого Новгорода
Садко «выраж силу и удаль, основ на ден средствах». Три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом, пребывание на дне у морского царя. Первый сюжет имеет две версии: 1)пришел с Волги, передал привет Ильменю, одарили; 2) гусляр, который ходил на пиры, играл на берегу озера, царь научил, как разбогатеть (рыба, золотые перья). Второй сюжет тоже имеет две версии: 1)спорит, за всю казну выкупил все, до черепков; 2)пребыв товары, товаров со всего свету не выкупить, Новгород богаче. В третьем сюжете Садко плывет по морю морской царь взбунтовался и Садко сам к нему спускается, пляска, Николв Можайский, возводит церковь. В образе трудно увидеть реальные исторические черты, былина подчеркивает его удаль, ему покровительствует морское божество.
В. Миллер отнес к новгородским – по ряду бытовых и географических признаков – былину «Вольга и Микула». Областная ориентация этого произведения сказалась в том, что новгородец Микула изображен более сильным, чем племянник киевского князя Вольга со своей дружиной.