Выводы философской антропологии

1. Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность (только Homo sapiens способен изготавливать орудия для изготовления орудий).

2. Второе отличие – способность абстрактно мыслить (осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности).

3. Человек способен непрерывно осваивать культуру с каждым новым поколением, т.е. социализация человека.

Время зарождения философской антропологии – XIX век.

Концепция философской антропологии:

· Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его деятельную активность, связь с миром себе подобными;

· Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию;

· Человек — существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других;

· Человек – центр пересечения двух начал — «порыва» и «духа». ( «порыв» - природное ядро, олицетворяющее влечения, биологические потребности, аффекты), ( «дух» - сфера разума и чувств);

· Их единство и образует сущность человека.

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность – это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение – это тоже деятельность, которая требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности – это помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь.

Речь – универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Т.о., речь – это орудие мышления. Между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого.



  Возраст и становление личности   Общество и общественные отношения Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определённая группа людей, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны. Рассматривая общество с социологической точки зрения, можно определить понятие «общество» как некую группу людей, которых объединяют общие интересы и цели. Выделением конкретного этапа в историческом развитии народа или страны характеризуется исторический подход к пониманию общества. Понятие «общество» имеет также и этнографический смысл, в этом случае внимание акцентируется на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей. Приведенные трактовки имеют следующие общие характеристики: ü общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием; ü определённое количество людей нельзя назвать обществом: для этого их должны объединять в общество совместная деятельность, общие интересы и цели; ü любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности; ü связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения). В широком смысле, с философской точки зрения, общество – это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Поэтому общество – это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов. Существуют 3 уровня социально-философского анализа общества: 1 – Конкретно-исторический: анализируются конкретные события, народы, гос-ва. 2 – Историко – типологический: обобщение, связанное с типологией общества. 3 – Социально-философский: выделение, анализ всеобщих свойств общества. Человек и сегодня остается преобразователем существующего мира, создателем, творцом нового. Этот созданный мир, получивший название «культура», по своему влиянию на жизнь людей не уступает воздействию природных факторов, именно поэтому культуру еще называют «второй природой». Понимание культуры как совокупности всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого, раскрывает это понятие в наиболее широком значении и наиболее полно соответствует первоначальному смыслу слова «культура». Отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, называются общественными.При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе.     Направленность личности   Общество как развивающаяся система Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость. Для анализа этой сложноорганизованной системы учёными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами общества было принято считать сферы общественной жизни. Принято выделять 4 подсистемы (или сферы) общественной жизни: экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения); социальная (структура общества, состоящая из классов, социальных слоёв, наций, взята в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом); политико-правовая (политика, государство, право, их соотношение и функционирование); духовно-нравственная (различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.). Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов – например, таких как общественные (социальные) институты. Институты общества: семья; производство; государство; образование; религия. Слово “институт” происходит от латинского слова “установление”. В различных определениях понятия общественный (социальный) институт акцентируются разные признаки данного понятия. Социальный институт – это: ü объединение людей для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности; ü чёткое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий; ü следование образцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях; ü наличие правовой основы этих способов деятельности и социального контроля за ними. В обществе как в сложной динамической системе между всеми отдельными подсистемами и элементами существуют многообразные причинные и функциональные связи. Определённые явления в обществе влекут за собой как следствие другие явления (это причинные связи) и в то же время отдельные элементы выполняют определённую роль в функционировании всего общества (это функциональные связи).   Общение как обмен инфор-мацией   Типология общества Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество. Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах. И все же у каждого исторического типа общества есть общие (типологические) характеристики, по которым ту или иную социокультурную общность людей относят к определенному историческому типу общества. Ученые продолжают обсуждать вопрос о том, какие именно черты следует считать существенными признаками, позволяющими отнести то или иное общество к цивилизации определенного типа. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют: — отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде); — отношение людей друг к другу (тип социальной связи); — система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества). Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин). Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение). К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества. Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд. Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению. Отличительные черты постиндустриального общества:
  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.   Общение как взаимодейст-вие   Историческое развитие человечества Ступени человеческой истории Формационный подход – Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.   Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:
Формационный подход Цивилизационный подход
1.Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития. 2.Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству. 3.Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.   1.В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности. 2.Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры. 3. Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.  

Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.

Существуют разные точки зрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества:

1. каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами);

2. формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);

3. устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).

Основные традиционно выделяемые ступени человеческой истории:

1 ступень – первобытность (примерно 3 – 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) - первобытнообщинная общественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотников и собирателей. Для ней характерны присваивающий характер хозяйства, полная зависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство в распределении благ определяется половозрастным отличием, господство коллективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменной культуры.

2 ступень – древность (примерно IV тыс. до н.э. – V в.н.э.) – рабовладельческая общественно-экономическая формация, доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогенная цивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальных цивилизаций.

3 ступень – средневековье (примерно V -Х V в.в.) – феодальная общественно-экономическая формация, аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступени сосуществуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская средневековая, византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей. Для этой ступени характерно аграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, как правило, находится в условной собственности социальной группы профессиональных воинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимости крестьянством. Существует жёсткая сословно-иерархическая структура общества, основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существование больших империй сменяется феодально-раздробленными государствами. В духовной сфере господствуют религиозные догматы.

4 ступень – новое время (примерно начало XVI – начало XX в.в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного, традиционного к индустриальному), с XIX века – индустриальное общество, техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временем является эпоха Гуманизма и Реформации ( XV - XVI в.в.). В это время формируется новая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы, стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это же время процесс первоначального накопления капитала и появления первых капиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлению новоевропейской (западной) цивилизации. Эта цивилизация, расширяя географические рамки, становится индустриальной цивилизацией.

5 ступень – современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация (в СССР – социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество (со второй половины XX века в развитых странах – постиндустриальное общество), техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуют локальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская, индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этой ступени – постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийся поток информации приводит к превращению товаропроизводящей экономики в обслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основным критерием социального неравенства становится не собственность, а уровень образования и знания, существует приоритет прав личности (страны Западной Европы, США).

Наши рекомендации