Романное творчество Окуджавы. «Путешествие дилетантов». «Свидание с Бонапартом»
Особое место в исторической прозе 1970 - 1990-х годов занимают романы Булата Окуджавы “Глоток свободы” (”Бедный Авросимов”, 1971), “Путешествие дилетантов” (1979), “Свидание с Бонапартом” (1983), тяготеющие к “созданию поэтической модели мира по мотивам отечественной истории”
Отечественная война 1812г. (”Свидание с Бонапартом”), николаевская реакция 1830-1850-х гг. (”Путешествие дилетантов”),
Роман «Путешествие дилетантов» — попытка писателя решить одну из главных проблем современного мира: взаимоотношения частного, отдельного человека и общества.
Вынесенная в название одного из романов тема “путешествие дилетантов” объединяет все его произведения в единое “поэтическое” повествование о судьбе человека в потоке истории.
Исторический фон повествования о романтической любви. Российское общество середины 50-х гг. XIX в. в изображении Окуджавы. Шпионство и холопство — главные опоры Российской империи. Галерея персонажей, подтверждающих авторскую мысль (от Афанасия и Свербеева до представителей высшего света).
В романе “Путешествие дилетантов” “дилетантами” предстают влюбленные, “наивные и беспечные” счастливцы, не подозревающие, что счастье непродолжительно, ибо и частная жизнь человека зависит от тоталитарного государства. В романе “Свидание с Бонапартом” Н. Опочинин, надеющийся изменить ход истории, устроив обед для Бонапарта, оказывается “дилетантом”, гибнущим от рук “профессионала” - случайного французского драгуна. И тем не менее именно дилетанты, т.е. люди, не желающие становиться винтиками общественного механизма, истинно живут в истории - любят, страдают, надеются.
Мир литературы и литераторов в романе. Авторские размышления о судьбах русских писателей, причинах их трагедии (Пушкин и Лермонтов). Стихи Окуджавы о русских поэтах. Лермонтовские традиции в романе Окуджавы. Тема Кавказа, Грузии — призрачной мечты о райском уголке свободы. Картины Н. Пиросмани. Сопоставление отрывка из главы 5 части I с «Думой» и «Героем нашего времени» Лермонтова. Проблемный вопрос: «Можно ли князя Мятлева назвать героем своего времени, „лишним человеком“?»
Сложный, порой противоречивый внутренний мир человека, невозможность однозначных оценок. «Не судить», «уметь переносить свое несчастье», «не печься о себе» — ценнейшие и редчайшие человеческие качества. Особенности формы романа и ее роль: замысел поручика Амилахвари, насыщение дневниками, письмами других персонажей — возможность максимально объективного изображения героев.
Любовь — главная тема творчества Окуджавы. Любовь и ее вариации в романе. Любовь и имитация любви (князь Мятлев и Анета Фредерикс, графиня Румянцева, Александрина). Любовь как главное испытание всех персонажей на человечность, «страшная, чудесная, неизлечимая болезнь».
37) Анализ идейно-художественных особенностей сборника Бродского «Часть речи».
Стихи, вошедшие в сборник «Часть речи», создавались Бродским с 1972 по 1976 гг., то есть в сложный для него период жизни: эмиграция в США (1972), первые годы которой спровоцировали духовный кризис, с большим трудом преодоленный поэтом. Экзистенциальный вакуум, опустошенность от разрыва с родиной, близкими, родным языком, влекущая за собой ощущение утраты смысла существования – такие настроения преобладают в сборнике. «Все то, что я писал в те времена, // Сводилось неизбежно к многоточью» – напишет Бродский в стихотворении «В озерном краю» (1972), передающем состояние невыразимой, лишающей дара речи тоски от одиночества. Эта же тема будет развиваться в стихотворении «Темза в Челси»:
Эти слова мне диктовала
не любовь, и не Муза, но потерявший скорость
звука, пытливый, бесцветный голос;
я отвечал лежа лицом к стене.
«Как ты жил в эти годы?» – «Как буква ».
«Опиши свои чувства». – «Смущала дороговизна».
«Что ты любишь на свете сильней всего?»
На церемонии вручения Нобелевской премии Иосиф Бродский высказал одну из самых заветных своих идей: «Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература, и в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель». Эта мысль не просто воплощена в стихотворениях сборника, – ее фундаментальность в своей эстетической концепции поэт подчеркивает самим названием книги. «Часть речи» – это Слово, оставленное человеком на земле как самое ценное и высокое наследие: «От всего человека вам остается часть // речи. Часть речи вообще. Часть речи»
В стихотворении «1972 год» Бродский с предельной ясностью раскрывает смысл и назначение своего творчества:
Слушай, дружина, враги и братие!
Все, что творил я, творил не ради
славы в эпоху кино и радио,
но ради речи родной, словесности.
Психологическая природа поэзии, как и искусства в целом, позволяет проявляться и «проговариваться» самым потайным и скрытым от непосредственного наблюдения явлениям человеческой души, поэтому Бродский в стихотворении «Декабрь во Флоренции» (1976) утверждает: «Чернила честнее крови».
В стихах «Части речи» творчество бок о бок соседствует со смертью. А смерть связана с любовью. Притом эти две «смерти» различны. Мотив посмертия в «Части речи» очень устойчив: о нем говорится и в стихах о творчестве. Но одновременно речь заходит об ожидании грядущей кончины.
Так, в стихотворении «Темно-синее утро в заиндевевшей раме...» символ ужасного в жизни героя — «черная доска от которой мороз по коже». В детстве это была классная доска; теперь — гробовая, черная насквозь; апофеоз черноты — смерть. При этом герой прямо говорит, что доска «осталась черной» «и сзади тоже»28: значит, он наблюдает ее «с той стороны» последнего предела.
Ощущение неразрывной связи текстов «Части речи» порождает и то, как изображен герой. Во многих стихотворениях появляется его портрет, построенный по одному и тому же принципу: это совокупность отдельных органов, проявлений, частей одежды. Гортань, пальцы, каблук, сердце, глаза, уста, «голова с рукою», локоть, ушная раковина — все это живет и действует само по себе: так создается впечатление, что герой отчужден от себя, отличается от нормального человека.
С этой манерой сочетается особый прием «растворения» персонажа в окружающей среде. Яркий пример — «Деревянный лаокоон, сбросив на время гору с...». Природа живет слаженной жизнью, как единый организм. Весь текст насыщен страданием
Деревянный лаокоон, сбросив на время гору с
плеч, подставляет их под огромную тучу. С мыса
налетают порывы резкого ветра. Голос
старается удержать слова, взвизгнув, в пределах смысла.
Низвергается дождь: перекрученные канаты
хлещут спины холмов, точно лопатки в бане.
Средизимнее море шевелится за огрызками колоннады,
как соленый язык за выбитыми зубами.
Одичавшее сердце все еще бьется за два.
Каждый охотник знает, где сидят фазаны, – в лужице под лежачим.
За сегодняшним днем стоит неподвижно завтра,
как сказуемое за подлежащим.
1975 – 1976
Сращению «Части речи» в единое целое также способствует постоянное внимание ко Времени в этих стихах. С одной стороны, едва ли не в каждом тексте указано время года. Когда читаешь стихотворения одно за другим, кажется, что автор фиксирует хронологию того, о чем говорится в цикле. (Например, между «Темно-синее утро» и «С точки зрения воздуха...» проходит полгода: в первом случае на дворе зима, во втором — лето).