Методические рекомендации для преподавателя
В ходе изучения дисциплины «Методы и методология научного исследования» преподаватель должен познакомить магистрантов с основными формами организации учебно-исследовательской деятельности – реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, магистерское исследование, и основными характеристиками и этапами проведения исследований.
В процессе изучения курса следует уделять внимание межпредметным связям, рассматривать научно-исследовательскую деятельность в области филологии в связи с историей литературы, теорией литературы и историй литературной критики.
Дисциплина «Методы и методология научного исследования» основывается на лекционных и практических занятиях, в ходе которых магистранты знакомятся с особенностями исследовательской деятельности, применяя полученные знания на практике. Занятия по курсу начинаются с рассмотрения общей методологии исследований, а также организации исследования как важного этапа, который определит успех научной работы. Большое внимание уделяется конкретным методам литературоведческого исследованиия. Преподаватель должен научить магистранта умению определять цели и задачи исследования, отличать основные методы, знать их историю и специфику применения. Преподавание курса ставит перед преподавателем следующие задачи:
1. Ознакомить студентов с различными возможностями подхода к тексту, которые открываются перед исследователем,
2. Познакомить с основной терминологией, используемой различными литературоведческими школами, с деятельностью наиболее значительных классиков литературоведческой науки.
3. Показать связь метода с мировоззрением исследователя,
4. Выработать навыки поиска метода, наиболее адекватного для каждого конкретного случая исследования.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДАМ И МЕТОДОЛОГИИ
Метод, методика, методология – к вопросу трактовки понятий. Основные научные методы исследования. Методология науки и ее роль в развитии научного познания.
НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ, МЕТОДЫ В XIX ВЕКЕ
Биографический метод
Теоретико-методологические основания биографического метода. Жизнь и творчество Ш.О. Сент-Бева. Биографический метод в русском литературоведении ХIХ в. (научная деятельность Н.А.Котляревского).
Трансформация биографического метода во второй половине ХХ века: импрессионистская критика, эссеизм.
Биографический подход при изучении наследия крупных художников слова (Г.Тукая, С.Рамиева, Ш.Бабич и др.) в трудах татарских ученых XX века. Использование биографического подхода при изучении творчества М.Джалиля, Х.Туфана и др. Эссеистика на рубеже ХХ-ХХI вв.
Мифологическая школа
Возникновение мифологической школы на рубеже XVIII-ХIХ вв. Влияние «Немецкой мифологии» братьев Гримм на становление мифологической школы.
Мифологическая школа в русском литературоведении: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев.
Культурно-историческая школа
Предпосылки возникновения культурно-исторического метода. Влияние философии позитивизма на становление культурно-исторической школы. Научная концепция И.А.Тэна.
Культурно-историческая школа в русском литературоведении: А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов и др. Эволюция культурно–исторического метода: взгляды В.В.Плотникова, Л.Е.Комачевского, Б.И.Пуришева.
Сравнительно-историческое направление.
Становление сравнительно–исторической школы. А.Н.Веселовский как теоретик сравнительно-исторического направления в русском литературоведении Х1Х в.
Трансформации сравнительно-исторической методологии в XX веке: труды В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада.
Проблема сравнительного и сопоставительного изучения литератур.
Психологическое направление
Духовно–историческая школа в Германии (В.Дильтей, В.Вундт), психологическая школа во Франции (Г.Тард, Э.Эннекен). Причины и условия возникновения психологического направления в русском литературоведении. Концепции А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико– Куликовского.
Концепция психологического анализа литературного произведения в 1920–30–е гг. (Л.С.Выготский). Исследования К.Леонгарда, Мюллер– Фрейнфельс и др.
НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ, МЕТОДЫ В XX ВЕКЕ
Психоанализ
Теоретические основы психоаналитической критики. Жизнь и деятельность З.Фрейда. Психоаналитические труды Фрейда. Психоанализ К.Г.Юнга. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Теория архетипов. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Понятие о социальном бессознательном. Исследования Ж.Лакана.
Психоаналитические теории в России в 20–е гг. ХХ в. (И.Д.Ермаков). Психоанализ в современном литературоведении.
Историко-функциональный метод
Историко-функциональный метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель историко-функциональных исследований. Психологическая школа в предыстории метода.
Социологизм
Возникновение социологизма. Различие социологического и культурно–исторического методов. Особенности применения социологического метода в русском и татарском литературоведении. Взгляды П.Н.Сакулина. Труды Г.Нигмати, Ф.Бурнаша.
Вульгарный социологизм: генезис и суть (В.М.Фриче, поздние работы В.Ф.Переверзева). Ф.Г.Галимуллин о вульгарном социологизме в татарском литературоведении.
Социологизм как элемент в литературоведческих концепциях второй половины ХХ века (В.Н.Волошинов, Г.А.Гуковский).
Социологизм в мировом масштабе: в Германии (Б.Брехт, Г.Лукач), в Италии (Г.Вольпе), во Франции, стремления к синтезу социологизма и структурализма (Л.Гольдман), социологизма и семасиологии