Дайте характеристику деятельности Д. Жилуновича
Ответ:
Биографические сведения: Дмитрий Фёдорович Жилунович родился в 1887г, погиб в 1937г. Знаменит как белорусский советский писатель (под псевдонимом Тишка Гартный), редактор, глава Временного рабоче-крестьянского правительства ССРБ (01.01.1919 — 03.02.1919).
Принимал участие в революционных действиях 1905—1907 годов. В поисках работы объехал Белоруссию, Украину, Литву. В 1910 и 1911 годы приезжал в Копыль и участвовал в работе местной организации РСДРП, в издании рукописных журналов. С 1913г в Петербурге. Газета «Правда» в 1912—1913 гг разместила ряд его стихотворений и очерк о работе кожевенников. Был членом рабочего культурно-просветительского товарищества «Знание». Вёл в Петрограде пропагандистскую и организационную работу среди беженцев-белорусов.
Внёс большой вклад в становление и развитие белорусской государственности, так как, занимая после Октябрьской революции пост секретаря Белорусского национального комиссариата (Белнацкома) при правительстве РСФСР и являясь членом белорусской секции РКП(б), отстаивал право белорусов иметь своё государство. Именно благодаря усилиям Д. Жилуновича и А. Червякова 1 января 1919г. состоялось провозглашение ССРБ. Со дня создания Советской Социалистической Республики Беларусь (1 января 1919) до 3 февраля 1919 года был главой Временного рабоче-крестьянского правительства Советской Беларуси.
Являясь редактором газеты «Дзянніца», позже редактором газеты «Савецкая Беларусь», журнала «Полымя», директором Государственного издательства БССР и Государственного архива БССР (1923), заведующим Главискусства и заместителем народного комиссара образования БССР, способствовал развитию белорусской литературы и искусства. Выступал как поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, исследователь истории белорусской литературы. Основоположник рабочей тематики в национальной поэзии и прозе (сб. "Песнi", 1913 г.). В наиболее значительном произведении - романе "Сокiцалiны" (написан в 1914-1929 гг., издан в 1922-1930 гг.) - показал пути формирования характера революционера, создал яркие образы крестьян-местечковцев. В своих произведениях отображал революционные события и этапы социалистического строительства. В сборниках рассказов "Трэскi на хвалях" (1924) и "Прысады" (1927) показал события гражданской войны, разбуженную революцией деревню. Автор пьес, романа о коллективизации "Перагуды" (1935), статей по истории революционного движения в Беларуси. Т. Гартный был всегда на переднем крае борьбы за литературу, тесно связанную с жизнью народа. Он шагал в ногу с событиями своего времени, живо откликался на актуальные темы, проявляя большую творческую активность
Был членом Инбелкульта (Института белорусской культуры), а в 1928 году избран академиком Академии Наук БССР. Работал в институте истории и заведовал издательством АН БССР. Был членом ЦИК БССР (1920—1931).
В 1927 году с группой белорусских писателей пытался организовать Всебелорусскую федерацию писателей и поэтов.
Стал жертвой сталинских репрессий. 15 ноября 1936 года был арестован. Находясь в тюрьме, был объявлен психически больным, в связи с чем переведён в Могилёвскую психиатрическую лечебницу, где и умер 11 апреля 1937 года. По некоторым данным — покончил жизнь самоубийством.
В честь Дмитрия Фёдоровича Жилуновича названы две улицы в Минске — улица Жилуновича и улица Тишки Гартного. В 2004 году улица Т. Гартного была переименована в Ельницкую.
Билет №10
Сравнительная характекристика событий ( процессов) истории Бнларуси по предложенным или определенным самостоятельно признакам
Билет №11
Характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы
Охарактеризуйте роль В.С. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской советской литературе и особенности его творчества
Ответ:
Владимир Семенович Короткевич – поэт, писатель, публицист, критик и переводчик. Он начинал свой творческий путь как поэт и выдал ряд поэтических сборников «Материнская душа», «Моя Илиада», «Вечерние паруса», «Был. Есть. Буду». Однако классиком белорусской литературы стал как прозаик, создатель исторических романов и повестей. Литератор Г. Киселев писал: «Прызнаны майстар самых розных жанраў ён можа лічыцца сапраўдным заснавальнікам гістарычнага рамана ў беларускай літаратуры. Былі больш ці менш трапныя спробы гістарычнага рамана і да Караткевіча… але ніхто не зрабіў у гэтых адносінах так многа, як ён, ні для кога гістарычны жанр не быў настолькі арганічным, як для яго».
Перу В.С. Короткевича принадлежат повести «Седая легенда», «Дикая охота короля Стаха», «Ладья Отчаяния», пьесы «Кастусь Калиновский», «Колокола Витебска», романы «Леониды не вернуться к Земле», «Колосья под серпом твоим», «Черный замок Ольшанский», «Христос приземлился в Городне», эссе «Земля под белыми крыльями» и др.
Роман «Колосья под серпом твоим» – произведение масштабное и имногоплановое. Короткевич планировал написать трилогию о событиях восстания 1863 – 1864 гг., но успел создать только первый роман. Теме восстания 1863—1864 гг. посвящена также его героико-романтическая драма «Кастусь Калиновский». Историческая тематика прослеживается в романе «Христос приземлился в Городне». Основой для его написания послужила запись хроники Великого Княжества Литовского о появлении в ХVI в. человека, который присвоил себе имя Христа. Этот роман – философские размышления о предназначении человека на Земле. В жанре исторического детектива создал роман «Черный замок Ольшалский», который показывает неразрывную связь между историческим прошлым и настоящим, и повесть «Дикая охота короля Стаха» о событиях 1880-х гг. в одном из уголков Беларуси. Для писателя характерно романтическое, фольклорно-легендарное осмысление прошлого.
Исторический роман В.С. Короткевича вобрал в себя лучшие традиции русской литературы ХІХ в. – в его произведениях главным является не приключение героев, а приключение жанра. Здесь есть всё: и характеры, и реальные исторические события, и философские отступления и рассуждения о вечном. Художественное у писателя идет неразрывно с документальным. Образы его исторических персонажей изображены точно и достоверно. Однако при всей точности в деталях, ясности в собственном отношении к прошлому В.С. Короткевич не морализаторствует и не дает однозначных оценок. В этом плане он остается верен европейской литературной традиции.
С предельной смелостью и точностью он по-новому смотрит на отечественную историю и развенчивает многие сложившиеся мифы. Образ Беларуси, созданный В.С. Короткевичем «принципиально отличается от того, что существовал до него в литературе и искусстве. Вместо описанной миллионами поколений белорусских писателей Беларуси лапотной, убогой, неприглядной он впервые показал образ Беларуси как европейского цивилизованного государства…Он рассказал о стране, где существуют не только деревенские сказки, но и большое культурное наследие, бережно хранимое поколениями, где присутствуют поиск извечных истин, тех высоких материй, о которых любят рассуждать герои Короткевича» (кинорежиссер Валерий Рубинчик).