Субстанциональное и функциональное понимание значения языковых единиц. Языковое значение. Его сущность, природа и функции

Различают субстанциональное и функциональное понимания словесного значения. Субстанционально отвечает на вопрос «Что такое значение по своей сути, по своей природе?». Функциональное – «Какие функции выполняет значение языкового знака?».

СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ

Слова как единица языка – явление многостороннее, имеет физиологич, акустич, оптич, анатомич (строениереч. аппарата), психич, соц. признаки. Слово – совокупность различных по своей природе работ чел-ского организма, необходимых для выявления и осуществления различных состояний и действий человеческого сознания.

Матер., физич. сторона слова (звучание и буквы) воздействую на наш мозг подобно другим физич. раздражителям. В мозгу формируется образ, отображение звуковой, физич. стороны слова. В опыте отд. чел-ка и кол-ва, говорящего на одном и том же языке, отображение физич. стороны слова постепренно связывается с отображением обоначенного этим словом предмета (действия, кач-ва, сложного явления). В рез-те вырабатываются прочные условнорефлекторные связи м/у отображением предмета и соответствующим физич. обликом слова.

В субстанциональном плане именно эту нервно-мозговую, психофизиологическую связь м/у двумя отображениями (слова и предмета) м. называть значением слова.

Именно через слово, на базе его значения мышление ч-ка получает возможность выделять общее в отдельном и формировать обобщенные, а затем и абстрактные отображения предметного мира – понятия. Не только связь слово и предмета, но и единство отображений двух или нескольких слов - обозначающего и обозначаемых. Абстрактные по значению слова не соотносятся с отд. вещами. Их значения занимают «второй этаж» условнорефлукторных связей. 1й этаж – предмет и облик слова, 2й – образы слов – образ физич. облика слова. Формирование абстр. значений происходит на базе др. слов как целостных материально-сематнических единиц языка.

Значение слова – это возникшая и действующая в нашем сознании связь двух отображений - отображения физич. строны слова и отображения предмета (или заместившего его слова).

3 типа отношений

- денотативное (слово – предмет)

- сигнификативное (слово – понятие) вторично

- структурное (слово – др. слово) вторично

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Основная функция значения языкового знака – информативная, значение обеспечивает выражение знаком информации о чем-то, что отличается от него самого.

Значение языкового знака – это свойство, способность выражать и возбуждать информацию о чем, то что отличается от него самого.

Информация – след, оставленные в объекте Б под воздействием объекта А.

Слово «не несет» и не «передает» инф, оно ее выражает и возбуждает: выражает инф. слово произнесенное и написанное, возбуждает инф. слово услышанное и прочитанное. Автор речи словами нужную ему информацию выражает, а слушатель или читатель эту информацию воспринимает, т.к. его мозг, откликаясь на воздействия слов ее вспоминает и преобразует.

Основные гипотезы значения языковых единиц (история вопроса)

Проблемой значений языкового знака много трудов посвящено, высказано десятки гипотез. Это лингвофилософская пробела. Различие филос. позиций неизбежно влияет на понимание значения языкового знака.

1. Значение слова – это выраженное им понятие.

Получило распространение в 19 в и продолжает сущ-ть в совр. языкознании. Гипотеза привлекает своей ясностью и определенностью: язык связан с мышлением, предложение выражает единицу мышления – суждение, слово выражает эл-т суждения – понятие.

НО Самые обыкновенные и общеупотребительные слова часто выражают не только понятия, но и эмоции, и волевые состояния человека. Такой особенностью наделены слова не только в потоке речи, но и в системе языка. В словах (звездочка, тепленький, домище, мужичина) эмоц. значение наслаивается на логическое. В нек-рых словах эмоц. значение поглощает логич. содержание (дуб, чурбан, медведь, все междометья)

a) не получают объяснения слова с ясно выраженными оттенками эмоций

б) не получают объяснения словосоч. и высказывания, выражающие мир чел-ских переживаний, эмоц.-эстетич. состояний сознания. волевых импульсов

в) возникают трудности при попытке объяснить развития словесных значений в речи ребенка

г) не получают объяснения смысловыми оттенки многих слов

2. Предметная гипотеза. Значение слова – тот предмет (в конкретном или отвлеченном его понимании), к-рый обозначен словом. Язык оказывается всего лишь упорядоченным набором звуковых или буквенных комплексов, соотнесенных неизвестно какой силой с миром предметов. Трудно объяснить многие совр. абстрактные термины теоретич. физики, математики и т.д.

Гипотеза отношений. Значение слово – это его отношение к предмету, понятию или др. слову.

а) Гипотеза отмечет, что слова несут инф. и о предметах, и о понятиях, и о др. эл-тах самой языковой системы.

б) Не выводит значение за пределы самого солва

НО

а) неясна, какая сила «относит» определенное слово к определенному предмету, понятию или др. слову

Наши рекомендации